Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обогащение идеалов реформаторской педагогики в педагогических учениях Запада второй половины ХХ – начала ХХІ века






А́ брахам Маслоу (1908—1970) Цель гуманистического образования – человек, который самостоятельно творит себя. Оно должно отвечать интересам каждой конкретной личности, способствовать её самоактуализации. Главная задача образования – помочь человеку максимально полно реализовать его возможности.

 

  Таблица 5 Обогащение идеалов реформаторской педагогики в педагогических учениях Запада второй половины ХХ – начала ХХІ века (продолжение)
Карл Роджерс (1902-1987) Педагог-гуманист должен принимать ребёнка таким, какой он есть, помогать ему заглядывать в самого себя, понимать, что он из себя представляет, способствовать и радоваться его росту и самоактуализации. Педагог должен быть предельно откровенен со своими питомцами, представать перед ними живым человеком, чувствующим и переживающим. Задача учителя – превратиться в средство развития ученика, помочь ему высвободить те интересы и увлечения, которыми он обладает, способствовать их реализации.
Беррес Федерик Скиннер (1904-1990) Концепция программированного обучения. Процесс учения предполагалось представлять в виде подробно разветвленного плана – программы, в которой предусматриваются различные варианты вопросов и ответов учителя и ученика.
Эрих Фромм (1900-1980) «Педагогика мира». Дети должны учиться чувствовать себя гражданами Земли в целом, стремиться к преодолению всех видов границ и разногласий между народами.
Джером Сеймур Брунер (1915-1998) Проблемное обучение. Учение путем решения проблем связывалось с процессом самовыражения ученика, что, якобы создает дополнительную устойчивую мотивацию учения. В ходе практической реализации этой идеи неизбежным было нарушение системности изучения школьных предметов. Вместе с тем, некоторые идеи проблемного обучения, например, проблемная постановка учебных задач в ходе традиционного обучения, широко использовался и используется педагогами.

 

Представители гуманистической педагогики, уделяя особое внимание личной инициативе учащихся в образовании, доказывают необходимость перехода от традиционного обучения, направляемого «извне», к обучению, направляемому «изнутри», которое только и обеспечивает самореализацию личности. При этом возможно использовать любые формы учебной работы, соответствующие интересам и потребностям детей, их сознательному и свободному выбору.

Многие установки гуманистической педагогики постепенно получают всё большее признание и с 1970-х гг. ХХ в. проникают в практику образования на Западе. Со второй половины 80-х годов ХХ в. гуманистическая педагогика привлекает пристальное внимание теоретиков и практиков отечественного образования.

Таким образом, в зарубежной педагогической культуре XVII-XXI веков намечается поворот к личности ребёнка, его индивидуальной неповторимости, выдвигаются требования уважения к свободе и независимости личности. Цель воспитания определяется как развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытия.

ХРИСТИАНСКО-ПРАВОСЛАВНЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ВОСПИТАНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ X-XVII ВВ.   Характер и направленность воспитания подрастающего поколения обуславливались совокупностью факторов: мировоззренческими идеями, географической средой, природными условиями проживания и др. Таблица 1
Воспитание детей у славян до принятия христианства
Первобытная община, дохристианский период воспитательницей ребёнка была мать начало русской школы, истоки русской педагогики и её методов закладывались в семье, в её укладе, традициях, обычаях. Опыт воспитания детей находил отражение в фольклоре: сказаниях, песнях, былинах, пословицах, поговорках. В устном народном творчестве большое место занимала тема учения, его важности для достижения жизненных успехов и благополучия. В народной педагогике отражены педагогические идеалы, средства и методы их достижения.
Крещение Руси – X в. (988 г.)
Христианство главный и единственный народный наставник – церковь Педагогическое сознание славян радикальным образом меняется. Учение византийских отцов церкви (православное) определяло воспитательные идеалы на Руси вплоть до XVII века. Средствами византийского влияния были церковь и книга.
школы и училища, первыми учителями были привезённые князем Владимиром греки, затем – священники, впоследствии же – миряне, «мастера грамоты» В Киеве открывается дворцовая школа «учения книжного». Школа носила элитарный характер, в ней обучались дети боярского окружения князя. Большое внимание уделяли просвещению русские князья, которые открывали училища и выделяли средства на их содержание. Образование на Руси получило довольно широкое распространение. В Киевской Руси письменность проникла практически во все слои населения, обслуживала все сферы жизни общества. Содержание обучения было единым для всех: и боярских детей, и посадских, и детей бедных родителей.
организация библиотеки князем Ярославом Мудрым (первая половина XI в.) Помимо богослужебных книг переписывались и составлялись многочисленные сборники энциклопедического характера, включавшие сочинения разных жанров. В XI в. появляются оригинальные русские произведения: летописи, жития первых русских святых, памятники торжественной ораторской прозы. Книга становится на Руси главным источником знаний, средством достижения мудрости. Русское средневековье не знало специальных педагогических работ. Педагогические по своей сути

