Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критическая философия И. Канта. Теоретико-познавательных проблемы и гносеологические идеи. Учение об антиномиях чистого разума.






Иммануил Кант (1724-1804) Творчество Канта делится на два периода: докритический и критический. Первый период 1746-1760, второй с 1770г., когда впервые упоминает принципы своей критической философии. В первый период свое внимание Кант уделяет вопросам естествознания.

Основные положения критического периода изложены Кантом в произведении " Критика чистого разума" (1781),. " Критикой" он называл все, что подвергает критическому рассмотрению догматизм, под которым подразумевал одностороннюю рационалистическую метафизику.

В " Критике" Кант выявляет условия, при которых возможны главные формы научного знания. Эта проблема конкретизируется у Канта в следующих трех вопросах: " Как возможна чистая математика? ", " Как возможно чистое естествознание", " Как возможна метафизика как наука? ".

Способ рассуждения, когда задаются вопросы и даются ответы, Кант называет трансцендентальным, а свои ответы на эти вопросы - трансцендентальной теорией. Хотя Кант и признавал, что все наше познание начинается с опыта, но утверждал, что это наше познание не исходит из опыта. " Опыт не дает своим суждениям истинной и строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредством индукции)". Всеобщность достигается лишь априорностью. Человеческое познание содержит всеобщие и необходимые истины, но они - чистые априорные суждения. К ним относятся все положения математики и теоретического естествознания. Под априорными Кант понимал знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое. Новое от Канта, что он приписывает априоризм и интеллекту и чувственности.

У познания имеются два источника: эмпирический и априорный. Априорная сторона познания: " Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы". Синтетические суждения - где связь предиката и субъекта мыслится без тождества. Аналитические - связь мыслится через тождество. Эти выражения означают, что в аналитических суждениях предикат лишь поясняет содержание субъекта, а в синтетических суждениях он дает новые характеристики субъекту. И Кант ставил гносеологический вопрос: " Как возможны априорные синтетические суждения? " Этому Кант посвятил свою " Критику чистого разума". Первая часть " Критики..." подразделяется у Канта на два раздела: на " трансцендентальную эстетику", т.е. учение о чувственности, и на " трансцендентальную логику", т.е. учение об интеллекте. Таким образом. Кант разграничивает чувственное и рациональное, чувственность и интеллект как два основных ствола человеческого познания. Под чувственностью Кант понимал способность получать представления способом, каким предметы воздействуют на нас.

В то же время чувственные образы Кант называет явлениями, которые отличаются от непознаваемых вещей-в-себе. Эти явления представляют предметы научного познания. Более того, Кант стремился выявить априорные формы чувственности. Этими формами для Канта выступали пространство и время. Кант утверждал " трансцендентальную идеальность" пространства и времени. Он считал, что положение об априорности пространства и времени обосновывает всеобщую и необходимую значимость математических положений.

Трансцендентальные идеи, т.е. идеи разума. Кант разделяет на три класса: душа, мир. Бог. Эти три идеи являются предметами исследования метафизики, состоящей поэтому из трех чисто рациональных дисциплин: психологии, космологии и теологии. При рассмотрении рациональной космологии большое значение имели выдвинутые Кантом антиномии, которыми он называл противоречащие друг другу космологические утверждения. Исследование этих антиномий он называет трансцендентальной аналитикой. Первая антиномия: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве, мир не имеет начало во времени и не имеет границ в пространстве, он бесконечен как во времени, так и в пространстве. Вторая антиномия: всякая сложная вещь в мире состоит из простых частей, ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей. Третья антиномия: все в мире совершается в соответствии с необходимыми законами природы и познается на основе закона причинности, в мире причинность является не единственным законом, для объяснения требуется допустить существование свободной причинности. Четвертая антиномия: в миру существует в качестве его части или в качестве его причины безусловно необходимая сущность, в мире нет нигде никакой абсолютной необходимой сущности в качестве его причины. Первые две антиномии Кант называл математическими, а последние две - динамическими.

33. Попытка решения И. Кантом его антиномий в концепции практического разума. Постановка Кантом этических проблем и понятие о " категорическом императиве" нравственного поведения.

Кант говорит, что эти антимонии возникают из-за того, что мы лезем в мир «вещей в себе» и выходим за пределы того, что мы можем познать и разум запутывается. Из того, что разум запутывается, следует его ограниченность.

Общим выводом Канта было утверждение, что рациональная психология, космология и теология не могут существовать как науки. В то же время он считал, что возможно преобразовать метафизику в науку.

Одной из важнейших задач философии Кант считал понимание сущности нравственности, которая регулирует поведение человека. Основа нравственности лежит, по Канту, априори в понятиях чистого разума. В данном случае разум Кант понимает как практический разум, а не теоретический, как было раньше. Практический разум - это и есть нравственность, имеющая дело с проблемами свободы и свободной воли. Чистый разум функционирует как практический, когда он определяет волю и она становится свободной волей.

Кант исходит в построении своей системы нравственности из наличия " доброй воли" как сущности нравственности. Кант начинает свое рассмотрение нравственности с известного утверждения, что " нигде в мире, да и нигде вне его, невозможно мыслить ничего иного, что могло бы считаться добрым без ограничения, кроме одной только доброй воли". Воля определяется лишь моральным законом. Кроме понятий доброй воли и морального закона, основным понятием нравственности является понятие долга, которое содержит в себе понятие доброй воли. Волю Кант фактически отождествляет с практическим разумом и понимает как автономную, не зависящую от какого-либо внешнего воздействия: как от материального, в том числе социального, так и от религиозного. Нравственная воля, по Канту, содержит практические основоположения, которые подразделяются на аксиомы и законы. Максима - это субъективный принцип воления, закон - это объективный принцип воления. Законы как императивы подразделяются в свою очередь на гипотетические и категорические. Категорический императив Канта имеет несколько формулировок, в которых он оттачивал этот закон. Окончательно он формулируется в следующем виде: " Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства" Этот категорический императив дополнялся у Канта требованием поступать " так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству".

