Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности научного познания (science).






Рассмотрим основные особенности научного познания, или кри­терии научности, которые отличают ее от других форм познания (искусства, обыденного познания, религиозного постижения мира и др.).

1. Его основная задача — обнаружение объективных законов дей­ствительности — природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориента­ция исследования на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их вы­ражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущ­ность изучаемых явлений. Это основной признак науки, глав­ная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития ис­следуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действи­тельности.

Научное предвидение сво­дится к тому, чтобы в самом общем виде сконструировать модель буду­щего по тем его единичным фрагментам, которые существуют сегодня. Любое научное предвидение, каким бы точным оно ни было, всегда неизбежно ограничено, имеет свои пределы, за которыми оно превращается в утопию, в пустую беспочвенную фантазию. По мере развития практики и самого познания предвидение ста­новится все более точным и достоверным, одни его элементы не подтверждаются и отбрасываются, другие — находят свою реали­зацию, предвидение в целом на­полняется новым содержанием.

3. Существенным признаком научного познания является его системность, т. е. совокупность знаний, приведенных в поря­док на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную орга­ническую систему. Собрание разрозненных знаний, не объе­диненных в систему, еще не образует науки. Знания превра­щаются в научные, когда целенаправленное собирание фак­тов, их описание и обобщение доводятся до теоретического уровня.

4. Для науки характерна постоянная методологическая рефлек­сия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, но в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии.

5. Непосредственная цель и высшая ценность научного позна­ния — объективная истина, постигаемая преимущественно ра­циональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. От­сюда характерная черта научного познания — объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективи­стских моментов, догматизма.

6. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих це­лостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в естественном или искусственном языке: ма­тематические символы, химические формулы и т. п.

7. В процессе научного познания применяются такие специфи­ческие материальные средства, как приборы, инструменты; идеальные средства, как современная логика, математические методы, диалектика.

8. Научному познанию присущи строгая доказательность, обо­снованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Иначе говоря, знание должно быть подтверждено фактами и аргументами.

9. Опытная проверяемость и возможность многократного вос­произведения результатов (другими исследователями, в раз­ных странах и т. д.). Если этот критерий «не работает», то нет и науки как таковой.

В современной методологии выделяют и иные кри­терии научности – формальная непротиворечивость знания, открытость для крити­ки, свобода от предвзятости, строгость и т. д.








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.