Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нервные теории темперамента. Концепция И.П. Павлова






Более серьезно­го внимания заслуживают теория связи некоторых общих свойств нервных про­цессов с типами темперамента.

И. П. Пав­ловым было разработано (в 20-30-е г. XX в.) учение о типах нервной системы. По мнению И. П. Павлова высшая нервная деятельность характеризуется свойствами: сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тип нервной си­стемы, или тип высшей нервной деятельности. Под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим прояв­лением общего типа нервной системы.

Некоторые из сочетаний свойств типа, которые встречаются чаще других или же выступают наиболее ярко, и могут, согласно И.П. Павлову, служить объяснением той классификации темпера­ментов, которая известна с глубокой древности.

Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам тем­перамента:

- сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник;

- сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик;

- сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик;

- слабый тип — меланхолик.

В психофизиологической школе Б.М. Теплова произошел отказ от изучения типов темперамента. В 50-е гг., в результате лабораторных исследований, проводившихся под руководством сначала Б. М. Теплова, а затем — В.Д. Небылицына, типология Павлова была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность, концентрированность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости воз­никновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В.Д. Небылицын, а позднее и его ученик Русалов В.М. выделяют в темпераменте две подструктуры: активность и эмоциональность. Согласно представлениям Русалова, в основе темперамента лежат свойства не отдельной какой-либо биологической системы, а общая конституция человеческого организма. В общую конституцию автор предлагает включать и генетические, и биохимические, и соматические, и физиологические, и нейрофизиологческие характеристики человека. Русалов, помимо активности и эмоциональности, выделяет еще 4 компонента: эргичность, скорость, пластичность и эмоциональность. Автор дает подробное описание степени проявления компонентов темперамента в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах деятельности.

Большинство авторов считают темперамент генотипом, т.е. прирожденная особенность нервной системы.

Психологические теории темперамента

Все попытки резкого разделения индивидов на группы по свойствам искусственны и произвольны, считает Я. Стреляу (1982). Позитивной реакцией на эту критику, возникшей уже в начале XX века, стали исследования темперамента, сводящиеся к «чистому» психологическому описанию (или характеристике) свойств темперамента, абстрагирующемуся от строения и функ­ции организма. Одной из первых явилась теория темперамента, принадлежащая гол­ландским психологам Г. Хеймансу и Е. Вирсме.

Согласно авторам существует три основные, биполярные характеристики темперамента: 1. Эмоциональность - отсутствие эмоциональности. Это свойство определяется измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции. 2. Активность — пассивность. Активность – это потребность в действии, в осу­ществлении плана или замысла. 3. Первичная функция — вторичная функция. Люди с развитой первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, причем эффект этих реакций быстро угасает. Напротив, у индивидов, характеризующихся вторичной функцией, первоначальная реакция на раздражитель является слабой, затем она постепенно усиливается и сохраняется более длительное время

Из различных комбинаций из «Эмоциональнос­ти», «Активности» и «Первичности и Вторичности» было получено восемь основных типов темпераментов: 1.Высокие эмоциональность и активность, первичность формируют «бурный» тип (холерик); 2. Высокие эмоциональность и активность, вторичность – «страстный»; 3. Низкие эмоциональность и активность, первичность – «аморфный»; 4. Низкие эмоциональность и активность, вторичность – «апатичный»; 5. Высокая эмоциональность, низкая активность, первичность – «нервный»; 6. Высокая эмоциональность, низкая активность, вторичность – «сентиментальный»; 7. Низкая эмоциональность, высокая активность, первичность – «сангвиник»; 8. Низкая эмоциональность, высокая активность, вторичность – «флегматик».

Типология К. Юнга

Карл Юнг тоже делил людей на типы, исходя из психологических различий, которые, он считал врожденными. К. Юнг выделил два общих типа — экстравертированный и интровертированный.

Для экстравертов характерна направленность на объект, поэтому мнения других лю­дей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окру­жающей действительности.

У интроверта субъективное всегда превалирует над объек­тивным, и ценность субъекта всегда выше, чем ценность объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые вызвали эту эмоцию, а на собственные переживания. Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или мнение других людей.

Кроме сознательной установки оба типа имеют и бессознательную установку, которая по отношению к первой выполняет компенсаторную функцию и находится с ней в реципрокных (противоположных) отношениях: чем больше преувеличивается сознательная установка, тем примитивнее и инфантильнее становится бессознатель­ная.

