Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ударение. Интонация. 1 страница






Время – 2 часа.

Вопросы:

1. Ударение. Фонетическая природа русского словесного ударения и его характерные особенности и функции (разноместность и подвижность, функции фонетической организации звуков в слове, смыслоразличительная и форморазличительные функции).

2. Русская интонация. Основные элементы и функции интонации. Основные интонационные конструкции.

Задание № 1. На основе анализа ударений в данных ниже словах и формах слов установите основные черты русского словесного ударения.

Армия, актер, дирижер, молоковоз, заводоуправления, анархия, блоки, руки, головы, табуретки, фаталист, явка, широкий, плиты, любить, люблю, любишь.

Задание № 2. Выпишите сначала слова с постоянным ударением, затем – с подвижным. К словам второй группы приведите по 1-3 формы, которые показали бы подвижность ударения.

Акт, аккорд, армия, плохой, блюдо, звонить, глубокий, диссертация, есть, ем, едите, жена, звезда, шофер, плевать, шаг, штукатур, щеголь, эксперт, якорь, слесарь, доктор, профессор.

Задание № 3. Поставьте ударение в словах в соответствии с современной нормой. В случае затруднения обращайтесь к “Орфоэпическому словарю русского языка” (1983, 1985 гг.). Какими свойствами русского словесного ударения обусловлены трудности в постановке ударения?

Алфавит, баловать, брать, брала, брало, бронировать, (покрывать броней), бронирую, бронируешь, бронированный; валовой, верба, высоко, длинен, длинна, длинно, длинны, добыча, договор, звонить, звоню, звонишь, звонят, индустрия, каталог, квартал, километр, комбайнер, кремень, красива, красивее, красивейший, ломоть, ломтя, ломти, ломтей; магазин, молодежь, начаться, начала, начался, новость, новостей, осведомить, партер, свекла, серьга, серег, случай, средства, уголь, угля, цемент, центнер, ходатайство, щавель, языки, языковой, языковый.

Задание 4. Определите, какую функцию выполняет ударение в следующих словах:

Ба´ ржа – баржа´, де΄ вица – деви΄ ца, шё΄ лковый – шелко′ вый, ко′ мпас – компа′ с, буржуа′ зия – буржуази′ я, со′ сенка – сосё′ нка, рассы΄ пать – рассыпа΄ ть.

Задание 5. Составьте словосочетания с данными ниже прилагательными, различающимися ударениями.

Атла′ сный – а′ тласный, га′ ванский – гава′ нский, брони′ рованный брониро′ ванный, языко′ вый – языково′ й, характе′ рный – хара′ ктерный, на′ званный – назва′ ный, засо′ ленный – засолё′ нный.

Задание № 6. Выпишите слова, ударения в которых отличаются от современной нормы.

А. Извольте посмотреть на нашу молодежь,

На юношей, сынков и внучат:

Журим мы их, а если разберешь –

В пятнадцать лет учителей научат! (А. Грибоедов).

Б. Взлелеянный на лоне вдохновенья,

С деятельной и пылкою душой (М. Лермонтов).

В. Посмотри: вон, вон, играет,

Дует, плюет на меня. (П.)

Г. То ль дело Киев! Что за край!

Валятся сами в рот галушки (А. Пушкин).

Д. Венчанный славой бесполезной,

Отважный Карл скользил над бездной (А. Пушкин).

Е. Скромна, а ничего кроме

Проказ и ветру на уме (А. Грибоедов).

Задание № 7. Определите средства создания и передачи на письме эмфатического ударения.

Лицо Любишкина медленно наливалось синеватым румянцем страшного гнева.

- Кры-луш-ко? А ну, гляди сюда, каш...шевар! - зарычал он.

- Это не простая лягушка, а вустрица!

- Кто-о-о? - изумились бабы (М. Шолохов).

Задание № 8. Произнесите данное ниже предложение с разной интонацией, определите в каждом случае, какие элементы интонации позволяют создать определенный тип предложения (вопрос, вопрос-переспрос, вопрос припоминание, восклицание с негативной оценкой, восклицание с положительной окраской и т.д.).

Какая у него профессия.

Задание № 9. Разделите на синтагмы следующие предложения. Какие варианты при этом возможны? Какова роль интонации?

1. Гости новые танцы затеяли. 2. Мы снабжали их книгами наших товарищей. 3. Из дома бабушки смех доносился. 4. Он кормил их мясом медведей. 5. Как удивили его слова брата. 6. Кабинет истории Московского университета. 7. Изучение шумов вообще не входит в нашу задачу. 8. Увидимся завтра вечером. 9. Вдалеке за лесом послышался шум.

Задание №10. Определите, каким интонационным конструкциям соответствуют данные ниже фразы. Изобразите графически интонационный рисунок каждой из них.

А. Экзамен по истории педагогики переносится на следующую неделю. Разве экзамен по истории педагогики переносится на следующую неделю? Неужели экзамен по истории педагогики переносится на следующую неделю? Переносится ли экзамен по истории педагогики на следующую неделю? Так ли, что экзамен по истории педагогики переносится на следующую неделю? Как могли экзамен по истории педагогики перенести на следующую неделю!

Б. Какой сегодня день? – Сегодня суббота. – Сегодня суббота?

В. Он работает инженером? – Какой он инженер! Знаю я таких инженеров!

Г. Мы сегодня слушали Лучано Паваротти. Какой замечательный голос!

Д. Дайте, пожалуйста, эту книгу. Дайте эту книгу. Дайте мне книгу немедленно! Не дадите ли вы мне эту книгу?

Задание №11. Прочитайте парами данные фразы и определите, какие интонационные конструкции соответствуют каждой из них. Укажите их ритмико-мелодические особенности.

1. Они, говорят, здесь впервые? – Они, говорят, здесь впервые. 2. Идут! – Идут? 3. Она, вероятно, нездорова? - Она, вероятно, нездорова. 4. А где вы были, когда я вам звонил? – А где вы были, когда этот вопрос обсуждался на собрании! 5. Я завтра еду в Петербург? – В Петербург я еду завтра! 6. Что вы говорите? Что-то не слышно! – Что вы говорите! Что-то не верится!

Литература указана в плане практического занятия №1.

ПЛАН

практического занятия №8 по курсу «Орфоэпия»

Тема. Орфоэпия. Нормы произношения русского
литературного языка.

Время — 2 часа.

Вопросы:

1. Понятие об орфоэпии и орфоэпических нормах.

2. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков.

3. Особенности произношения заимствованных слов.

4. Особенности произношения отдельных грамматических форм.

5. Понятие произносительных стилей. Их особенности.

6. История возникновения и развития орфоэпических норм.

Задание 1. Изучите приведённый ниже материал.

Со времени своего появления русский язык был представлен множеством диалектов, или говоров. Эти говоры на основе целого комплекса общих признаков объединились в два основных наречия: северновеликорусское и южновеликорусское. Для группы северных говоров были свойственны такие особенности устной речи, как “оканье”, т.е. произношение звука [о] в безударной позиции, [к] и [г] взрывной: [молоко́ ], [говор’у́ ], [гр’и́ п]. Южное наречие характеризовалось“аканьем” и фрикативным звуком [g]: [мълÙ ко́ ], [ g ъвÙ р’˙ у́ ], [ g p’и́ п].

К ХIY веку складывается средневеликорусское наречие, вобравшее в себя черты северных и южных диалектов: аканье сочетается с [г] взрывным: [мълÙ ко́ ], [гъвÙ р’ ˙ у́ ], [гр’и́ п].

К ХIY веку центром Руси становится Москва. Именно в Москве закладываются основы русского литературного произношения. Именно московское произношение становится образцом для подражания; говорить так, как в Москве, становится престижно, поскольку именно в Москве живут многие видные государственные деятели, представители науки и искусства того времени, именно Москва становится культурным, научным и политическим центром. Кроме того, как отмечал М.В. Ломоносов, “Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается, а особливо выговором буквы О без ударения как А, много приятнее…”.

Московские произносительные нормы окончательно сложились к концу ХIХ века. Но уже с середины ХIХ века у московского произношения появился конкурент – петербургское произношение, которое начало постепенно усиливать свои притязания на роль общелитературного образца. Главное отличие петербургских орфоэпических норм – усиление буквенного произношения: конечно - [кÙ н’э́ ч’нъ], что – [что]. И хотя в ХIХ и начале ХХ века петербургское произношение не стало общепринятой нормой, оно оказало впоследствии значительное влияние на становление новых орфоэпических норм.

В 20-е – 30-е годы ХХ века московские произносительные нормы были значительно поколеблены в результате резкого расширения социальной палитры носителей литературного языка. Источниками нарушения старомосковского произношения явились диалектная речь и речь письменная.

