Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы гигиенического воспитания, формирования здо­рового образа жизни






Принцип актуальности — принцип гигиенического воспитания, ориентирующий его на обеспечение индивидов, групп лиц, наиболее важной и своевременной гигиенической информацией.

Актуальность гигиенической информации определяется совре­менными задачами по поддержанию здоровья, в т. ч. задачами здраво­охранения, а также проблемами местного (регионального, городского и т. д.) характера.

Принцип актуальности в гигиеническом воспитании предполага­ет отражение насущных проблем, связанных со здоровьем человека, экологией, гигиенической культурой, социальными нормами и цен­ностями и т. л

Принцип научности — принцип гигиенического воспитания, пре­дусматривающий осуществление теоретической и практической деятельности в этой области на основе научно обоснованных дан­ных. В соответствии с этим принципом в гигиеническом воспитании используются данные общественных наук (педагогики, психологии, социологии и др.), которые позволяют дать гигиеническую инфор­мацию в удобной, понятной, интересной для населения форме. При разработке содержания гигиенического воспитания особо важная роль принадлежит медицинской науке: гигиеническая информа­ции должна соответствовать современному состоянию и последним достижениям медицины, быть научно обоснованной, объективной, достоверной, избегать сенсационных сообщений, не имеющих науч­ных доказательств. Принцип доступности — принцип гигиенического воспитания, предполагающий соответствие его содержания, методов, форм, средств социально-культурном у уровню, интересам и потребностям индивида, группы яиц, социальной общности. Данный принцип предполагает оптимальный для усвоения объем информации и ра­циональность методики обучения. Большое значение для реализации этого принципа имеют дидактические подходы к ихтожению матери­ала: переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, четкое формулирование обобщений и выводов. Доступность инфор­мации достигается также эмоциональной, образной речью, отсутс­твием в ней непонятных медицинских терминов и наименований, использованием в качестве примеров жизненных фактов, применени­ем изобразительных средств.

Принцип положительного ориентирования — принцип гигиенического воспитания, предполагающий формирование типов поведения и сти­лей жизни, ориентированных на положительные эталонные образцы, одобряемые в обществе. В соответствии с этим принципом в процессе гигиенического воспитания следует уделять значительное внимание позитивным с точки зрения здоровья стилям жизни, их благотвор­ному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа — показ положительных примеров — более эффективна, чем показ отрица­тельных последствий негативного в отношении здоровья поведения.

Принцип единства теории и практики — принцип гигиенического воспитания, предполагающий возможность использования получен­ных индивидом или группой лип знаний на практике. Реализации принципа способствует иллюстрирование материалов по гигиени­ческой тематике фактическими данными, анализ конкретных прак­тических ситуаций с использованием теоретических сведений, а также, по возможности, практическая отработка желательных спосо­бов поведения в различных ситуациях. Согласно принципу, следует стремиться к тому, чтобы гигиеническое воспитание осуществлялось в условиях, позволяющих реализовать полученные знания в жизни, проверить их на собственном опыте. Принцип активного обучения — принцип гигиенического воспита­ния, способствующий устойчивому закреплению знаний и навы­ков здорового образа жизни, включающий качественный анализ, в том числе мозговой штурм, позволяющий учащимся высказать максимальное число версий по предлагаемому вопросу и вырабо­тать наиболее подходящую точку зрения на проблему в процессе ее обсуждения в малых группах с последующим подведением итогов в классе; ситуационные задачи с необходимостью выбора и принятия решения; ролевые игры; опыты и эксперименты; информационный поиск; рисование, моделирование, лепка; игры (настольные* сюжет­ные, лотерея и т.п.); танцы, пантомима, музыкальные и драматичес­кие сцены. При этом наряду с традиционными формами предъявлен ния информации (памятки, буклеты, выставки, картотеки, кино- и видеофильмы, слайды, плакаты) следует шире использовать малые формы пропаганды — информацию на пакетах, закладках, календа­рях, обложках школьных тетрадей и tjl.

Принцип единства обучения и воспитания — принцип гигиенического воспитания, предусматривающий усвоение индивидом или группой лип не только содержания информации, но и приемов ее обработки, отношения к ней* способов ее использования. Реализация данного принципа возможна в условиях комплексного использования методов передачи информации и методов, активизирующих познавательную деятельность, способствующих формированию творческой активнос­ти в отношении здоровья: метода проблемного изложения, эвристи­ческого метода обучения и т. д. При реализации данного принципа используются как формы гигиенического воспитания, основанные на деятельности специалиста (например, лекция), так и формы, предус­матривающие активное участие лиц, на которых направлено воздейс­твие (например, дискуссия).