 

 

Таблица 1

(продолжение)

    идеи (о целях воспитания, воспитательном идеале, характере обучения) можно обнаружить в самых различных источниках. В целом же педагогическая мысль Древней Руси была направлена не на проблему обучения, а на проблему воспитания и не выделяла человека в качестве особого объекта воспитания. В средневековой литературе весь мир рассматривался как школа, где человек учится и воспитывается всю жизнь. Книжный фонд в Киевской Руси включал учебные Псалтыри, Измарагды, Златоусты, Златоструи, представлявшие собой кладезь педагогической мудрости. Из зарубежных авторов особой популярностью пользовался Иоанн Златоуст, а из отечественных – Кирилл Туровский, которые были выдающимися учителями-просветителями, оставившими будущим поколениям интересные мысли о воспитании и обучении детей.
Первая четверть XIII века
Распад Руси на юго-западную и северо-восточную В огне пожаров уничтожались центры просвещения – церкви и монастыри. Московское княжество возрождает былые формы просвещения при монастырях, церквях, у мастеров грамоты. В XV в. получают широкое распространение частные школы. Государственная и церковная тенденция в образовании, тесно переплетаясь между собой, были поставлены на службу общим целям Стоглавый собор 1551 г. в главе «Об училищах» сборника соборных решений постановил создавать школы повышенного типа (училища) в домах священников и дьяконов. Особое внимание обращалось на уровень грамотности учителей и их нравственный образ жизни. Элементарные школы грамотности к концу XVI в. начали видоизменяться в связи с выпуском в свет печатных учебников, расширением сведений по грамматике и увеличением объёма текстов для школьного чтения. Появляются новые пособия – рукописные азбуковники, содержащие сведения по различным отраслям знаний. В 1574 г. Иван Фёдоров издал во Львове Букварь. О направленности русского воспитания XVI в духе православия красноречиво говорит знаменитый памятник того времени «Домострой», 64 глава Домостроя раскрывает представления о воспитании детей в семье.
1631 г. создание академии предлагала своим воспитанникам курсы филологии, математики, логики, естествознания, метафизики. Среди методов обучения важное место отводилось диспутам

 

Таблица 1 (продолжение)
XVII век
Преобладание гражданских, светских элементов иностранные специалисты, учёные, учителя, стационарные школы, школы при церкви, государственные школы повышенного типа, академии Не имея своей образовательной системы, государство и церковь вплоть до конца XVII века делали неоднократные попытки использовать образовательные учреждения соседних, более развитых стран, приглашали иностранцев в Россию, посылали русских за границу для получения образования. Широко были распространены произведения иностранных авторов, как в переводах, так и в оригиналах. Неудовлетворённость русского общества существующим уровнем образования привела к развитию частной инициативы в организации образования передовых слоёв городского населения. Первой попыткой организации стационарных школ была общественная школа повышенного типа, открытая боярином Ф.М.Ртищевым в 1649 году. Другим проявлением частной инициативы была попытка прихожан церкви Иоанна Богослова создать при церкви школу. В 60-х годах попытки организации школ предпринимает и Московское правительство. В государственной школе повышенного типа изучали латынь, польский язык, историю, пиитику, риторику, богословие и отчасти философию. Кроме этой школы существовало ещё одно государственное учебное заведение, преследовавшее цели специальной подготовки – медицинская школа. Третьей государственной, но уже элементарной, была основанная в 1681 году типографская школа. Патриаршее училище в Чудовом монастыре, во главе которого стоял в 1652 году Е.Славинецкий - с его именем связано распространение педагогического сочинения «Гражданство обычаев детских». Спасская, Типографская и Богоявленская школы послужили базой для создания первого высшего учебного заведения в Москве – Славяно-греко-латинской академии, открывшейся в 1687 году. Перечисленные выше школы ещё нельзя было назвать регулярными. Число учащихся в них было невелико, а функционирование школ – недолговременным. Обучение в школах велось на основе рукописных учебных книг и печатных учебников. Установление контактов со странами Европы, повлекшее проникновение в Россию элементов западной системы образования, привело к выделению различных подходов в решении вопроса чему и как учить.

