Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы активизации профессионального и личностного самоопределения






 

Активизирующие методики могут использоваться в работе с людьми разных возрастных групп. Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности: процедура реализации вызывает у участников интерес, обсуждаемые вопросы имеют для них личную значимость. Участие является добровольным, каждый может свободно отказаться от приглашения. Актививизирующая методика предполагает совершения действий, происходящих в двух планах: реальных и вымышленных. Ведя беседу, консультант и клиент могут перемещаться в воображаемом плане в иные времена и ситуации, работать с абстрактными образами, совершая своего рода мысленные эксперименты. Полагается, что чем больше выражен план воображаемый, тем больше потенциал методики для активизации.

В том случае, если клиенты не отличаются высоким уровнем развития воображения, консультанту приходится использовать методики, задействующие план реальных внешних игровых действий. Далее, когда у клиентов появится интерес, переходят к более сложным активизирующим процедурам, требующим действий во внутреннем плане (плане воображения). В итоге действия, которые клиент использует в задаваемых консультантом ситуациях, присваиваются клиентом и он получает средства, методы, приемы, которые он может использовать уже самостоятельно для решения своих профориентационных проблем. Конечная цель активизирующей методики таким образом – вооружение клиента средствами для самостоятельных действий.

Любая процедура так и иначе содержит в себе активизирующий потенциал, однако существуют особая группа методов, которые изначально была разработаны для решения задачи активизации клиента.

Существует несколько групп активизирующих профориентационных методик для людей разных возрастов, от школьников и старше: профориентационные игры с классом, бланковые игры, карточные информационно-поисковые системы, активизирующие профориентационные опросники, схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др. Большинство профориентационных игр с классом и активизирующих опросников требуют 40–45 минут (время урока), карточные и настольные игры длятся 1, 5–2 часа, отдельные групповые карточные игры продолжаются 2, 5–3 часа.

Рис.3. Разновидности активизирующих методик

Профориентационные игры с классом, с большими аудиториями предназначены для работы с учащимися VI–XI классов, проводятся в рамках урока одним ведущим. Многие профориентационные игры моделируют профессиональную деятельность или отдельные ее элементы, дают возможность проигрывать социальные и профессиональные отношения, создавая условия для самоанализа и осознания своего отношения к профессии.

Профориентационные игры применяются в дополнение к другим формам работы: диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуальным консультациям. Игры отличаются динамичностью, вызывая повышенный интерес у школьников.

Примеры игр: «Пришельцы», «Три ветерана» («Три судьбы»), «Остров», «Спящий город», «Существо» (ценностно-нравственные профориентационные игры), «Стажеры-инопланетяне», «Ассоциации» (профориентационный вариант), «Угадай профессию», «Вакансия», «Новичок-Наставник» (пробно-ознакомительные игры), Профконсультация», «Приемная комиссия», «Пять шагов», «Советчик» (игры, в которых отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях).

Игровые профориентационные упражнения и микроситуации близки к психотерапевтическим упражнениям и проводятся в подгруппах (8–15 человек) или малых группах (6–8 человек). Большинство игр предполагает размещение участников на стульях по кругу как при работе в психотерапевтических группах.

Примеры игровых профориентационные упражнений: «Профессия на букву…», «Подарок», «Любимое блюдо», «Маскарадный костюм», «Человек-профессия», «Автопортрет» (профориентационный вариант), «Кто есть кто?», «Самая-самая», «Цепочка», «Ловушки-капканчики», «Эпитафия», «Звездный час» и др.

Игровые микроситуации моделируют различные элементы профессионального общения, часто связанные с конфликтами (например, ситуации общения продавца с покупателями), такие упражнения требуют участия 3-6 человек.

Игры-дискуссии используются при работе с классом для актуализации важных проблем, связанных с самоопределением и планированием своей жизни. Результатом игры-дискуссии может быть формирование культуры внутренней дискуссии, когда человек размышляя, дискутируя с самим собой рассматривает различные варианты решения своих проблем, что делает размышления более обоснованными.

Примеры игр-дискуссий: «Заработная плата работника (Зарплата – один из факторов профессионального выбора. Дискуссия активизирует размышления по поводу обоснованности различий в заработной плате у разных категорий работников). «Свобода. Ответственность. Справедливость» (активизация размышлений о перспективных вариантах развития страны, основанных на принципах свободы, ответственности и справедливости).

Карточные профконсультационные методики. Выделяются информационно-поисковые системы – «профессьянсы» и игровые карточные методики. Профессьянсы – внешне напоминают раскладывание «пасьянсов». В результате раскладывания профессьянса на столе из специальных карточек выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий. Игровые карточные методики предназначены для моделирования жизненного пути. Клиент, преодолевая различные игровые «трудности», моделирующие реальные жизненные проблемы, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. Карточные методики занимают много времени, от 40 минут до 3 трех часов, что ограничивает их практическое применение.

Настольные карточные игры эффективны при использовании профконсультантом во внеурочной работе, они их успешно осваиваются родителями школьников

Бланковые карточные методики требуют самостоятельного изготовления участниками карточек и игровых бланков. В бланки заносятся результаты игры с использованием игровых карт.

