Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №6






1. Раскройте понятие «наследственность и здоровье».

На общее состояние здоровья прямым образом влияет наследственность и возрастные изменения. Генетические особенности определяют способность к сопротивлению вредному воздействию и адаптацию к окружающему миру. Наследственностью называют способность всех организмов передавать свои особенности и признаки своему потомству. Такая преемственность обеспечивается благодаря передаче генетической информации.

В зависимости от унаследованных генов каждый человек имеет определенные предрасположенности к различным заболеваниям. Наследственность может быть как прямой причиной заболевания, так и принимать участие в его развитии.

Все болезни подразделяются на:

Переданные по наследству (наследственные): болезни Дауна, муковисцидоз, гемофилия и другие.

Болезни с наследственной предрасположенностью (диабет, атеросклероз, гипертония, экзема, язвенная болезнь и другие). Протекание и возникновения таких болезней происходит под влиянием какого-либо внешнего фактора.

Ненаследственные болезни не связаны с полученным генетическим кодом и обусловлены влиянием окружающей среды.

Медики всегда интересуются у пациента о болезнях родственников и родителей, потому что у каждого человека есть предрасположенность к каким-либо заболеваниям, которая была передана его предками.

Именно благодаря наследственности происходит сохранение видов на протяжении долгого времени, которые доходят до сотен миллионов лет. Изменчивость противоположна наследственности и подразумевает изменение и появление новых признаков у особей. Изменчивость, свойственная особям, легко приспосабливающимся к переменам, обеспечивает выживание в условиях постоянно меняющейся окружающей среды.

Конечно, каждый человек индивидуален, и у каждого генетически заложены те или иные факторы, которые в течение жизни проявляются. Но у каждого есть возможность в той или иной степени быть здоровым и счастливым.

Именно в детстве закладывается путь развития, по которому человек будет следовать до конца жизни. Поэтому, родители играют самую важную роль в вопросах здоровья и развития своего ребенка.

 

2. Охарактеризуйте основные факторы, формирующие здоровье.

1. Генетические. Наследственность включает в себя как приобретение по наследствую от родителей и родственников хороших физиологических качеств, так и приобретение наследственных болезней, слабостей организма и проч. С генетическими факторами бороться почти невозможно, ведь всё заложено в человеческих генах, остаётся только надеяться, что вредящие здоровью гены у ребёнка будут рецессивными, то есть, не активными.

2. Состояние окружающей среды. Основное свойство живого – обмен веществ с окружающей средой. Естественно, что организм при этом в течение многомиллионной эволюции потреблял, усваивал лишь те вещества, которые есть в природе. И если порой среди них попадались вредные вещества, то, как правило, они поступали в организм только через желудочно-кишечный тракт. На этот случай в нем в процессе филогенеза сформировался исключительно эффективный механизм барьеров, начиная от самого пищеварительного тракта и заканчивая печенью. В последние же приблизительно полстолетия заметным изменениям подверглась относительно консервативная до этого воздушная среда. Однако механизма нейтрализации вредоносного действия содержащихся в воздухе различных загрязнителей, и особенно химических веществ (являющихся результатом промышленного производства, роста автомобилестроения и, вместе с тем, – вырубки лесов и тотального потепления на Земле), в дыхательном аппарате человека природа не предусмотрела, т. к. в эволюции этих факторов попросту не было.

Появление множества искусственно синтезированных веществ, значительная часть которых попадает в организм через желудочно-кишечный тракт, не встречает и здесь серьезного сопротивления со стороны его барьеров. Организм человека в процессе эволюции не встречался с подобными факторами, поэтому и не имеет механизмов их нейтрализации. Естественно, что эти вещества (в частности, пестициды, инсектициды, консерванты, белковые добавки, фармакологические препараты и многие др.) в организме встраиваются в обменные процессы, извращая их нормальное течение. В результате во все большей и угрожающей степени человечество встречается с нарушениями обмена веществ, аллергиями и с возникновением новой, ранее не известной патологии.

В настоящее время можно говорить о специфической для каждой местности патологии. Однако связана она не столько с географическими и климатическими условиями региона (хотя есть заболевания, имеющие эндемическое происхождение, например, заболевание щитовидной железы), сколько с преобладающими здесь отраслями производства.

Исключительную опасность для человека представляет ионизирующее излучение от природных источников, активность которых сама по себе изменилась в результате деятельности человека. Так, вместе с добываемыми полезными ископаемыми в биосферу попадают радионуклиды, появляется вредное излучение в помещениях, построенных из материалов, содержащих естественные радионуклиды.

С началом испытания ядерного оружия биосфера все больше загрязняется искусственным радиационным излучением, что создает так называемый искусственный радиационный фон, который наслаивается на естественный фон.

3. Медицинское обеспечение. Зачастую доля ответственности этого фактора за обеспечение здоровья (по разным источникам от 7-ми до 15%) кажется неожиданно низкой, т. к. именно с ним большинство людей связывает свои надежды на здоровье. Однако при этом человек не задумывается над тем, что врач занимается не охраной здоровья, а лечением болезни. Основное внимание и усилия медицина направляет не на предупреждение болезней, а на их лечение.

Касаясь вопроса профилактики, следует отметить, что в медицине выделяют три уровня. Профилактика первого уровня ориентирована на детей и взрослых и ставит своей задачей улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, разработка рекомендаций по здоровому образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья и т. д.

Медицинская профилактика второго уровня занимается выявлением показателей конституциональной предрасположенности людей и факторов риска многих заболеваний, прогнозированием риска заболеваний по совокупности наследственных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешней среды.

Профилактика третьего уровня, или профилактика болезней, ставит своей основной задачей предупреждение рецидивов заболевания у больных.

