Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианский взгляд на воспитание человека в период западноевропейского средневековья






Таблица 6

I-II вв. н.э. среди народных масс Римской империи распространилось христианство – новая религия. Смысл христианского воспитания состоял в заботе о сохранении и развитии того, что в человеке заложил Бог. Целью христианского образования становилось не получение знаний о Боге, а знание Бога. Саму жизнь человека христианство объявляло путём познания Бога, слияния с ним, и религиозное образование становилось эффективным способом решения этой задачи.
395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную – Византию, просуществовавшую до 1453 года. Византийская православная традиция, как и христианская традиция в целом, видела смысл педагогических усилий в приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения. Обязательным условием спасения человека считалась его вера

 

 
  в Бога, принятие им религиозных догматов. Однако приобщиться к Богу человек мог путём познания и путём праведного образа жизни. Элементарная, средняя и высшая школы составляли три ступени византийского образования. Раннехристианских авторов прежде всего интересовала проблема воспитания человека. Его нравственное и религиозное становление стояло в центре педагогических размышлений одного из наиболее авторитетных «отцов церкви» - Иоанна Златоуста (354-407 гг. н.э.). Он сформулировал подходы, во многом определившие средневековое отношение к воспитанию. Критикуя светское мировоззрение, формирующее в человеке внешнее тщеславие, преклонение перед мирскими, материальными ценностями, он ориентирует человека на преодоление мирских соблазнов, собственных пороков, на стремление к высшим религиозно-нравственным ценностям. На этом пути велика роль родителей, которые должны формировать истинного христианина, заботиться, прежде всего, о воспитании их души, о подготовке их к жизни высшей.
476 г. Падение Западной Римской империи привело к возникновению варварских государств, крушению рабовладельческих отношений, к кризису культуры. Упадок городов привёл к упадку школы: античное образование на Западе, за редким исключением, перестало существовать.
VI век количество образованных людей в Европе резко сократилось; церковь стала испытывать потребность в священнослужителях, которые могли бы читать и толковать писание. В начале VI века на церковных соборах были приняты постановления о создании епископских школ для клириков и об обязанности священников готовить себе смену, а также учить мирян читать Библию.
Начало VIII века в религию начинается проникновение знания (эпоха Каролингского Возрождения, культуру которой называют школьной культурой). Культурный подъём и пристальное внимание к педагогическим проблемам создавали благоприятные условия для осмысления коренных вопросов образования. Алкуин (730-804) считал, что мудрость есть не практическая добродетель, а знание, приобретенное в результате обучения. Причём мудрость включает в себя не только духовное знание, но и светские науки. Его сочинениями, в основном пособиями для обучения (учебник грамматики, учебник риторики, учебник диалектики, сборник задач по арифметике) пользовались в школах до конца средневековья.
Первая половина XI века образованность стала рассматриваться не только как средство укрепления государственного и церковного порядка, но и как самозначимая культурная ценность.
Конец IX века Западная Европа вновь погружается на два столетия в «темные века», характеризуемые феодальными междоусобицами и культурным упадком. Однако разработка педагогической проблематики продолжалась и в эту эпоху. В IX-X вв. на Западе окончательно складывается система рыцарского воспитания.

 

XII-XIII вв. наблюдается распространение грамотности среди мирян в городах. Города, а не монастыри становятся центрами культуры и образования. В XIII веке школьное дело стало выделяться в самостоятельную отрасль; наметилась трехступенчатая система образования: начальная школа (церковные школы, городские школы, школы церковных сект), школа второй ступени (некоторые городские школы, монастырские школы, соборные школы, первые колледжи, факультеты «искусств» университетов), высшая школа («старшие» факультеты университетов – теологический, юридический, медицинский, а также «высшие» юридические и медицинские школы); стало формироваться университетское и систематическое школьное законодательство. В XIII веке в сфере образования национальный язык начинает постепенно теснить латынь. В XIII веке своего расцвета достигла схоластика.

 

Таблица 7






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.