 

  Таблица 2 Направления педагогической мысли и выдающиеся педагогические деятели XVII века
Симеон Полоцкий (1629-1680), Сильвестр Медведев (1641-1691), Стефан Яворский (рубеж XVII-XVIII вв.) считали возможным использовать опыт зарубежной школы в России.
Симеон Полоцкий (1629-1680) Поддерживал идею светского воспитания в сочетании с древнерусскими традициями, заложенными в основе семейной педагогики. Педагогические взгляды изложены в проповедях и «Словах». Охватил своим вниманием большой круг педагогических проблем, которые были созвучны отечественным идеалам: роль и значение воспитания, воспитание в семье, раннее начало воспитания, значение примера в воспитании, трудовое воспитание, роль учителя в воспитании и требования к нему, значение просвещения и книги.
Другое направление просветительской мысли этого периода представляли: Е.Славинецкий (1600-1675), Ф.Ртищев (1626-1673), К.Истомин (конец 1640-х – 1718), братья Иоанникий (1639-1711) и Софроний (1652-1730) Лихуды, которые ориентировались на византийско-русскую традицию.
Е.Славинецкий (1600-1675) Педагогические взгляды изложены в «Гражданство обычаев детских» - пересказ-перевод известного в Европе произведения Э.Роттердамского «О приличии детских нравов». Обращает внимание на внутреннее духовное начало личности, из которого вырастало и внешнее поведение – соблюдение в жизни главных христианских норм и законов. Обосновывал необходимость сочетания умственного и нравственного воспитания, школьного образования с традициями русского «учения книжного», религиозно-православного воспитания.
Раскольники (старолюбцы, старообрядцы)
Протопоп Аввакум и его единомышленники Не приняли церковную реформу, проведённую Никоном. Они её рассматривали как крушение истинной старой веры, а сторонников этой реформы считали «еретиками». Аввакум был убеждён, что изучение наук («внешняя мудрость») мешает внутренней духовной работе, ведущей к «истинному богопознанию». Он считал, что «старая вера» доступно изложена в Священном Писании, она присуща христианину по его душевной природе, которой образование не нужно. По его мнению, никто не может называть себя учителем, кроме единственного – Иисуса Христа, который не учил ни диалектики, ни красноречия, а потому ритор и философ не может быть христианином.

Таким образом, после крещения Руси на многие века доминирующей становится педагогика православная, ориентирующая жизнь человека по заповедям господним, на развитие добродетелей – религиозного восприятия мира, любви, милосердия, всепрощения, трудолюбия, благочестия, добронравия.

РАЗВИТИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕАЛОВ ВОСПИТАНИЯ В XVIII ВЕКЕ И ДО 1917 ГОДА К концу XVII века православное образование утрачивает свою доминирующую роль, на смену ему приходит светское, государственное. Но это не означало исчезновения из сферы воспитания и образования православной педагогики. Она сохраняется, будучи постоянно поддерживаемой царским правительством, вплоть до 1917 года. Таблица 1 Светская, профессиональная и сословная направленность образования в XVIII веке
Годы царствования Петра I (1672-1725) Ярко проявляется государственное начало в развитии образования. Петр I стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, государственного управления. Среди его указов было немало относившихся к просвещению. В России раньше, чем в западноевропейских странах, возникло реальное образование (школа математических и навигацких наук). Чтобы удовлетворить запросы городского сословия, укрепить армию и флот не только грамотными офицерами, но и солдатами, создаются государственные (цифирные) школы, гарнизонные, адмиралтейские. Все они были светские. Школьная реформа Петра I коснулась и церкви. Была организована широкая сеть школ для подготовки духовенства: архиерейские школы, духовные семинарии. Вместо Часослова, Псалтыря в практике обучения стали использоваться буквари и азбуки. Основание Петром I Академии наук в Петербурге (1724 г.). Педагогические идеи в петровское время изложены в произведения: Феофана Прокоповича (1681-1736), Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), Василия Никитича Татищева (1686-1750). Ни один из них не был педагогом и не оставил специальных педагогических работ, но каждый касался довольно подробно вопросов воспитания в сочинениях, имевших другие цели.
После смерти Петра I (1672-1725) Дворянское сословие стало создавать для обучения своих детей узкосословные учебные заведения. Различные виды школ, созданные в первой трети XVIII века, заменяются новыми, ограничивается доступ в школы детям «третьих чинов». С середины XVIII века в России открываются военно-учебные заведения закрытого типа, имевшие целью подготовку дворян к военной службе. Таким был, например, Cухопутный кадетский шляхетский корпус, который пользовался особым вниманием государственных учреждений и правительства, был прекрасно оборудован. Дворянство прибегало к услугам частного предпринимательства, определяя детей в различного рода пансионы, содержателями которых были, главным образом, французы. Не предлагая ни образовательных, ни профессиональных знаний, пансионы обучали мальчика французскому языку и литературе, танцам, «манерам».

 

  Таблица 1 Светская, профессиональная и сословная направленность образования в XVIII веке (продолжение)
М.В.Ломоносов (1711-1765) В XVIII веке российское образование испытало на себе мощное и продолжительное влияние Запада. Прогрессивная общественность во главе с М.В.Ломоносовым боролась за развитие отечественной науки, создание научных национальных кадров. М.В.Ломоносов положил начало просветительству в России как течению общественной мысли, провозгласив в качестве одной из главных задач государства развитие образования, национальной культуры и науки, промышленности и техники. Основой обучения мыслитель считал родной язык, большое внимание уделял истории и естественным наукам, активно участвовал в создании учебных книг с методическими указаниями по преподаванию этих предметов. В своей научной и практической деятельности он обосновывал идеи гуманного просвещения, принципы патриотического, народного и демократического образования, которые стали определяющими для всего последующего развития образования в XIX веке. По проекту учёного в 1755 году в Москве был учрежден университет с тремя факультетами – философским, юридическим, медицинским. Учёные Московского университета внесли большой вклад в разработку самобытной национальной педагогики и создание отечественных учебников, учебной литературы.
Государственная педагогика во время Екатерины II (1729-1796) Главнейшие представители государственной педагогики – И.И.Бецкой и Ф.И.Янкович. Екатерина II поддерживала связи со многими выдающимися иностранцами, была хорошо знакома с новыми течениями современной ей педагогической мысли. И.И.Бецкой (1704-1795) долго жил за границей, был хорошо знаком с новой европейской педагогикой и, в частности, с педагогическими идеями Руссо. Ф.И.Янкович (1741-1814) – австриец-серб, специалист-педагог хорошо знал педагогическое дело и педагогическую литературу. В западной педагогической мысли педагогов-государственников заинтересовали две идеи. Первая – идея просвещённого абсолютизма, мысль о том, что просвещение – большая сила, но управлять им должно государство и использовать школу и педагогику в государственных интересах – для воспитания хороших граждан. Вторая идея – воспитание человека, ограждение детей от пороков взрослых, о создании путём правильного воспитания улучшенного человечества, более благородного, чистого, нравственного и умного, чем существующее. Имя И.И.Бецкого связано с идеей воспитания новой породы людей, не заражённых пороками современного общества, воспитанием строго государственным.

 

Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.