Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоги как источник доходной части бюджетной системы РФ.






В условиях рынка налоги становятся важным элементом бюджетных отношений. Источником налога является валовой внутренний продукт (ВВП), т.е. добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны в течение определенного периода. Мобилизованная часть созданного ВВП с помощью налогов становится собственностью государства, в результате налоги выступают инструментами перераспределения ВВП / НД.

Как экономическая категория налоги объективны (существуют вне человеческого сознания) и представляют собой отчуждение доли собственности физических и юридических лиц в денежном выражении в пользу государственной власти. В то же время субъективное начало налогов проявляется в возможностях властных структур изменять тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Это свидетельствует о том, что налоги являются финансовой категорией.

Налоговые отношения это отношения государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным кругом налогоплательщиков, регулируемые налоговым законодательством. Совокупность налоговых законов (налоговое законодательство), действующее на территории страны и регулирующее налоговые отношения, носит название «налоговое право».

Налоги по НК РФ это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от налогов сбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий органами власти и местного самоуправления.

Функции налогов. В условиях рыночных отношений налогам присущи четыре основные функции: фискальная, регулирующая, социальная и контрольная

Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный фонд государства, за счет которого создается значительная часть доходов бюджета.

Через фискальную функцию государство обеспечивает: • достижение баланса между доходами и расходами бюджетов; • равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы; • повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе; • выполнение функций и задач государства; • сохранение социальной стабильности.

Значение фискальной функции с развитием рыночных отношений возрастает. Подобная тенденция наблюдается сейчас и в РФ.При общем абсолютном росте налоговых доходов темпы их прироста, несколько снижаются как в консолидированном, так и федеральном бюджетах, что обусловлено политикой ослабления налоговой тяжести предпринимательской деятельности в целях стимулирования процесса производства. Это свидетельствует о повышении стимулирующей роли налогов.

Удельный вес налоговых доходов в ВВП, характеризующий эффективность налоговой системы, относительно стабилен и не превышает одной его четверти, находясь на уровне развитых зарубежных стран.

Регулирующая функция налогов означает, что налоги, являясь активным инструментом перераспределительного процесса, воздействуют на социальноэкономические отношения в стране. Необходимость налогового регулирования порождена рыночными отношениями. Регулирующая функция проявляется через налоговый механизм, представляющий совокупность организационноправовых норм управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, скидок, расчетов налоговой базы и пр.). Изменяя налоговые элементы, государство получает возможность воздействовать на процесс производства, его отдельные этапы (создание материальных благ, распределение и перераспределение, обмен и использование), т.е. управлять экономикой в целом.

Конечная цель налогового регулирования уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов, граждан, создавая тем самым общий благоприятный налоговый климат.

В ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию уделяется определенное внимание налогам, которые должны выступать не только источниками бюджетных доходов, но и создавать предпосылки ускорения экономического роста. Для решения этой задачи с начала этого десятилетия постепенно снижается уровень налогового давления на юридических и физических лиц.

Социальная функция поддерживает общественное (социальное) равновесие путем сглаживания неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. Это равновесие устанавливается между объектами микроэкономики домашними хозяйствами (главными потребителями товаров и услуг) и фирмами (главными производителями, а также отраслями, рынками товаров, услуг, ресурсов). С этой целью государства во всем мире используют прогрессивное налогообложение (т.е. более низкие ставки налога с малых доходов физических и юридических лиц и высокие с больших доходов), освобождение от некоторых налогов отдельных категорий субъектов (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многосемейных), низкое обложение социально значимых товаров и услуг (понижение ставок НДС) или повышение косвенных налогов на предметы роскоши. В РФ используются, кроме прогрессивной системы налогообложения, все указанные способы.

Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, между темпами экономического развития регионов, между трудом и капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.

Главная цель государства создание налогового права и финансового аппарата, способного контролировать, четко и жестко, все стороны хозяйственной жизни страны, используя все функции налогов.

Указанные функции налогов действуют в тесной взаимосвязи и одновременно. Налоги и их функции отражают объективные закономерности налоговых отношений. В то же время, государство, осуществляя конкретные налоговые мероприятия по реализации указанных функций, проводит налоговую политику.

Налоговая политика. Как составная часть бюджетной политики налоговая политика используется государством в целях обеспечения финансовых потребностей государства, стимулирования экономического развития и повышения доходов населения. Проведение конкретной налоговой политики связано с реализацией функций налогов. С помощью централизованных ресурсов государство способствует сбалансированному производству и благоприятным структурным сдвигам, поддерживает социальную сферу и сохраняет политическую стабильность.

Основными методами реализации налоговой политики выступают налоговое планирование, регулирование и контроль.

Анализ социальноэкономической сущности налогов позволяет вскрыть их специфические признаки.

Налоги это• участник перераспределительных процессов ВВП / НД; • важнейший инструмент воздействия на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов; • специфическая форма производственных отношений; • сочетание основных функций фискальной, регулирующей, социальной и контрольной.

При построении налоговых отношений важное значение имеют элементы налога, которые присущи любому налогу. Субъект налога это налогоплательщики (организации и физические лица), на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налог.