Большую нормализаторскую роль в упорядочении русского произношения (и написания, и образования грамматических форм, и толкования семантики слова) сыграл “Толковый словарь русского языка” в четырех томах Д.Н. Ушакова.

В наше время появилось достаточно много словарей и справочников, помогающих уточнить фонетический облик слова или словоформы.

Следует отметить две основные тенденции современного этапа развития орфоэпических норм:

· стремление к упрощению трудных орфоэпических правил;

· сближение произношения с написанием (разумеется, это не относится к основным произносительным нормам, но касается только некоторых случаев).

Задание №2. Ответьте на следующие вопросы:

· Какой раздел лингвистики называется орфоэпией?

· В чем заключается значение орфоэпических норм?

Задание №3. Найдите в тексте слова, написание которых отражает неверное их произношение. Ошибки объясните и исправьте.

1. Надо поощрять любую инциативу. 2. Двери квартиры были обиты дермантином. 3. Нельзя компроментировать человека, не имея достаточных доказательств виновности. 4. Яблочный мармалад таял во рту. 5. Инциндент, происшедший во время митинга, быстро стал притчей во языцех во всей области. 6. Автор послания забыл поставить свои инциалы.

Задание №4. Найдите среди разных речевых ошибок орфоэпические. Докажите, что они относятся именно к области орфоэпии.

Текёт, свекла´, у сестре, радива, морква, [гор’ьт] - город, ску[ч’н]о, реали[з’ м’ ], повто´ рим, [тръ]ва´, [бэрэт] – бере´ т, ложи, сто́ ляр, компоссировать, це´ мент, ши[нэ]ль, заместо, ляжь, без пальта, разобра´ ла, позво´ нишь, пошить.

Задание №5. Определите, твердый или мягкий согласный произносится перед [э] в следующих словах. В случае затруднения обращайтесь к “Орфоэпическому словарю”.

Тематика, картотека, пенсне, антитеза, крем, стенд, декан, сессия, Одесса, шинель, детектив, антенна, претензия, семестр, текст, бифштекс, эффект, сонет, фонетика, фонема, энергия, кодеин, трек, тент, берет, ателье, купе, пюре, декольте, темп, отель, деликатес, тенденция.

Задание №6. В каких словах в полном произносительном стиле есть безударное [о]? Проверьте себя по “Орфоэпическому словарю”.

Бой, бокал, болото, баобаб, зоопарк, автомобиль, конституция, досье, концерт, ноктюрн, сонет, фойе, эволюция, соната, оазис, Бодлер, Ватерлоо, жокей.

Задание №7. Определите современное произношение грамматических форм.

Добрый, синий, высокий, строгий, тихий, черноокий, большого, моего, итого, сегодня, дышат, тащат, ловят, клеят, смеются, несутся, вижусь, стучусь, остаюсь, смеющийся, взялся, боялся, постукивать, размахивать.

Задание № 8. Определите, долгий или краткий согласный должен произноситься на месте удвоенных букв? Вспомните, в каких позициях должен произноситься долгий согласный.

Суббота, ванна, гамма, аккомодация, расставить, ренессанс, аббат, аллея, баррикада, бацилла, группа, группка, капелла, дилемма, ирреальный, иллюзия, новелла, новеллка, миссия, рассвет.

Задание № 9. Как произносится сочетание ЧН в следующих словах?

Бараночный, булавочный, горничная, горчичник, горячечный, гречневый, двоечник, канареечный, копеечный, коричневый, лоточник, нарочно, очечник, перечница, полуночник, порядочный, скворечник, собачник, шуточный, язычник.

ПЛАН

практического занятия №9 по курсу «Орфография»

Тема. Принципы русской орфографии.

Время – 4 часа.

Вопросы:

1. Русская орфография и её разделы. Орфография иноязычных слов. Понятие о транслитерации и транскрипции как приёмах передачи на письме иноязычных заимствований.

2. Определение понятий «орфограмма» и «принцип орфографии».

3. Принципы русской орфографии.

4. Слитные, дефисные и раздельные написания.

5. Употребление прописных букв.

6. Перенос слов.

7. Графические сокращения.

Задание 1. Изучите приведённый ниже материал.

Под принципами орфографии принято понимать общие основания для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой.

