Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект и предмет теории отраслевых рынков






Традиционно понятие организации отрасли рассматривается как синоним отраслевой экономики, теории отраслевой организации, теории организации промышленности, экономики отраслевых рынков. Основным объектом теории экономики отраслевых рынков выступает исследование механизма, приводящего производственную деятельность в возможно более полное соответствие со спросом на товары и услуги.

В экономической литературе можно с большим трудом найти точное определение предмета экономики отраслевых рынков. Многие авторы признают, что его границы расплывчаты. Предмет теории экономики отраслевых рынков связан с рыночным подходом, в соответствии с которым потребители и производители действуют на основе ценовых сигналов, порожденных спросом и предложением.

Если рассматривать сложившуюся теорию экономики отраслевых рынков (ЭОР), то можно отметить ее естественное стремление к тому, чтобы регуляция процессов соответствовала некоторым идеальным представлениям, т.е. чисто субъективным воззрениям теоретиков. Здесь многие вопросы являются предметом микроэкономической теории, таких ее разделов, как теория рынков, теория благосостояния.

Помимо общности, теория ЭОР и микроэкономики имеют существенные различия в целях и методологии.

 

2. Понятие «отрасль» и «рынок» и их различие

Основная причина, по которой организация отраслевых рынков относится к отдельной области знания, связана с тем, что существующие модели развития на микро- и макроуровне не дают полного представления о современных принципах формировании стратегий фирмы.

Базовыми понятиями в экономике отраслевых рынков являются: фирма, рынок, отрасль, отраслевой рынок, рыночная власть, конкурентоспособность и стратегическое поведение.

Фирма – организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями.

В рамках данного курса воспользуемся следующими понятиями, характеризующими природу рынка:

рынок – это совокупность экономических условий, при которых покупатели и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок;

рынок – это совокупность хозяйствующих субъектов (промышленные предприятия, унитарные предприятия, некоммерческие организации, муниципальные предприятия), объединяемых однородностью потребительских потребностей.

В свою очередь, отрасль – это совокупность хозяйствующих субъектов (промышленные предприятия, унитарные предприятия, некоммерческие организации, муниципальные предприятия), объединяемых однородностью производственного процесса. При этом отрасли подразделяют на комплексные (например, комплекс машиностроения, металлургическая отрасль, топливно-энергетический комплекс, военно-промышленный комплекс) и отрасли по видам производства (например, предприятия литейного производства).

Соответственно, отраслевой рынок – это рынок взаимозаменяемой продукции, который, как правило, рассматривается в пределах государственного социально-экономического комплекса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.