Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности социально-гуманитарных наук.




Единство всех форм и методов познания предполагает и определенные различия между ними, отражающиеся в специфике каждой из них. Социальное познание имеет свои особенности.

1. В самом широком смысле предмет социального познания – сфера человеческой деятельности в многообразных ее фор­мах. Эта сфера есть единство объективного (со­циальные законы) и субъективного (индивидуальные интере­сы, цели, намерения и т. п.). Мир человека как созидателя культуры, вторая форма объективного процесса в отличие от первой — природы.

2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процес­сы, т. е. на развитие общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития. Главный инте­рес тут — динамика, а не статика социальных явлений. В этой связи следует указать, что возможны два основных варианта отношения познания к своему предмету — реальной действи­тельности: а) сам предмет существенно не изменяется, а тео­рия, познание его развивается достаточно быстро; б) сроки развития предмета сравнимы со сроками развития теории, вследствие чего эволюция знания сама по себе отражает эволюцию объекта. Это типичная особенность, свойственная познанию социальных явлений и процессов.

Вот почему здесь особую значимость приобретает принцип ис­торизма — рассмотрение явлений как процессов, в их возникно­вении, развитии и преобразовании.

3. Акцент познания на единичное, индивидуальное, уникальное на основе общего, закономерного. При всей сложности предмета социально-гуманитарных наук установ­ка на объективное его изучение и поиск законов является обя­зательной характеристикой научного подхода. Уникальность социально-исторических явлений не отменя­ет необходимости выявления общего, закономерного в этой сфере.

4. В предмет социального познания постоянно включен субъект, человек. Субъект из предмета социального познания исключить нельзя. Включенность субъекта в предмет социального познания при­дает этому предмету — культурно-значимой индивидуальной дей­ствительности.

5. Социально-гуманитарное познание — это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведете человеческого бытия. Категории «смысл» и «ценности» являются ключевыми для понимания специфики социального познания. Человеческая жизнь— это всегда осмысленное бытие. В социально-гуманитарном познании вещь рас­сматривается как носитель смысла, знак, символ человеческого проявления, ценностная сущность, подлежащая пониманию и ис­толкованию.

6. Неразрывная и постоянная связь социального познания с цен­ностями, с мировоззренческими компонентами. В гуманитарных науках эти компоненты входят в само содержание знания. Ценности — специфичес­кие социальные характеристики объектов, выявляющие их по­ложительное или отрицательное значение для человека и об­щества (благо, добро и зло, справедливое и неспра­ведливое).



Ценности — свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта. Основное их содержание— убеждения человека, его глубокие и постоянные привязанности, нравственные, эстетичес­кие, религиозные принципы, представления о благе, счастье и т. п. Ценности — это нечто весьма значимое для конкретного индивида, которое человек ставит выше себя и над собой, чем он не может пожертвовать ни при каких условиях.

7. Важное значение в социально-гуманитарном познании имеет процедура понимания — важнейшая характеристика данной формы познания.

8. Сложный, очень опосредованный характер взаимосвязи объек­та и субъекта социально-гуманитарного познания, его тек­стовая природа. Гуманитарные науки нацелены на тексты, которым присущи зна­чение, смысл, ценность. Текст — непосред­ственный предмет гуманитарного познания. Текстом называет­ся любая знаковая система, которая способна быть носителем смысловой информации и имеет языковую природу. Понимание текста — это диалектический процесс, диалог разных куль­турных миров.

9. Вследствие текстовой природы социального познания особое место в гуманитарных науках занимает семиотическая про­блематика. Семиотика — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, общая тео­рия знаковых систем. В качестве зна­ковых систем можно рассматривать языки изобразительного ис­кусства, архитектуры, театра, кино, музыки и т. п.

10. Определяющую роль в социальном познании играет диалог – литературная форма, употребляемая для изложения проблем с помощью диалектики. Диа­лог — сложная, наполненная многообразным содержанием форма взаимодействия, тесно связанная с пониманием. Понимание — все­гда диалог личностей, текстов, мыслей, культур и т. д.




mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал