Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система показателей качества продукции.






Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Уровень качества продукции вычисляется на основе системы по­казателей ее качества. Для этого необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и сравнить с аналогичны­ми показателями продукции, принятой в качестве базовой для сравнения.

Под определением показателя качества продукции подразу­мевается нахождение его численного значения. На практике в за­висимости от специфики продукции применяются следующие методы:

-измерительный метод (при помощи инструментов, приборов);

-регистрационный метод базируется на регистрации и подсчете числа определенных событий (например, отказов при испытани­ях) или предметов (например, при стандартизированных, унифи­цированных, оригинальных, защищенных патентами). Регистра­ционным методом могут определяться такие показатели, как бе­зотказность, патенто-правовые, стандартизация, унификация;

-вычислительный метод строится на применении специальных математических моделей для нахождения показателя качества продукции;

-органолептический метод предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков и способности лиц, их определяю­щих;

-социологический метод осуществляется на основе и анализе мнений о продукции ее фактических и возможных потребителей;

-экспертный метод реализуется группой специалистов, напри­мер, дизайнеров, дегустаторов.

На практике для оценки уровня качества продукции исполь­зуется система показателей, которая включает обобщающие и единичные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества продукции в целом по отрасли или предприятию. К ним относятся: сортность, марка, класс, содержание полезного вещества, доля продукции, соответствующая мировым стандар­там, и др.

Единичные показатели очень разнообразны и зависят от спе­цифики той или иной продукции. Их можно объединить в две большие группы: единичные показатели предметов труда и еди­ничные показатели средств труда.

Единичные показатели предметов труда более разнообразны и «специфичны и зависят от сущности предметов труда. Напри­мер, о качестве той или иной ткани можно судить по таким пока­зателям, как прочность, расцветка, гигроскопичность, несминаемость и др.

Индивидуальные показатели средств труда, несмотря на их многообразие, можно объединить в следующие группы: техноло­гические, эксплуатационное, эргономические и эстетические, патентно-правовые, экономические, каждая из которых характе­ризует качество средств труда с определенной стороны.

- Показатели технологичности имеют большое значение при организации производства и ремонте изделия. Технологичность конструкций продукции машиностроения оценивается многими единичными и комплексными показателями. К их числу отно­сятся показатели сборности (блочности) изделия, трудоемкость и материалоемкость изделия, показатели степени использования прогрессивных и экономичных материалов, показатели унифи­кации и стандартизации изделия и др.

- Эксплуатационные показатели характеризуют средства труда в процессе их эксплуатации. Основными из них являются: произ­водительность, мощность, показатели надежности, скорость, расход ТЭР и др.

- Надежность продукции — один из ключевых показателей ка­чества продукции и означает способность сохранения в заданном отрезке времени всех ее потребительских свойств.

К наиболее важным единичным показателям надежности от­носится средняя наработка на отказ (То), которая определяется (по ГОСТ 27002-89) как отношение суммарной наработки вос­станавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки.

Другим, не менее важным единичным показателем надежнос­ти является среднее время восстановления (tвос), под которым по­нимается математическое ожидание времени восстановления ра­ботоспособного состояния объекта после его остановки.

Математически показатель надежности ( Кн ) можно выразить следующим образом:

Кн = 1 – tвос / То.

Фактически Ки показывает ожидаемое отношение работоспо­собного состояния объекта к его сроку службы.

Наиболее характерным единичным показателем, значение которого указывается в паспортных данных на продукцию, счи­тается гарантированное время работы до первого ремонта (7^). Это наиболее объективный показатель, так как его невыгодно произвольно завышать (возрастают убытки производителя про­дукции при гарантированном обслуживании малонадежной про­дукции) и произвольно занижать (занижаются достижения про­изводителя в части фактического обеспечения надежности). Таким образом, гарантированное время работы должно автома­тически поддерживаться на оптимальном фактическом уровне, обеспечивающем рекламу и прибыль производителю продукции.

Другим единичным показателем, особенно важным с точки зрения потребителей, признается среднее время ремонта (tрем) – время, когда потребитель лишен возможности пользоваться про­дукцией из-за ее ремонта. Сокращение этого времени представ­ляет собой составную часть конкурентоспособности продукции.

Таким образом, показатель надежности поданному критерию будет выглядеть следующим образом:

Кн = 1 – tрем / Тгар.

Эргономические показатели делятся на четыре группы: 1) гигиенические (освещенность, температура, влажность, давление и т.п.); 2) антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей, соответствие конструкции изделия распределению массы тела человека и т.п.); 3) физиологические и психофизические (соответствие конструк­ции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, пси­хофизическим особенностям человека); 4) психологические (со­ответствие изделия возможностям восприятия и переработки ин­формации, соответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека при пользовании изделием).

Эстетические показатели включают выразительность, ориги­нальность внешнего вида, гармоничность, целостность, соответ­ствие среде, стилю и др.

Патентно-правовые показатели качества характеризуют па­тентную чистоту продукции, ее конкурентную способность на мировом рынке.

Экономические показатели характеризуют продукцию со сто­роны ее экономичности (себестоимость изготовления, продаж­ная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).

Среди экономических показателей особое значение имеет це­на потребления, которая складывается из продажной цены и зат­рат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя.

Показатели качества продукции необходимы для анализа и планирования уровня качества продукции на предприятии и оп­ределения ее конкурентоспособности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.