Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чин "Славления" Христа в навечерие Рождества Христова





После отпуста вечерни или литургии, выносится на середину храма свеча. Перед ней священнослужители и певцы ("клирицы") поют "велегласно" - громко и торжественно - пропарь и кондак праздника. После чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме.

 

На этом кончается богослужение навечерия праздника.

 

Тропарь праздника Рождеству Христову (глас 4-й)

 

"Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи: слава Тебе!"

 

Кондак праздника (глас 3-й)

 

" Дева днесь Пресущественнаго раждает , и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо превечный Бог".

 

Всенощное бдение

 

Всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом.

 

1. Великое повечерие

 

Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть его заключается молитвой; разделяются между собой части повечерия воззванием к молящимся: "Приидите, поклонимся..." Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием, и на которой поется "Бог Господь " с тропарями и стихословится Псалтирь с седальнами. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава.

 

К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной.

 

Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона.

 

Великое повечерие совершается следующим образам. Священник с диаконам, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, слово "Востаните" не произносится, но сразу возглашает: "Благослови, владыко" и возвращается в алтарь. Священник: "Благословен Бог наш ..." и совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются. Чтец читает великое повечерие: "Аминь, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небесный" и прочее обычное начало.

 

Представим для наглядности краткую схему великого повечерия на Рождество Христово (и на Крещение).

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.012 сек.)