Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетная система РФ. Межбюджетные отношения, их реформирование в РФ на современном этапе.






Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система федеративного государства имеет, как правило, три уровня.

В федеративном государстве действует единая Конституция федерации, но наряду с ней субъекты – члены федерации – имеют свои конституции или другие региональные законы.

Правительства субъектов федерации самостоятельно составляют и утверждают свои бюджеты через собственные выборные органы. Центр не вступает в непосредственные финансовые отношения с местными органами власти, а делает это через уровень субъекта федерации.

По степени децентрализации полномочий и обязанностей федеративные государства очень сильно различаются. Так, например, Россия является федеративным государством, тяготеющим к централизации т.е. к унии

вывод: бюджетное устройство страны зависит от государственного устройства.

бюджетное устройство закрепляется в основном законе страны Конституция (Россия)

Конкретные вопросы построения и функционирования бюджетной системы, ее устройства излагаются в Бюджетном кодексе Российской Федерации, который был введен в действие с 1 января 2000 г.

БК РФ определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система России состоит из трех уровней.

Первый уровень, который можно назвать федеральным, представлен федеральным бюджетом и бюджетами трех государственных внебюджетных фондов: Пенсионного, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Включение государственных внебюджетных фондов в бюджетную систему позволило усилить контроль и прозрачность государственных финансов. Включение государственных внебюджетных фондов в состав бюджетной системы позволило осуществлять зачисление поступающих в них платежей на распределительные счета органов Федерального казначейства с дальнейшим перечислением на счета соответствующих фондов; тем самым текущему контролю Минфина России стала доступна доходная часть всех государственных внебюджетных фондов.

В настоящее время в РФ представление федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в Государственную Думу РФ осуществляется одновременно, но консолидированный бюджет бюджетной системы не предоставляется, поэтому полного представления о состоянии финансовых ресурсов, потребностях в заимствованиях, аккумулируемых в бюджетную систему на федеральном уровне, нет. В связи с этим возможно дублирование финансирования или, наоборот, недофинансирование по каким-то отдельным направлениям ассигнований..

Второй уровень бюджетной системы состоит из бюджетов субъектов РФ и бюджетов региональных государственных внебюджетных фондов, это региональный уровень бюджетной системы.

Третий уровень бюджетной системы представлен местными бюджетами. К местным бюджетам относятся:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

Таким образом, в бюджетной системе проявилось государственное устройство России как федеративного государства, в котором целостность обеспечивается центральным звеном Федерацией.

Бюджетная система РФ на втором и третьем уровнях содержит в своем составе разнородные по качественным и количественным параметрам элементы, являющиеся ее составными частями: бюджетами республик в составе РФ, краев, областей, округов, муниципалитетов.

В н/вр. в РФ происходят административн-отерриториальные преобразования:

на уровне местного самоуправления формируется два подуровня,

на региональном уровне идет процесс объединения регионов, который приведет к укрупнению субъектов, сокращению их количества и, как следствие, более рациональному использованию бюджетных средств, трудовых, материальных и природных ресурсов, повысит эффективность управления экономикой), Так, например, в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа образован субъект Пермский край.

Межбюджетные отношения, их реформирование в РФ на современном этапе.

Все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основаны на следующих принципах:

1) распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

2) разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

3) равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

4) выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

5) равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации и из бюджетов субъектов Федерации в местные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами. Этот принцип предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Таким образом, сложившиеся в бюджетной системе РФ межбюджетные отношения это объективно обусловленная система оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые в силу исторически сложившихся условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий.

В РФ в настоящее время используются следующие методы бюджетного выравнивания:

Вертикальное выравнивание передача долей налогов вышестоящих бюджетов в нижестоящие на постоянной основе. Горизонтальное выравнивание доходов бюджетов осуществляется посредством безвозмездных безвозвратных перечислений из вышестоящего бюджета в нижестоящие. это финансовая помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, которая осуществляется в виде:

1) субвенций 2) субсидий 3) дотаций 4) взаимозачетов; 5) трансфертов

Проблема взаимоотношений бюджетов различных уровней в условиях российской экономики имеет два аспекта. С одной стороны, речь идет о взаимоотношениях между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, с другой о финансовых отношениях между органами государственного управления (в т.ч. и субъектов Федерации) и структурами местного самоуправления.

В числе нерешенных проблемы, 1)диспропорций в соотношении доходов и расходов при первичном распределении бюджетных ресурсов по вертикали бюджетной системы Это выражается во все большей концентрации налоговых доходов на федеральном уровне при большом объеме социально значимых и других расходных полномочий на уровень субъектов Российской Федерации, что по существу означает не что иное, как перенос бюджетного дефицита на субфедеральный и местный уровень.

Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в РФ:

1.Укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований.

2.Укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе (Пермский край образовался на основе объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа).

3.Создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы.

4.Введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности.

5.Обеспечение определенных финансовых преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.