Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические условия формирования субъекта профессионального и личностного самоопределения






 

Профессиональная активизация предполагает участие в этом процессе всех лиц, включенных в систему профориентации (психологов, педагогов и др.) и участвующих в проведении профориентационной работы.

Выделяется три формы активизации: мотивационно-эмоциональная, познавательно-интеллектуальная, практико-поведенческая (Рис.1).

 

 

Рис1. Формы активизации

 

Мотивационно-эмоциональная активизация основывается на привлечение внимания к проблемам профессионального самоопределения с помощью активизирующих вопросов, обсуждения неожиданных проблемных ситуаций, связанных с выбором профессии и т.п.

Познавательно-интеллектуальная активизация предполагает включение клиентов в совместную деятельность по решению задач (ситуаций выбора). В ходе решения задач клиенты сталкиваются со своей неспособностью разобраться в предлагаемой задаче-ситуации. Это вызывает удивление и потребность в подсказке со стороны профконсультанта. Анализируя разные типы профконсультационных ситуаций с использованием небольших подсказок, клиент приходит к решению ситуации самостоятельно. В конечном результате у клиента формируется свой, индивидуальный способ анализа профконсультационных ситуаций.

Практико-поведенческая активность предполагает готовность к совершению клиентом действий, направленных на решение его профориентационных проблем. Активизация подталкивает клиента к совершению самостоятельных действий. Могут использоваться домашние задания клиенту с контролем их выполнение. Любые успешные действия положительно подкрепляются. Это способствует формированию чувства уверенности в своих силах и в возможности решать свои проблемы самостоятельно.

Для каждого вида активизации целенаправленно разрабатываются конкретные методики и технологии, однако наиболее желательным является такой вариант работы, когда все формы активизации дополняют друг друга. На первых этапах формируется эмоциональная активность (интерес), затем на ее основе мотивационная готовность к решению конкретных профориентационных проблем.

Рис.2. Психологические условия самоопределения

Психологические условия самоопределения. Формирование человека как субъекта профессионального самоопределения, т.е. обладающего достаточной личностной зрелостью для самостоятельного принятия решения, оказывается возможным при определенных психологических условиях.

Профессиональное самоопределение в первую очередь основывается на избирательном отношении к трудовой деятельности. Оно формируется по мере развития и проявляется в том, какие моменты профессиональной деятельности кажутся привлекательными или непривлекательными (процесс труда, его предмет, общественный статус, условия труда и т.п.). Другим важным качеством является способность к рефлексии. Она формируется в ранней юности и проявляется в склонности к размышлению над самим собой, своими особенностями, сильными и слабыми сторонами. Со способностью к рефлексии связано развитие самосознания, в основе которого лежит формирование образа «Я» (знания о себе) и отношения к себе. Самосознание является основой самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. К качествам субъекта профессионального самоопределения относятся также способность к сознательной и произвольной саморегуляции, способность находить личностные смыслы и нести ответственность за свои решения и действия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.