Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ рынка труда Нижегородской области






Ситуация на рынке труда Нижегородской области в 2014 году характеризовалась высоким спросом на рабочую силу и низкими показателями безработицы.

По данным органов государственной статистики уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, снизился с 4, 3 процента в среднем за 2013 год до 4, 2 процента в среднем за 2014 год.

Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 21 января 2015 года составил 0, 47 процента, на учете в службе занятости состояли 8, 3 тысячи безработных граждан. Банк вакансий содержит 22, 05 тысячи единиц.

Работодателями к высвобождению заявлены 3, 3 тысячи человек, что составляет 0, 2 процента от численности граждан, занятых в экономике. С начала года высвобождено 324 человека.

В настоящее время существующая потребность в рабочей силе выше показателей высвобождений, что позволяет обеспечивать занятость увольняемых работников.

В качестве превентивных мер, с целью сохранения рабочих мест на ряде предприятий области вводятся режимы неполной занятости. Численность работников, занятых неполное рабочее время, находящихся в простое по вине работодателя и в отпусках без сохранения заработной платы составила 7, 3 тысячи работников. Данный вопрос находится под постоянным контролем. В рамках координационного совета по экономическому развитию Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам занятости населения, основной задачей которой является регулирование вопросов занятости населения. [30]

Областным правительством реализуются меры, направленные на поддержание и содействие занятости граждан, подлежащих высвобождению, и занятых неполное рабочее время.

В первом квартале 2015 года в областную службу занятости населения обратились за содействием в поиске подходящей работы 24, 4 тысячи человек, или 105, 1% к соответствующему показателю 2014 года.

При посредничестве областной службы занятости населения трудоустроены 15, 4 тысячи человек, или 96, 9% к соответствующему показателю 2014 года (15, 9 тысячи человек). [31]

Рисунок 2.1 – Динамика обращений и трудоустройства граждан посредством службы занятости

Количество безработных, официально зарегистрированных в службе занятости Нижегородской области, на 1 апреля 2015 года составило 10, 2 тысячи человек (01.04.2014 - 8, 8 тысячи человек).

Рисунок 2.2 – Динамика количества зарегистрированных безработных и заявленных вакансий

Коэффициент напряженности на рынке труда Нижегородской области (отношение числа незанятых граждан к количеству заявленных в службу занятости вакансий) составил 0, 58 (на 01.04.2014 – 0, 22).

Уровень безработицы по области составил 0, 57% (для сравнения, на 1 апреля 2014 года — 0, 49%). Уровень регистрируемой безработицы в 2014 году по районам, входящим в Нижегородскую область представим в приложении 1.

Рисунок 2.3 – Динамика уровня регистрируемой безработицы и коэффициента напряженности

 

Рисунок 2.4 – Состав безработных на конец 2014 года по полу

Рисунок 2.4 – Состав безработных на конец 2014 года по месту проживания

Рисунок 2.5 – Состав безработных Нижегородской области по возрасту

 

Средняя продолжительность безработицы на конец отчетного периода составила 4, 1 месяца (на 31.12.2013 – 4, 6 месяцев).

Рисунок 2.6 – Средняя продолжительность безработицы

в Нижегородской области

Рисунок 2.7 – Доля безработных, состоящих на учете свыше 1 года

 

В составе безработных граждан отмечен рост удельного веса граждан по отдельным категориям:

- мужчины – на 1, 8 п.п., с 44, 5% до 46, 4%;

- инвалиды – на 0, 1 п.п., с 6, 0 до 6, 1%;

- уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата – на 1, 4 п.п. с 11, 9% до 13, 3%;

- граждане предпенсионного возраста (за 2 года до наступления пенсионного возраста) – на 0, 6 п.п. с 9, 5% до 10, 1%;

- прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность – на 0, 8 п.п. с 0, 7% до 1, 5%.

Снижение доли граждан в составе безработных отмечено по категориям:

- граждане, уволенные с военной службы – на 0, 2 п.п., удельный вес составил 0, 4%;

- освобожденные из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, – на 0, 4 п.п., их доля составила – 0, 7 %;

- стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе – на 2, 6 п.п., с 18, 0% до 15, 4%;

- граждане в возрасте 16-29 лет – 2, 5 п.п., их доля составила 27, 1%.

Рисунок 2.8 - Распределение безработных граждан по уровню образования

В профессионально-квалификационном составе безработных граждан доминировали граждане, ранее работавших по рабочим профессиям. По отношению к показателям 2013 года их удельный вес снизился на 0, 3 п.п. и составил 53, 9%. Удельный вес граждан, ранее работавших на должностях служащих, вырос на 0, 1 п.п. с 38, 1% до 38, 2%.

Отмечен рост в 1, 3 раза численности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте 18-20 лет, ищущие работу впервые, признанных безработными. На их долю пришлось 1, 4%, годом ранее 0, 8%.

По состоянию на 01.01.2015 года на регистрационном учете состояли 8 564 безработных гражданина, годом ранее 11 338 человек.

