Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические проблемы воспитания






Кризис в духовной жизни России постперестроечного перио­да, породивший потерю доверия к коммунистическим идеалам и ценностям, вылился в кризис смысла жизни, охвативший боль­шую часть общества, в том числе и молодежь. Аморфность целе­вых установок, абстрактность ценностных ориентаций, мировоз­зренческий вакуум в условиях преобразования общества, дестаби­лизация экономики и падение жизненного уровня ведут к эрозии и деформации нравственного сознания молодежи. Неуверенность в завтрашнем дне, равнодушие, цинизм, бездуховность характе­ризуют психологию молодых людей. В ближайшие годы следует ожидать дальнейшей коммерциализации профессионального об­разования, что отрицательно скажется на равенстве возможнос­тей получения образования, приведет к дальнейшей нравствен­ной эрозии.

Хотя педагогическая наука и не несет непосредственной ответ­ственности за описанные выше негативные явления, но в силу присущих ей функций она обязана привлечь все силы общества к


решению насущных и перспективных проблем образования, ох­ваченного кризисом, как и все сферы жизни общества. В такой ситуации особо пристального внимания заслуживает проблема воспитания подрастающего поколения.

Отечественные исследования, посвященные воспитанию, ста­вят ряд острых проблем:

1. Поиск цели воспитания при отсутствии национальной идеи. Соотнесение внешне заданных целей воспитания, реализуемых в деятельности педагога, и внутренне принятых целей, реализуе­мых в деятельности учащихся.

2. Определение места и роли всех субъектов воспитания в вос­питательной системе. Особого переосмысления требует проблема коллективного и личного в воспитании.

3. Определение места и роли в системе воспитания молодежных объединений и организаций, других форм ученического соуправ-ления, без которых возникает такое важное качество, как самодея­тельность — ведущая детерминанта личностного развития.

Важное значение в решении этих проблем имеет социально-профессиональное воспитание обучающейся молодежи. В широком смысле слова социально-профессиональное воспитание — взаи­модействие двух и более субъектов (общества и личности, соци­альной общности и индивида), необходимое и достаточное для профессионального становления будущего специалиста в соответ­ствии с объективными требованиями общества. Важную роль в освоении профессии играет профессиональное образование, сис­тема мер по профориентации, профконсультации, профотбору и профподбору для конкретных видов профессий, а также повыше­ние квалификации.

В узком смысле профессиональное воспитание выступает как специально организованный и контролируемый процесс станов­ления личности, адекватной профессиональному труду. Станов­ление нежестко психологически и технологически управляется обстоятельствами, формирующими профессиональную направлен­ность, интерес к избранной профессии, понимание общественно­го смысла и личностной значимости профессионального труда, сознательное и творческое отношение к профессиональной дея­тельности, специфическое профессиональное поведение, профес­сиональную этику, мастерство, зрелость, индивидуальный стиль (как единство внешних и внутренних характеристик), профессио­нальную ответственность и надежность1. Все это служит предпо­сылками социально-профессиональной мобильности, ответствен­ности и конкурентоспособности специалиста в условиях рыноч­ных отношений.

1 См.: Петралов Б.С., Гейжан Н.Ф. Профессиональное воспитание учащих­ся. — СПб., 1994.


Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффектив­ное функционирование системы профессионального воспитания специалиста в процессе преподавания циклов гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, включает в себя:

– создание ситуаций выбора на каждом этапе профессиональ­ного воспитания;

– дифференциацию целей, задач и содержания профессио­нального воспитания с учетом индивидуальных особенностей уча­щихся;

– направленность образовательного процесса на решение за­дач профессионального воспитания, на построение системы про­фессиональных отношений;

– процесс профессионального воспитания строится на основе ведущей роли программы самореализации и саморазвития лично­сти будущего специалиста;

– организацию сотрудничества при условии взаимного дове­рия, диалога, установленных субъект-субъектных отношений пре­подавателя и учащихся;

– ориентацию учащихся в ценностях будущей профессиональ­ной деятельности;

– построение содержания курсов гуманитарных, психолого-педагогических и специальных дисциплин с учетом ориентации на самопознание, саморазвитие, самоанализ, разрешение внутрен­них конфликтов, построение позитивных жизненных и профес­сиональных планов1.

Конституирующая основа данного типа воспитания — профес­сия. Профессиональное воспитание обеспечивает социально-про­фессиональное становление личности, актуализирует индивиду­ально-психологический потенциал, удовлетворяет потребности в социальном и профессиональном самоопределении. Для реализа­ции личностно ориентированного профессионального воспита­ния требуется обеспечить необходимые педагогические условия:

– профессиональную компетентность педагогов;

– реализацию прав учащихся на качественное образование;

– содержания образования, адекватное социокультурным реа­лиям и тенденциям развития цивилизации;

– вариативность и дифференцированность образования, позво­ляющие адаптировать педагогическую систему к учащимся с раз­личными индивидуально-психологическими особенностями;

– единство действий всех субъектов образовательного процес­са (учащиеся, родители, педагоги, администрация);

– комплекс развивающих, личностно ориентированных педа­гогических технологий;

1 См.: Кузьмин А.М. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов физической культуры: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. — Челябинск, 1999.


