Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Досуг как сфера социально-культурной деятельности.






Представления о досуге в современной социокультурной ситуации - в современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество заинтересо­вано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга в жизни общества, выпол­нявший в течение многих лет роль элемента производственной сферы. Досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

В современной научной литературе нет единого определения понятия «досуг», поэтому оно рассматривается в следующих аспектах:

1. Досуг как время (свободное от......)

2. Досуг как пространство, сфера.

3. Досуг как деятельность(свободная от.....)

4. Досуг как состояние или психическое переживание личности, уровень психологического комфорта.

Различают: социальное время, которое включает в себя рабочее, нерабочее и свободное время. Свободное время – представляет собой часть нерабочего времени, остающееся у человека за вычетом разного рода необходимых затрат (сон, уход за детьми, быт). Досуговое времячасть свободного времени, которое используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.

Чем же можно заниматься в досуговое время?

· Потреблением культурных ценностей (чтение, слушание музыки, просмтор ТВ, посещение театров, музеев)

· Самообразованием

· Творческими занятиями (студии, кружки)

· Любительской деятельностью (хобби)

· Физкультурно-оздоровительной деятельностью

· Игровой деятельностью

· Общением

· Пассивным отдыхом (ничегонеделание)

Основные характеристики досуга:

• основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

• предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

• формирует и развивает личность;

• способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

• стимулирует творческую инициативу;

• способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

• удовлетворяет потребности личности;

• способствует формированию ценностных ориентаций.

Досуговая деятельность проявляется в многообразных формах, классифицируемых но

разным признакам:

• по субъекту деятельности (массовая, групповая, индивидуальная);

• по месту осуществления (домашние и внедомашние);

• по характеру организации деятельности (организованные и неорганизованные);

по наличию творческого элемента (активные и пассивные).

Формы досуговой деятельности постоянно развиваются, изменяются, исчезают, появляются вновь. Для их совершенствования необходимо изучение досуговых потребностей населения, среди которых можно выделить основные категории:

1. Профессионалы в области досуговой деятельности: управленческий аппарат, научные работники, педагогические кадры, учащиеся и студенты ССУЗов и ВУЗов

культуры и искусств и др.

2. Непрофессионалы: участники кружков, самодеятельных коллективов, коллекционеры

и др. В структуре досуга насчитывается около 100 видов и форм (типов), отличающихся по

своему содержанию (набору досуговых занятий) и объему (продолжительности).

Выделяется три основных типа досуговой деятельности (по Л.А. Акимовой)

1. Культурно-творческий тип. Признаки: создание оригинальных образцов или интерпретация и воспроизводство материальных и духовных ценностей в художественной, научно-технической, декоративно-прикладной, исполнительской, общественной деятельности.

2. Культурно-потребительский тип характеризует посещение УК, просмотр

телепередач, развлечение, самообразование и др.

3. Рекреативный тип проявляется в спорте, туризме, отдыхе в компании и

посещениях кафе, ресторанов

Структура досуга (по Э.В. Соколову)

Отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия,

пассивный и активный;

Развлечение, выполняющее роль «психической разрядки»;

Просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры;

Творчество, которое отвечает потребности в самовыражение, познания окружающего

мира;

· Созерцание природы, освобождение от мелких забот;

Праздник, связывающий прошлое и настоящее для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни.

Таким образом, рассматривая сущность досуга, мы можем сказать, что это явление социально-культурной сферы нашей жизнедеятельности, которое представляет собой свободно выбираемую личностную, в соответствии со своими интересами деятельность, направленную на удовлетворение духовных, творческих и физических потребностей.

Приблизить ценное, любимое и отдалить пустое, ненужное – вот высший смысл истинного значения досуга.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.