Принцип дифференцированного подхода — принцип гигиенического воспитания, предусматривающий его осуществление с учетом харак­терных особенностей групп населения, на которые оно направлено. В соответствии с этим принципом в процессе гигиенического вос­питания следует учитывать признаки, послужившие основанием для формирования целевых групп: пол, возраст, состояние здоровья, национальные особенности быта, обычаи, традиции, географические особенности, уровень информированности, потребности в той или иной гигиенической информации и т.д. С учетом особенностей целе­вых групп дифференцируются содержание, методы, формы и средства гигиенического воспитания. Изменения объективной ситуации, задач гигиенического воспитания могут привести к необходимости учета новых специфических признаков при определении целевых групп.

Принцип индивидуального подхода — приннип г игиенического воспи­тания, предусматривающий его осуществление с учетом индивиду­альных особенностей человека, на которого оно направлено. В соот­ветствии с принципом осушествляетсялифференниации содержания, методов, форм, средств гигиенического воспитания с учетом состоя­ния здоровья, характерологических особенностей, темперамента, пода, возраста ит.д. Значение данного принципа возрастает в условиях повышения уровня гигиенической культуры населении, когда гигие­ническое воспитание на может осуществляться лишь путем массовой информации. В соответствии с этим принципом необходимо, чтобы каждый подросток имел возможность получить индивидуальную консультацию по вопросам, охраны и укрепления здоровья с учетом физиологических и психологических характеристик, социальных параметров. Реализация данного принципа в современных условиях предполагает разработку индивидуальных программ обучения на основе предварительного изучения статуса здоровья.

Принцип иллюстративности — принцип гигиенического воспи­тания, предусматривающий сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстраци­ями, конкретизирующими ее применение на практике. В практике гигиенического воспитания используются 3 вида иллюстративности: словесно-образная, знаковая (натуральные и искусственные пред­меты, плакаты, схемы, рисунки, фотографии и т. д.), представленная действиями. Применение той или иной разновидности иллюстратив­ности или возможное сочетание их должно находиться в соответствии с содержанием гигиенической информации и учитывать возможнос­ти адекватного понимания информации данной целевой группой. Иллюстративность способствует доходчивому и убедительному изло­жению материала, улучшает его восприятие.

Принцип последовательности — принцип гигиенического воспита­ния, предусматривающий выделение основных этапов и их логичес­кую преемственность в процессе его осуществления. Согласно этому принципу, гигиеническое воспитание осуществляется на всех этапах роста и развития подростка; при этом изучение нового материала должно иметь опору в ранее приобретенных знаниях. Логическая пре­емственность излагаемого материала позволяет избежать отрывочнос­ти, фрагментарности подлежащей усвоению информации, наличия в сознании противоречивых оцениваемых фактов и в целом формирует устойчивую убежденность в отношении здоровья.

Принцип системности - принцип гигиенического воспитания, предусматривающий постоянный, регулярный характер его осу­ществления, что позволяет дать знания, имеющие отношение к здоровью, в виде целостной системы. Системность в процессе гиги­енического воспитания дает возможность сформировать целостную концептуальную картину по вопросам здоровья, овладеть необхо­димыми знаниями и умениями, которые являются предпосылкой формирования позитивных в отношении здоровья стилей жизни, а также способствуют сознательной смене стиля жизни при измене-нии объективных условий. Реализация принципа возможна лишь в условиях координации деятельности всех учреждений и организа­ций, а также частных лиц, задействованных в гигиеническом воспи­тании (школ, учреждений среднего профессионального обучения, высших учебных заведений, лечебно-профилактических учрежде­ний, родителей, руководителей спортивных секций, организаторов внеклассной работы и т.д.).

Принцип стимулирования сознательности и активности —- принцип гигиенического воспитания, выражающий его направленность на повышение активности индивида, групп лиц, социальной общности в вопросах здоровья, такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Принцип стимулирования сознательности и активности является чрезвычайно важным, так как выступает в качестве основополагающего для изме­нения форм поведения и стилей жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.