Структура граждан, признанных безработными, и их доля в разрезе отдельных видов экономической деятельности по последнему месту работы представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Структура граждан, признанных безработными, и их доля в разрезе отдельных видов экономической деятельности по последнему месту работы

Наименование вида экономической деятельности 2013 год 2014 год
Численность безработных, чел. % от общей численности безработных Численность безработных, чел. % от общей численности безработных
Обрабатывающие производства 7 169 21, 1 5 399 20, 7
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта 5 822 17, 2 4 574 17, 5
Транспорт и связь 2 456 7, 2 1 492 5, 7
Государственное управление и обеспечение военной безопасности 2 140 6, 3 1 474 5, 7
Операции с недвижимым имуществом, аренда 1 993 5, 9 1 630 6, 3
Образование 1 973 5, 8 1 380 5, 3
Строительство 1 857 5, 5 1 502 5, 8
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1 855 5, 5 1 098 4, 2
Предоставление прочих коммунальных, социальных услуг 1 836 5, 4 1 517 5, 8
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1 710 5, 0 1 255 4, 8

Продолжение таблицы 2.1
Производство и распределение электроэнергии, газа 1 215 3, 6 1 279 4, 9
Финансовая деятельность   2, 6   3, 3
Гостиницы и рестораны   2, 1   2, 0
Добыча полезных ископаемых   0, 2   0, 24
Деятельность экстерриториальных организаций   0, 07   0, 1
Рыболовство, рыбоводство   0, 02   0, 04
Предоставление услуг по ведению домашних хозяйств   0, 01   0, 02
Не определено 2 197 6, 5 1 977 7, 6
Общий итог 33 955 100, 0 26 069 100, 0

 

Уровень трудоустройства (отношение трудоустроенных граждан к численности граждан, обратившихся в целях поиска работы в обследуемом периоде) составил 63, 14% против 69% в январе-марте 2014 года.

Рисунок 2.8 – Основные показатели деятельности службы занятости Нижегородской области

Лучшие показатели трудоустройства, значительно превышающие среднеобластной уровень, обеспечили ГКУ ЦЗН городского округа Сосновского (91, 18%), Павловского (79, 71%), Ардатовского (75, 96%) и Богородского (72, 73%) районов городского округа Бора (73, 98%). Самые низкие показатели трудоустройства отмечены в ГКУ ЦЗН городского округа Дзержинска (19, 46%), Арзамаса (27, 46%), Чкаловского (40, 0%), Сеченовского (42, 39%) и Перевозского (46, 94%) районов области.

По состоянию на 01.04.2015 численность безработных граждан, которые получали социальные выплаты составила 8, 0 тысяч человек, или 104, 1% к соответствующему показателю 2014 года.

В марте 2015 года в областную службу занятости в поиске подходящей работы обратились 9 303 человека, что на 709 человек больше, чем в феврале 2015 года.

Рисунок 2.9 – Трудоустройство граждан, обратившихся в службу занятости в целях поиска подходящей работы в январе-марте 2015 года

Рисунок 2.10 – Распределение трудоустроенных граждан по времени поиска работы с момента обращения в службу занятости, чел.

Выше 80, 0% уровень трудоустройства отмечен в Ардатовском, Большеболдинском, Большемурашкинском, Бутурлинском, Вачском, Воротынском, Воскресенском, Гагинском, Городецком, Дальнеконстантиновском, Павловском, Сосновском, Спасском, Уренском, Шарангском, Дивеевском, Ковернинском районах и городского округах Шахунья, Бор, Нижний Новгород.

Менее 40, 0% - в Перевозском, Тонкинском, Чкаловском районах и, по-прежнему, в городского округах Дзержинск, Арзамас. В целом по области в 27 муниципальных образованиях (в предыдущем месяце в 14 муниципальных образованиях) показатель уровня трудоустройства ниже среднеобластного.

Показатели уровня трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости в целях содействия в поиске подходящей работы, и безработных граждан по районам Нижегородской области представлено в приложении 2.

Рисунок 2.11 - Рспределение численности трудоустровенных граждан по возрасту, чел.

Рисунок 2.12 – Структура трудоустройства граждан по характеру работы

Доля граждан, трудоустроенных на временные рабочие места (включая сезонное трудоустройство), зарегистрирована на отметке 23, 2% (-1, 7 п.п.). В разрезе ОКВЭД в марте наиболее популярными для трудоустройства граждан являлись виды деятельности «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта», «обрабатывающие производства», «образование».

В Нижегородской области в настоящее время действует Государственная программа «Содействие занятости населения Нижегородской области на 2015-2020 годы».[31]

В соответствии с приоритетами государственной политики сформулирована цель настоящей государственной программы – создание правовых, экономических и социальных условий, способствующих эффективному развитию занятости населения.

Рис. 2.13 - Структура трудоустройства граждан по видам экономической деятельности

Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

- предотвращение роста напряженности на рынке труда;

- обеспечение государственных гарантий прав граждан в области содействия занятости населения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.