В зависимости от развитости четырех основных психических функций: мышления, эмоции, ощущения и интуиции,

К. Юнг выделяет четыре типа экстравертов и четыре типа интровертов:

Экстравертированный мыслительный, Интровертированный мыслительный,
Экстравертированный эмоциональный, Интровертированны эмоциональный,
Экстравертированный сенсорный, Интровертированны сенсорный,
Экстравертированный интуитивный Интровертированны интуитивный

 

Представления о темпераменте Г. Айзенка

Английский психолог Ганс Айзенк построил свою модель типов темперамента. Тип темперамента, согласно автору, представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал: «экстраверсия—интроверсия» и «эмоциональная стабильность—нейротизм». Первая шкала характеризует индивида со стороны «открытости» внешнему миру. Вторая шкала – со стороны его эмоциональной устойчивости. Сочетание эмоциональной устойчивости с экстраверсией Г. Айзенк отождествляет с типом сангвиника; эмоциональной лабильности и экстраверсии — с типом холерика; эмоциональной устойчивости с интроверсией — с типом флегматика, эмоциональной лабильности с интроверсией — с типом меланхолика.

Изучение темперамента с использованием факторного анализа

Одной из первых попыток определения структуры темперамента с помощью факторного анализа были исследования английского психолога С. Берта Он выделял 3 фактора: 1. общая эмоциональность (эмоциональная неустойчивость); 2.стенические (экспрессивные) эмоции — астенические (заторможенные) эмоции; 3 положительные эмоции — отрицательные эмоции.

Дж. Гилфорд предложил 13-факторную теорию, определяющую структуру темперамента. Эти факторы не связаны с интеллектуальными способностями и, как правило, не подвергаются значительным изменениям под влиянием социального опыта. Это дало основание Дж. Гилфорду отнести выделенные им факторы к темпераменту, а не к личности.

К. Лоуэлл выделила на основании модели Гилфорда 4 суперфактора: фактор I: вспыльчивость—сдержанность; фактор II: реализм; фактор III: эмоциональность; фактор IV: социальная адаптируемость. Эти факторы независимы друг от друга, о чем свидетельствует отсутствие корреляции между ними. Таким образом, индивид, обладающий определенной характеристикой по одному из указанных факторов, может занимать любую позицию в отношении остальных.

Л. Тэрстоун выделил семь факторов второго порядка и назвал их основными: Активность, Энергичность, Импульсивность, Доминантность, Стабильность, Социабельность, Рефлексивность.

Изображая графически типичное для данного индивида значение каждого фактора, получают так называемый профиль темперамента, в ко­тором отражаются полученные оценки по всем измерениям, а также отношения между ними. Каждый индивид имеет свой характерный профиль.

А. Басе и Р. Пломин считают, что в темпераменте должны, прежде всего, отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессивные, а не содержательные аспекты. Однако чтобы конкретная черта могла считаться темпераментной, по мнению этих авторов, необходимо наличие еще четырех условий: 1) наследственная обусловленность; 2) стабильность ее проявления в течение всей жизни; 3) иметь адаптивное значение, т. е. способствовать биологическому приспособлению; 4) обнаруживаться у животных.

А. Басе и Р. Пломин выделяют три характеристики (свойства) темперамента: эмо­циональность, активность и социабельность.

А. Томас и С. Чесс под темпера­ментом тоже имеют в виду стиль поведения. У детей первых лет жизни они выделили девять независимых друг от друга характе­ристик поведения:

1) уровень активности (моторные характеристики, подвижность во время кормле­ния, купания, соотношение активного и пассивного поведения в течение дня);

2) ритмичность (степень предсказуемости времени появления поведенческих реак­ций, например появление чувства голода, и продолжительность состояния во вре­мени, например длительность сна);

3) приближение или удаление (особенности эмоциональных и двигательных реак­ций на новые стимулы);

4) адаптивность (реакция на новую или изменяющуюся ситуацию);

5) интенсивность реакции независимо от ее качества и направленности;

6) порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появления реакции независимо от ее качества и сенсорной модальности;

7) настроение (соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенно­сти);

8) отвлекаемость (эффективность действия новых стимулов для изменения поведе­ния);

9) длительность внимания и настойчивость (способность продолжать деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.