Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологическая карта развивающего образования






 

Структурные элементы образования Смыслообразующие положения развивающего образования
Цель Развитие метаобразований личности, актуализация профессионально-психологического потенциала, про­гнозирование профессионального роста
Принципы Признание самоценности и индивидуальности траек­тории профессионального становления Конгруэнтность содержания профессионального обра­зования инновационному характеру профессиональной деятельности Учет субъективного опыта специалиста Удовлетворение потребности личности в профессио­нальных самоопределении, самосовершенствовании и саморазвитии Создание благоприятного психологического климата при сотрудничестве всех субъектов профессионального развития Обеспечение самоконтроля и самокоррекции профес­сионального становления
Задачи Стимулирование и мотивирование профессионального развития, роста, карьеры Повышение компетентности: социально-экономической, правовой, психологической, специальной (профессио­нальной) Расширение сферы компетенции личности: развитие инициативности, ответственности, корпоративности, приверженности организации, предприятию Развитие метапрофессиональных качеств Рефлексия профессионального становления и форми­рование позитивной Я -концепции Психологическая поддержка и профессиональное са­мосохранение специалиста Проектирование альтернативных сценариев профессио­нальной жизни
  Формирование индивидуального стиля деятельности Преодоление деструктивных тенденций профессио­нального развития: кризисов, стагнации, деформаций

Окончание табл. 25

 

Структурные элементы образования Смыслообразующие положения развивающего образования
Содержание Общие социально-экономические и правовые знания Общеобразовательная, общетехническая, общепрофес­сиональная и специальная подготовка Опережающая и инновационная подготовка Повышенное профессиональное образование Субъективный опыт специалистов Квалификационно-должностные обязанности
Технологии Технологии обогащения социально-профессиональной направленности Диагностика метапрофессиональных характеристик Тренинги личностного и профессионального роста, делового общения, интеллектуальных умений, мета-профессиональных качеств и др. Организационно-деятельностные игры: деловые, пла­новые, имитационные и др. Метод проектов Когнитивное инструктирование: метод направляющих текстов, комплексные задания, инструкционные карты и др.
Мониторинг профессио­нального развития Уровни профессионального развития: – репродуктивный, – адаптивный, – эвристический, – рефлексивно-оценочный, – творческий, – самоактуализационный

Реализация развивающих технологий предполагает выполне­ние функций «действующего лица». Человек не просто усваивает готовые знания (компетентности), а активно участвует в их «от­крытии», самостоятельно определяет способы действия в разно­образных жизненных и профессиональных ситуациях (компетен­ции). При этом он раскрывается для самого себя, у него развива­ется аутокомпетентность, формируются качества, обеспечиваю­щие профессиональную успешность, мобильность и конкурентос­пособность (метапрофессиональные качества).

Технологии формирования метаобразований характеризуются интегрированностью, которая достигается благодаря триединой направленности образовательного процесса: знания, действия, субъектность (многообразие психологических способностей и ме-


ханизмов, представленных интеллектом, чувствами, побуждения­ми, волей, характером человека).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте характеристику образовательных технологий.

2. Назовите основные образовательные парадигмы. Сравните их дос­тоинства и недостатки.

3. Рассмотрите сущность контекстно-компетентностного обучения.

4. Перечислите основные этапы выполнения проектов. В чем заклю­чается развивающая функция этого метода?

5. Обоснуйте психологические особенности развивающих тренинго-вых технологий.

Рекомендуемая литература

Козлова А.Д. Образовательные технологии: учеб. пособие. — Красно­ярск, 2005.

Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. — М.; Воронеж, 2003.

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектиро­вания педагогических систем. — М., 1999.


Р А З Д Е Л IV






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.