– охрану и укрепление здоровья обучающихся (валеологичность образовательного процесса и среды).

О воспитание учащихся сложено немало мифов.

М и ф п е р в ы й. Воспитание есть методология и средство борь­бы с негативными или нежелательными проявлениями учащихся. Если этот процесс неэффективен, следовательно, виноваты педа­гоги, которые «не воспитывают учащихся». Сказанное — удобное средство воздействия администрации на педагогов.

М и ф в т о р о й. Воспитание рассматривается как целенаправ­ленный процесс формирования желаемых качеств. Налицо идея «силовой» парадигмы воспитания, которая существует и сегодня. Учащимся предлагаются различные ненужные мероприятия, со­вершенно далекие от их реальных потребностей и запросов. Кро­ме того, некоторых воспитателей надо и самих воспитывать. Не­состоятельность парадигмы показывает современное состояние воспитательного процесса. Нельзя заставить человека быть вос­питанным и развиваться. Человек должен осознать необходимость и целесообразность этого. Следовательно, задача воспитателя — не искусственно формировать качества, а способствовать возник­новению стимулов для саморазвития, развития активности вос-питуемого. Предлагается парадигма педагогики сотрудничества, декларирующей единство воспитания и самовоспитания.

М и ф т р е т и й. Воспитание охватывает различные виды дея­тельности, следовательно, и воздействие нужно осуществлять че­рез разные сферы: трудовую, нравственную, политическую и т.д., так как развитие человека связано с его вовлечением во все виды деятельности. Однако процесс воспитания инвариантен. Есть об­ласти, качества личности, (о чем знает только она сама) которые нельзя развивать через какую-либо сферу деятельности. Поэтому и ее способность к саморазвитию нельзя «воспитывать» через сферы деятельности.

М и ф ч е т в е р т ы й. Воспитание осуществляется посредством овладения культурой. Овладение культурой — самостоятельное творчество, средство индивидуализации. Следовательно, овладе­ние профессиональной культурой должно лежать в основе про­фессионального становления1.

Существование мифов о воспитании ставит вопрос: какой дол­жна быть воспитательная работа? Рассмотрим возможные спосо­бы преодоления этих мифов.

Важную роль в учебном заведении отводится воспитанию акту­ализации, демократизации и театрализации профессионально-обра­зовательного процесса. Под актуализацией мы понимаем деловое и

1 См.: Социально-профессиональное воспитание студентов/ Э.Ф.Зеер, Н.Н.Гордеева, М.А.Реньш, И.И.Хасанова; под ред. Э.Ф.Зеера. — Екатерин­бург, 2000.


искреннее обсуждение в учебное и внеучебное время современных социальных, культурных и профессиональных проблем, которые живо затрагивают интересы обучаемых. Принцип демократизации подразумевает активное участие самих учащихся в организации учебного процесса и контроля за его качеством. Театрализация ре­ализует такой принцип: сначала заинтересовать, а потом научить, причем система интересов должна строиться вокруг профессио­нальных ценностей как индикаторов соответствующей культуры.

Педагогика сотрудничества предполагает высокий профессио­нальный уровень самих преподавателей, их педагогическое мас­терство, умение эмоционально, фасилитационно взаимодейство­вать с учащимися. Анализ психологических и педагогических тех­нологий сотрудничества педагогов и учащихся позволяет выде­лить ряд п р и н ц и п о в, к о т о р ы е с л е д у е т р е а л и з о в ы-вать в воспитательном процессе.

Принцип свободы выбора. В жизни существует огромное количе­ство ценностей, в том числе профессиональных. Одни мы игнори­руем, другим следуем, третьих не знаем. Но среди них есть одна — свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых идей, отсутствие выбора. Однако важно, чтобы право выбора было урав­новешено осознанной ответственностью за него. Выбор будущей профессии должен предполагать свободу самоопределения в ней.

Принцип открытости. Сегодняшний учащийся смутно пред­ставляет себе границы своих информированности и незнания. Поэтому обучение должно быть тесно связано с развитием любоз­нательности, в противном случае оно превращается в воспитание исполнителя. Важно не только побуждать познание, но и сталки­вать учащихся с проблемами, решения которых лежат за предела­ми изучаемого курса. Для этого используются открытые задачи, имеющие размытые, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов.

Принцип деятельности. Чтобы знания становились инструмен­том, а не багажом интеллекта, учащийся должен уметь ими пользо­ваться: преобразовывать, дополнять, находить новые связи и со­отношения, рассматривать их в разных моделях, т.е. осваивать знания и умения в деятельности. Следовательно, необходимо уве­личение удельного веса практики в процессе обучения. Это осо­бенно важно для формирования у учащихся профессиональной направленности.

Принцип обратной связи. Отслеживание (мониторинг) в про­цессе профессиональном обучении таких параметров, как выра­женность профессионально важных качеств учащихся, уровень их нравственного развития, воспитанности, — необходимое условие профессионального становления личности.

Важное место в воспитании занимает внеучебная деятельность. Ее основные особенности и направления отражены в табл. 27.


Т а б л и ц а 27






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.