Объектами налога выступают операции по реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, прибыль, имущество, доход и пр. Источник налога доход или иной хозяйственный результат субъекта, за счет которого уплачивается налог. Единица обложения единица измерения объекта налога. Налоговая ставка размер налога на единицу обложения (существуют твердые, пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и нулевые ставки). Налоговые льготы скидки, вычеты при определении налоговой базы. Налоговая база стоимостная, физическая или иная характеристика объекта обложения, которая устанавливается НК РФ для конкретного налога.

Налоговый период календарный год или иной период времени для конкретного налога, по окончании которого исчисляются налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Оклад налога сумма налога, исчисленная на весь объект за налоговый период, которая уплачивается в бюджет.

Срок уплаты налога момент оплаты налога, устанавливаемый НК РФ применительно к каждому налогу.

Налоговая система и ее элементы. Развитие государства с разветвленными органами в центре и на местах в условиях рыночных отношений вызвало к жизни появление разнообразных налогов и сборов. В результате возникла потребность свести все обязательные платежи в строгую налоговую систему.

Налоговая система это совокупность: (1) налогов и сборов; (2) специализированных налоговых органов; (3) принципов, форм и методов построения налогов; (4) методов налогового контроля и форм ответственности за нарушение налогового законодательства.

Значение и структура налоговой системы определяются социальноэкономическим строем общества и государства.

 

Экономическое содержание основных производственных средств организаций.

Проблема повышения эффективности использования основных фондов и производственных мощностей предприятий занимает центральное место в период перехода России к рыночным отношениям. От решения этой проблемы зависит место предприятия в промышленном производстве, его финансовое состояние, конкурентоспособность на рынке.

Основной капитал – это денежная оценка основных фондов, как материальных ценностей имеющих длительный период функционирования. В этой связи фонды переносят свою стоимость на производимый продукт по частям.

Основные фонды подразделяются на промышленно прозводственные и непроизводственные. Промышленно производственные фонды функционируют в сфере материального производства, непроизводственные – удовлетворяют бытовые и культурные потребности людей.

Основные производственные фонды материально техническая база общественного производства. От их объема зависят производственная мощность предприятия и в значительной степени уровень технической вооруженности труда. Накопление основных фондов и повышение технической вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер труда, повышают культурно технический уровень общества.

В условиях перехода к рыночной экономике основные фонды – главная предпосылка, обеспечивающая дальнейший экономический рост за счет всех факторов интенсификации производства.

ОПФ промышленности это огромное количество средств труда, которые, несмотря на свою экономическую однородность, отличаются целевым назначением, сроком службы. Отсюда возникает необходимость классификацииосновных фондов по определенным группам, учитывающим специфику производственного назначения различных видов фондов.

1. Здания – архитектурностроительные объекты, предназначенные для создания необходимых условий труда. К зданиям относятся производственные корпуса цехов, депо, гаражи, складские помещения, производственные лаборатории и т.д.

2. Сооружения – инженерно строительные объекты, предназначенные для тех или иных технологических функций необходимы для осуществления процесса производства с изменением предметов труда. К сооружениям относятся насосные станции, тоннели, маты и т.д.

3. Передаточные устройства, с помощью которых передаются энергия различных видов, а также жидкие и газообразные вещества нефте, Газопроводы и т.п.

4. Машины и оборудование, в том числе: 1)Силовые машины 2)Рабочие машины и оборудования, 3)Измерительные и регулирующие приборы 4)Вычислительная техника 5)Прочие машины и оборудование.5. Транспортные средства 6. Инструмент всех видов 7. Производственный инвентарь 8. Хозяйственный инвентарь.

Не все группы основного каптала играют в процессе производства одинаковую роль. Основной капитал делится на активную и пассивную части. Активная часть основного капитала является ведущей и служит базой в оценке технологического уровня и производственных мощностей. В целом по предприятиям промышленности активная часть включает передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование,

измерительные и регулирующие приборы и устройства.

Пассивная часть является вспомогательной и обеспечивает процесс работы активных элементов. Сложившиеся в промышленности соотношение активных и пассивных элементов показывает, что почти на всех предприятиях материального производства, за исключением энергетики доля активной части ниже.

Рост активной части основного капитала, особенно в наиболее фондоемких отраслях, явление экономически оправданное. Однако в каждом конкретном случае повышение доли активной части должны обосновываться экономически, так как рост эффективности основного капитала обеспечивается лишь при соблюдении определенных пропорций, то есть при таком соотношении, когда увеличение доли активных элементов не сопровождается снижением уровня их использования.

Высокая стоимость оборудования, инструментов и длительность отвлечения денежных средств в больших размерах вынуждают предприятия уделять больше внимания лучшему использованию основных фондов в процессе их эксплуатации.Но это также требует выполнения ряда условий. Прежде всего, необходимость ведения четкого учета наличия и движения основных фондов на предприятии.

Этот учет должен обеспечить знание общей величины основных фондов, их динамики, степени их влияния на уровень издержек производства и другие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.