Разумеется, наиболее эффективными должны быть первичная и вторичная профилактика, в процессе которой необходимо проводить работу со здоровыми и находящимися в третьем состоянии людьми.

4. Здоровый образ жизни. В последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все большее внимание и специалистов, и широких кругов населения.

ЗОЖ – это максимальное количество биологических и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям индивида, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достижению активного долголетия (А. В. Виноградов, А. К. Мазепов, 1997);

ЗОЖ – это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия (Д. А. Изуткин, 1982);

ЗОЖ – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни (Ю. Л. Лисицын, Г. И. Царегородцев, 1986);

ЗОЖ – поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья (Р. Г. Оганов с сотр., 1994).

Структура ЗОЖ должна включать следующие факторы:

· оптимальный двигательный режим;

· тренировка иммунитета и закаливание;

· рациональное питание;

· психофизиологическая регуляция;

· психосексуальная и половая культура;

· рациональный режим жизни;

· отсутствие вредных привычек;

· самообразование в области культуры здоровья.

 

3. Составьте перечень физиологических факторов, составляющих понятие биологического возраста ребенка

У каждого ребенка имеется индивидуальный темп биологического развития, и его биологический возраст может в определенной степени отличаться от возраста его сверстников по свидетельству о рождении. Речь идет об индивидуальных биологических часах организма, имеющих своеобразие по скорости хода. Это настолько важная индивидуальная характеристика, что даже такие мощнейшие внешние синхронизаторы, как Солнце, Луна, смена времен года, смена дня и ночи, неспособны ее нейтрализовать и подчинить общему ритму течения времени. Многие показатели функциональных возможностей организма, систем его реактивности коррелируют прежде всего с биологическим возрастом, но не с календарным. Особенности биологического возраста ребенка имеют значение для принятия индивидуального режима жизни, охраны здоровья, использования разных подходов к его воспитанию и обучению. Трудно посадить за одну парту и предъявить одинаковые требования к двум друзьям 6-летнего возраста (по календарю), если биологический возраст одного из них равен 4, а второго - 8 годам.

Здесь имеется, с одной стороны, полное признание всеми исследователями закономерного изменения с возрастом многих соотношений длинников и поперечников тела, а с другой стороны - почти полное игнорирование возможностей практического использования этих закономерностей для диагностики возраста биологического развития детей. Последнее связано с выраженной вариабельностью пропорций тела, даже у детей одного и того же пола и возраста. Поэтому достаточно точная диагностика биологического созревания через пропорции тела вряд ли возможна без разработки особых методических приемов. В то же время уже сейчас пропорции тела и их возрастная динамика могли бы хорошо использоваться в контроле за индивидуальным развитием детей, особенно имеющих факторы риска отклонений от нормального роста и созревания. Разработка нормативов возрастных пропорций тела в центильной форме могла бы быть основой для определения биологического возраста ребенка при наличии достаточно широкого круга или набора таких нормативов. Если ряд показателей пропорций тела попадают в 50% зону (от 25-го до 75-го центилей) одной и той же возрастной группы, то можно считать, что биологический возраст ребенка соответствует возрасту этой группы.

В качестве пропорций, которые могли бы быть нормированы для определения биологического возраста, следует перечислить уже испытанный в НИИ гигиены детей и подростков индекс отношения окружности головы к росту, а также ряд индексов, рассчитанных на основании соотношения длинников: высота верхней части лица относительно длины тела; длина ног относительно длины тела; соотношение верхнего и нижнего сегментов тела.

Верхняя часть лица составляет у новорожденного около 16-18% от длины тела, у девушек и юношей - около 7-8% от роста.

Длина ноги у новорожденного составляет 36-40% от длины тела, а уже к 6-7 годам она может достигать 52-55% от роста. Отношение длины ноги к высоте верхней части лица имеет самый широкий диапазон возрастных изменений и может рассчитываться без перевода данных измерений в проценты от роста детей.

Корреляционный анализ показывает значимые статистические связи между перечисленными индексами пропорций тела и такими характеристиками детей, как зубная формула, формула полового развития, физическая работоспособность и показатели динамометрии.

Для диагностики завершения первого вытяжения ряд авторов рекомендуют так называемый филиппинский тест. Для расширения возрастных границ использования этого теста можно его измерять (в сантиметрах). Наконец, у детей периода полового созревания антропометрическим показателем биологической зрелости может быть индексное соотношение двух поперечных диаметров - межакромиального (ширина плеч) и межвертельного (ширина таза).

Методика использования пропорций тела для оценки биологического возраста при наличии центильных возрастных распределений может быть следующей.

Первый вариант - при попадании всех индексов в зону 25-75-го центилей можно говорить о соответствии ребенка этому биологическому возрасту, при выходе некоторых из них влево или вправо - о тенденции к отставанию или опережению темпа биологического развития, при смещении всех измерений влево или вправо по центильным зонам - об определённом отставании или опережении развития. При этом можно найти возрастную центильную шкалу, где показатели ребенка займут положение между 25-м и 75-м центилями, близко к медиане, и считать, что развитие ребенка (биологический возраст) больше всего соответствует возрасту, для которого определено это совпадение.

Второй вариант - для каждого измерения или индекса определяют ближайшую возрастную медиану (50-й центиль) и записывают возраст, к которому относится эта медиана, аналогично - второй, третий индекс и т. д. Биологический возраст ребенка можно рассчитать как среднюю арифметическую величину из выписанных «возрастов» его отдельных индексов или измерений. Разница между минимальным и максимальным возрастом характеризует выраженность гетерохронии, или дисгармонизации, развития.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.