В работе " Метафизика нравов" он представил целый комплекс нравственных обязанностей человека. Он считал очень важными обязанности человека по отношению к самому себе, в которые включал заботу о своем здоровье и своей жизни. Он рассматривал в качестве пороков самоубийство, подрыв человеком своего здоровья путем пьянства и обжорства. К добродетелям относил правдивость, честность, искренность, добросовестность, чувство собственного достоинства. Высказывался, что не следует становиться холопом человека, допускать безнаказанного попрания своих прав другими, допускать угодничества и т.п.

К числу обязанностей в отношении друг к другу он относил любовь и уважение. Пороки, которые противостоят уважению, являются высокомерие, злословие и издевательство. Особенно подчеркивал дружбу между людьми, основанную на взаимной любви и уважении. Кант полагал, что добродетели необходимо учить и начинать это делать надо с ранних лет, наставляя ребенка в моральном катехизисе.

Кант довольно определенно высказывается о независимости нравственных норм от веры в Бога. Он писал: " Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнять" Единственно истинная религия содержит в себе лишь нравственные законы, устанавливаемые практическим разумом, и ничего более.

Таким образом, этика Канта - это этика долга, имеющая своим источником стоицизм. Однако к стоическому духу своей этики Кант присоединил " нечто такое, что обеспечивает наслаждение жизнью". " Это нечто - всегда радостный дух", по идее добродетельного Эпикура.

34. Попытка преодоления разрыва между миром " вещей в себе" и миром " вещей для нас" в послекантианской немецкой философии. Основные идеи И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга.

В течение всей своей философской деятельности Фихте проповедовал практическую философию. Выступая против созерцательности, он писал о назначении человека: «Не знание само по себе, но деяние, сообразное своему знанию, есть твое назначение для деятельности существуешь ты, твое действование и только оно определяет твою ценность…»

Главной задачей той практической философии, которую Фихте проповедовал в «наукоучении», считал выяснение условий, при которых возможна человеческая свобода. Но моральная воля, согласно Фихте, возможна лишь тогда, когда человеческая деятельность опирается на строгую научную систему. Поэтому следует выяснить вопрос о том, что делает науку наукой. Отсюда и возникает название наукоучение, т.е. учение о науке. Каждая наука имеет в своей основе основные положения, которые не являются безусловными и обосновываются другими источниками, а не наукой. Философия же – это «наука о науке», она рассматривает такие основоположения, которые едины для всех наук.

Началом «критической философии», по Фихте, выступает мыслящее Я, из которого можно вывести все содержание мышления и чувственности. Принцип Фихте: «Я должен в своем мышлении исходить из чистого Я и мыслить его как абсолютно самодеятельное, не определенное через вещи, а определяющее вещи». Другая формулировка этого же принципа: «Я есть Я, Я полагает Я»

Для Я специфична двухсторонняя деятельность: практическая и теоретическая. Тем самым Фихте вводит понятие практики в свою теоретическую систему и формулирует проблему единства теории и практики, что ведет к проблеме взаимодействия субъекта и объекта, т.е. объективной реальности. Объективная реальность рассматривается у Фихте как не-Я, которое выступает у него как производное от мыслящего Я. Не-Я – это чувственно воспринимаемое. Второе основоположение Фихте - «Я полагает не-Я». Третье основоположение – «Я (всеобщее или абсолютное) полагает Я и не-Я». Всеобщее Я рассматривается Фихте как сверхчеловеческий мировой дух.

Система Фихте оказалась очень сложной и непонятной для читателей, что вызывало его раздражение, сопровождаемое свойственным ему авторитаризмом.

Этика Фихте основывается на понятие свободы. Нравственный долг человека – стать свободным посредством своей активности, при этом уважая свободу других. Свобода состоит в добровольном следовании нравственным законам.

Понимание природы формировалось у Шеллинга под влиянием Фихте. Он рассматривал природу как некое единство противоположностей, проявляющееся в разных формах в виде мирового закона (например, полярность полюсов магнита, положительный и отрицательный заряд электричества, противоположные отношения кислот и щелочей). Раздвоение на противоположности порождается живой силой, духовным началом, которое бессознательно.

Духовное бессознательное начало в природе, пройдя через ряд ступеней, порождает сознание в человеке. Целостность природы как живого организма создается мировой душой.

Шеллинг сам указывал, что его трансцендентальный идеализм не есть субъективный идеализм, т.к. субъективное Шеллинг понимал не как субъективный процесс чувствования и мышления, а как непосредственное созерцание разумом предмета, т.е. как особое орудие познания. Такое познание у Шеллинга называется «интеллектуальной интуицией».

Через натурфилософскую систему и систему трансцендентального идеализма Шеллинг приходит и идее тождества духа и природы, которая стала основной проблемой в его философии. Эту концепцию он представил в своей работе «Изложение моей системы философии» (1801).

Далее Шеллинг отказался от философии тождества и ударился в мифологию и религию, создавая свою систему откровения, задуманную как теософия, которая не ограничивается рамками христианства. Эта его система должна была объединить веру и знание. Если раньше Шеллинг подвергал критике Библию, то сейчас он отказывается от какой-либо критики Библии.

Лекции, которые читал Шеллинг с проповедью своей «философии откровения», не пользовались успехом и даже встретили отпор. Его карьера среди передовых людей быстро пошла вниз. Шеллинг так ничего больше и не написал, он обрек себя на творческое бесплодие. Он деградировал как ученый и как философ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.