Бланковые игры с классом. Игра ведется под руководством психолога со всем классом и с каждым в отдельности. Оформление бланка демонстрируется на доске, каждый участник оформляет свой собственный бланк, который затем используется в игре. Методики данной группы моделируют отдельные нравственные аспекты различных профессий. Работа с карточками и бланками позволяет в наглядной форме демонстрировать все стороны проблемной ситуации, задаваемые психологом вопросы стимулируют размышления о том, что раньше, возможно, не приходило в голову, обнаружить противоречия и т.п.

Активизирующие и ценностно-смысловые профориентационные опросники. Главная цель таких опросников – заставить задуматься над вопросами, которые при их обсуждении не вызывают как правило интереса и кажутся «скучными». Работа с активизирующим опросником требует выражения (и прояснения) своей позиции по ходу заполнения бланка. Данные методики снабжены приблизительными нормами, что позволяет также выносить диагностические заключения. Ценностно-смысловых опросники являются разновидностью профориентационных опросников. главный акцент делается на нравственных аспектах профессионального и личностного самоопределения. Ценностно-смысловые опросники включают в себя элементы игры, вносящие интригу в заполнение методики и позволяющие затрагивать сложные этические вопросы.

Примеры активизирующих опросников: «Будь готов!» «Как поживаешь?» «За и против» и другие.

Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения составляют особую группу активизирующих методов. В основе каждой схемы заложена некая теоретическая модель, позволяющая в обобщенном виде рассматривать сложные вопросы, связанные с принятием решения и планированием перспектив развития. Использование схем дает возможность представлять достаточно сложные теоретические конструкции в простой и наглядной форме.

Использование схемы начинается созданием мотивационной основы рассмотрения данного вопроса (озадачивание подростков), далее они знакомятся со схемой и рассматривают с ее помощью несколько типичных задач-ситуаций. На завершающем этапе каждый подросток использует схемы для оценки собственной ситуации.

Примеры схем: «восьмиугольник основных факторов выбора профессии Е.А. Климова, схема уровней сформированности личного профессионального плана, схема альтернативного выбора и построенные на ее основе методики уточнения выбираемой специальности конкретных учебных заведений (общая оценка ситуации самоопределения); схема осуществления человека по В. Франклу; поле ценностных ориентаций; «нравственный перекресток»; схема «расплаты и достижений» и др.

Активирующие методики могут включаться в различные программы профориентационной работы. Основное требование к методам активизации профессионального и личностного самоопределения – их понятность и доступность для использования на практике. Работая с активизирующими методиками, психолог предоставляет возможность клиенту самому делать для себя выводы. Основная его задача – организовать активность, познакомить с правилами игры или работы с методикой. В процессе работы психолог задает уточняющие, наводящие, провокационные вопросы, вызывая у клиента эмоциональную реакцию, которая помогает ему всерьез задуматься и захотеть самому разрешить свои проблемы и внутренние противоречия. Профконсультант должен организовывать взаимодействие участников, демонстрировать поддержку и эмпатию, создавать условия для самовыражения всех участников группы. Создатели активирующих методик допускают возможность творчества со стороны педагогов и психологов, импровизацию при их использовании.

Вопросы по теме

1. Что понимается под активизацией профессионального самоопределения?

2. Дайте краткую характеристику психолого-педагогическим условиям формирования субъекта профессионального самоопределения.

3. Что такое активизирующая методика?

4. Как проводятся активизирующие методики?

5. Дайте краткую характеристику основным группам активизирующих методик.

6. В составе небольшой подгруппы из 2–3 человек подготовьте и проведете в своей учебной группе активизирующую профориентационную методику. Обсудите результаты с однокурсниками: что у вас получилось хорошо, а что требует совершенствования.

Литература по теме

1. Пряжников Н.С.Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8–11классы). – М.: ВАКО, 2006.

2. Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников – М.: Издательство «Первое сентября», 2004.

3. Пряжников Н. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002

4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. – М.: Институт практической психологии, 1997.

 

Вопросы для самопроверки

 

(??)Активизация профессионального самоопределения(??)

(??)Не является активизирующей методикой:

(?)Активизирующий опросник

(?)Игровая карточная методика

(?)Профориентационная игра с классом

(!)Профориентационная экскурсия

(??)Создатели активирующих методик отмечают необходимость строгого соблюдения требований руководства к методикам при их практическом использовании. Данное требование

(?)Относится ко всем методикам

(?)Только к карточным играм

(?)Только к методикам, проводимым с группами

(!)Не существует, авторы допускают творчество в применении активизирующих методик.

(??)Профессьянсы – это

(!)Активизирующие методики

(?)Опросники профориентационные

(?)Разновидность профессиограммы

(?)Помощник профконсультанта

(??) Игровые профориентационные упражнения предназначены для проведения

(?)В парах

(?)В классах из 20–25 человек

(!)В подгруппах (8–15 человек) или малых группах (6–8 человек)

(?)Количество участников не имеет значения

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.