Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности интегрированных уроков в начальных классах






Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков.

Становление самостоятельности, инициативности, ответственности, формирование умения учиться являются ведущими целями образования.

Теперь на первой ступени школьного образования ребёнка нужно научить не только читать, считать и писать, но и привить навыки решения творческих задач, поиска и анализа нужной информации, а также потребность в мотивации к обучению.

В условиях действия новых стандартов во многом изменяется и организация обучения. Новый стандарт ориентирован на метапредметные знания и личностный результат. Отсюда следует возрастающая роль такой формы образовательного процесса, как интегрированный урок.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Интегрированный урок помогает решить следующие задачи, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:

1. Развитие познавательной, творческой активности и самостоятельности учащихся;

2. Развитие образного мышления;

3. Повышение мотивации учебной деятельности;

4. Показ метапредметных связей и их применение при решении разнообразных задач;

5. Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями;

6. Исключается дублирование учебного материала, в результате снижения нагрузки учащихся;

7. Интеграция обеспечивает благоприятный психологический климат на уроке.

Интегрированные уроки строятся на основе межпредметных связей. Интеграция не отрицает предметной системы. Она является возможным путем её совершенствования.

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные интегрируемые с ним предметы помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Интегрирующим фактором при этом, как бы стягивающим воедино разнохарактерное содержание, могут быть значимое понятие, художественный образ, идея, смысл, в этой роли может выступить и образовательная технология, например игра.

Приведём пример интегрированного урока русского языка интегрирующим фактором, в котором является понятие – понятие «точки» 2 класс. Данное понятие группируется вокруг себя целый круг предметных областей и приобретает не только межпредмметный, но и внепредметный характер.

Урок начинается с вопроса учителя детям: «Что означает точка на письме?» Учащиеся отвечают: «Окончание предложения».

- «В каких ситуациях точка может выражать аналогичное окончание?» В таких, например, выражениях: «Устал. Кончаю работать. Точка». Или: «Хватит с меня. Точка». Здесь просматривается скорее внутрипредметная (лингвистическая) интеграция.

- «А что точке в предложении адекватно в музыке». Возможно, пауза». Здесь уже просматривается межпредметное содержание точки.

- «А что точка означает в математике?»

- «А что она означает в географии? Можно ли крупный город обозначить точку? А галактику?»

- «Что может означать точка в выражении: «В этой точке пересекаются различные прямые».

-«А нельзя ли обнаружить ситуации, в которых точка появляется в начале чего-либо?»

-«Можно: может быть в таком сочетании слов: «Точка отсчёта»

Далее учитель возвращает учащихся к русскому языку.

Точка выступает понятием межпредметно интегрирующим фактором, своеобразным метазнанием.

Далее приведём пример интегрированного урока в его развернутом виде.

Интегрированный урок по литературному чтению (3 класс).

Тема урока. «А.С.Пушкин «Зимний вечер»

Цель: добиться понимания смысла стихотворения и настроения литературного героя, используя литературное слово, музыку, живопись.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- расширение знаний детей о творчестве А.С. Пушкина;

- развитие у учащихся устной речи, совершенствовать навыки работы со стихотворным произведением;

- развивать воображение, эмоциональные чувства и творческую активность учащихся, используя литературное слово, музыку, живопись;

-показать своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;

- показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

-развитие умений работать с текстом: осознанное чтение, нахождение ответов на поставленные вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;

- переработка полученной информации, делают выводы.

Коммуникативные:

- развитие языковых умений: обогащение словарного запаса учащихся;

- формирование у обучающихся навыков сотрудничества в коллективе, отстаивать свою точку зрения и принимать точку зрения собеседника;

- соблюдать правила речевого этикета.

Регулятивные:

- формирование у детей умения определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Личностные УУД:

- формировать у учащихся мотивов учебной деятельности;

- понимание причин личной успешности, неуспешности в освоении материала.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение. 3 класс» (ч.2) (авт. Л.Ф.Климанова и др.); репродукции картин: П.Ф.Соколов «Портрет Пушкина», Ю.В.Иванов «Пушкин и Арина Родионовна», «Домик няни Арины Родионовны»; карточки со словами-синонимами; сигнальные карточки; аппликация «Зимние узоры»; звукозаписи произведений: Вивальди «Зима», П. И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев», А.Мецнер «Романс».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.