Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические типы науки (античный, средневековый).






 

Как своеобразная форма познания, наука возникла в Европе, в Новое время (16-17вв.), в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения знания на философию и науку. Она начинает развиваться относительно самостоятельно, но материализуется в ходе практической деятельности.

В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. В рамках философии объединялись сведения о природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о процессе познания.

Действительно, предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов астрономии, этики, логики, математики и др.

Причина такого положения коренится в тех реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создали объективных условий для формирования науки как особой системы знания.

Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука, которая возникает только в Новое время, в процессе разделения науки и философии.

Зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью. Хотя Древний Восток, Индия, Китай и удивляет нас чудесными изобретениями, но знания здесь носят специфический характер, их появление объясняется нуждами хозяйства, практики.

Зарождающаяся наука изучает, как правило, те вещи и способы их изменений, с которыми человек многократно сталкивается в своей практической деятельности и обыденном опыте. Деятельность мышления, формирующаяся на основе практики, представляла схему практических действий.

Научное познание начинает ориентироваться на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике и производственной деятельности, оно уже не может развиваться, опираясь только на эти формы практики. Возникает потребность в особой форме практики, обслуживающей развивающееся естествознание, - научном эксперименте.

Древние греки пытаются описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей его составляющих. Эти представления получили название натурфилософских. Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Некоторые из этих идей востребованы и сегодняшним естествознанием.

Эпоху эллинизма считают наиболее блестящим периодом в истории становления научного знания. В это время развивается физика, математические знания, логика, риторика, геометрия, астрономия, медицина и архитектура.

 

В античности появляются такие системы знаний, которые можно представить как первые теоретические модели, рвущие узы натурфилософских схем и претендующих на самостоятельную значимость. Но отсутствие экспериментальной базы не дает возможности рождения подлинно теоретического естествознания и науки в целом.

Знания, которые формируются в эпоху Средневековья, характеризуются миросозерцанием. Знаниями может обладать только творец, и это знание-универсальное.

В средневековом мышлении гос­подствует представление о божественной предопределенности вместо причины, о двойственности истины — истины веры и исти­ны разума; в функции метода выступают интуитивное познание Бога, схоластическая дедукция, доказательство от авторитета, ком­ментарий и диспут. О фактах речь не идет, зато значимы догматы Священного писания, цитаты из Аристотеля и его комментаторов, в том числе практические сведения без их проверки.

В 12-13вв. были известны тексты арабоязычных ученых, посвя­щенные естественнонаучным изысканиям, широко употреблялись араб­ские цифры. Но в науке господствовал схоластический метод с его необ­ходимым компонентом — цитированием авторитетов, что лишало перво­степенной значимости задачу по исследованию природы.

Когда проводят сравнительный анализ средне­вековой науки с наукой Нового времени, то основное отличие видят в изменении роли индукции и дедукции. Средневековая наука, следуя ли­нии Аристотеля, придерживалась дедукции и оперировала путем заключений из общих принципов к отдельным фактам, тогда как новая наука начинает с наблюдаемых отдельных фактов и при­ходит к общим принципам с помощью метода индукции.

В рамках же официальной доктрины средневековья главенствуют вера и истины откровения. Разум теряет роль главного арбитра в вопросах ис­тины, ликвидируется самостоятельность природы, Бог, благодаря свое­му всемогуществу, может действовать и вопреки естественному порядку.

Теологическая ориентация средневековья очень хорошо прослежива­ется в текстуальном анализе идей великих мыслителей того времени Тертуллиана, Августина, Аквинского, Боэция.

В средневековье оформился специфический и решаю­щий критерий истинности, а именно ссылка на авторитет, которым в контексте средневековой культуры был Бог. Постепенное проник­новение естественно-научного взгляда на мир подготовило появление клас­сической науки.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.