Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни обобщения знаний, необходимых для формирования трудовых умений






 

Знания об объек­те действия Знания о действиях с объектом
Уровень Преимуществен­ный источник формирования Уровень Преимуществен­ный источник формирования
1. Непосредст­венные (чувст­венные) знания о техническом объекте — вос­приятия и пред­ставления Непосредствен­ное наблюде­ние технических объектов, вы­полнение лабо-раторно-прак-тических работ, изучение объек­та в процессе дальнейшей работы с ним Непосредствен­ные (чувствен­ные) знания о действиях с тех­ническим объ­ектом — вос­приятия и пред­ставления Показ выполне­ния действий мастером про­изводственного обучения, наб­людение про­цесса выполне­ния этих дейст­вий другими, обогащение восприятий и представлений в процессе вы­полнения тру­довых действий
2. Феномено­логические (описательные) знания об уст­ройстве и дейст­вии техниче­ского объекта Изучение курса специальной технологии Феноменоло­гические (опи­сательные) зна­ния о действиях с техническим объектом Инструктаж, инструкцион­ная карта, изу­чение курса специальной технологии
3. Знание об­щих принци­пов устройства и действия тех­нических объек­тов определен­ного вида, клас­са Изучение обще­технических предметов (электротехни­ки, материалов едения и т. д.), специальной технологии Знание общих правил (алго­ритмов) дейст­вий с различ­ными техниче­скими объекта­ми определен­ного вида, клас­са в различных условиях Объяснение ма­стера производ­ственного обу­чения, изучение курса специаль­ной техноло­гии, самостоя­тельное овла­дение знаниями в процессе тру­довой деятель­ности

1 См.: Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. — М., 1986. — С. 40.


Окончание табл. 26

 

Знания об объек­те действия Знания о действиях с объектом
Уровень Преимуществен­ный источник формирования Уровень Преимуществен­ный источник формирования
4. Знание естественно­научных основ, принципов устройства и действия тех­нических объектов Изучение кур­сов математики, физики, химии и т.д., иллюст­рация явлений, законов, теорий в процессе изу­чения обще­технических и специальных предметов, про­изводственного обучения Знание научных основ, общих принципов тех­нологии отрас­ли и организа­ции трудовой деятельности рабочего, основ экономики и организации труда и произ­водства Изучение курса специальной технологии, предметов «Основы эконо­мических зна­ний», «Мате­риалы и техно­логия машино­строения» и т. п., связь преподавания общественных и общеобразо­вательных дис­циплин с про­фессиональной подготовкой учащихся

Обучение знаниям реализуется посредством различных видов деятельности. К ним относятся:

1) демонстрация учащимся различных предметов и явлений;

2) наблюдение учащихся за этими предметами, явлениями и выделение ими различных сторон, свойств, связей;

3) сравнение, сопоставление и противопоставление (анализ) выявленных свойств; выявление и объединение (синтез) таких свойств, общих для всех рассмотренных объектов или, наоборот, различающих объекты по группам;

4) абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в терминах;

5) обобщение понятия путем применения термина к различ­ным объектам, имеющим выделенные признаки.

Изложенный путь формирования знаний в одних случаях мо­жет демонстрироваться педагогом, в других — обнаруживаться или создаваться самими учащимися при изучении литературы, прове­дения практических работ, упражнений, экскурсий и др. Точно так же наблюдение, анализ, синтез, сопоставление, абстрагирова­ние и обобщение могут осуществляться самим преподавателем, проводиться учащимися под руководством педагога, наконец, стать


продуктом самостоятельной познавательной деятельности учащих­ся в проблемных ситуациях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.