Русская орфография основывается на трёх принципах: фонетическом, традиционном, морфологическом. В связи с различным пониманием характера этих принципов в научной литературе целесообразно дать их краткое определение.

Расхождения между написанием и произношением объясняются изменениями фонем в слабых позициях. При морфологическом принципе звуковые изменения на письме не отражаются, буква передаёт всегда сильную фонему, при фонетическом принципе звуковые изменения на письме отражаются специально, и буква обозначает слабую фонему. Согласно традиционному принципу слабая фонема передаётся одной из ряда букв, возможных для обозначения данной фонемы. Таким образом, принципы орфографии регулируют выбор буквы для обозначения слабой фонемы.

Рассмотрим подробнее принципы русской орфографии. Морфологический принцип — это такой принцип орфографии, при котором на письме сохраняется графическое единство одних и тех же морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний). Единообразное написание значимых частей слова достигается тем, что в русском письме не отражаются звуковые изменения. Данный принцип называют ещё и фонематическим в силу того, что буква при единообразном написании морфем обозначает сильную фонему:

сад [т] сады [д]
фонема в слабой позиции фонема в сильной позиции

Фонетический принцип — это такой принцип, при котором слабая фонема обозначается адекватной ей буквой. В сферу действия фонетического принципа входят следующие орфограммы:

1) написание приставок с конечным З — БЕЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ(ЧЕРЕЗ)-. Они пишутся то с буквой З, то с буквой С в зависимости от произношения, на письме отражается ассимиляция по глухости-звонкости: избить — испить, взбивать — вскормить. Исключение составляют слова, где корень начинается на шипящий: безжалостный — бесшабашный.

2) написание приставки РОЗ-, которая имеет четыре письменных варианта: РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-. Они пишутся то с буквой З, то с буквой С, а также то с буквой О, то с буквой А в зависимости от произношения: роздал — раздать, роспись — расписка. Фонетичность написания гласного в данной приставке долгое время была ограничена одним исключением: слово розыскной с безударным [а] писалось с О (так как розыск). Издание Орфографического словаря русского языка 1991 года даёт написание этого слова с А — р а зыскной.

3) написание Ы вместо И в корне после приставок на твёрдый согласный: играть — сыгрыть.

4) написание О в суффиксах –ОНОК, -ОНК(А) после шипящих: девчонка, шапчонка, медвежонок.

При традиционном принципе выбор буквы для обозначения слабой фонемы определяется традицией. Основной разновидностью традиционных написаний являются слова, где слабая фонема никогда не может находиться в сильной позиции. К этой разновидности относится правописание непроверяемых безударных гласных и сомнительных согласных: с о бака, в а лторна, т о пчан, зи г заг, в ок зал. В данных словах выделенные буквы не соответствуют произносимым звукам, но если и соответствуют, то обосновать выбор буквы для обозначения слабой фонемы в таких случаях затруднительно: то п чан, зи г заг. Сильной же фонемы, возглавляющей слабую фонему в данных словах нет. Сравните: водовоз, вода, воды — [ъ], [Ù ], [ó ]; собака — [Ù ], сильная фонема отсутствует.

Задание 2. Произведите анализ орфограмм и пунктограмм в предлагаемых ниже текстах.

1. Слов в языке должно быть и достаточ*но много для осущ*ствления мысли* и они должны быть достаточ*но податливы* пластичны для формирования живой* движущейся идеи* и* на*конец* надо уметь пользоват*ся комплексом всех слов* что*бы наша мысль* зародивш*яся в*начале* может быть* как смутное ощущение* была исполне*а в слове с изобразит*льной точ*ност*ю* (А. Платонов).

2. Ученому должен быть близок мир и*ку*тва с его образами* высокой и драг*ценной восторже*остью его способность к иррац*ональному мышлению* фантазия и воображение могут подарить ему возможность к не*обычайным и не*ожида*ым структурным комбинац*ям ориг*нальным и формально* не*оправда*ым решениям* (К. Циолковский).

3. Всё* что находи*ся в природе* математич*ски точно и определё*о и если иногда мы сомнева*мся в этой точности* то наше н*вежество ни*чего н* отнима*т от этой достоверности* если *бы весь мир сомн*вался в том* что дважды два – четыре* то все*таки у всех сомневающ*хся дважды два дадут четыре* (М. Ломоносов).

4. Еще в свои подр*стковые годы я услышал от отца и во*принял на всю жизн** как заповедь* слова о том* что дело* которому ты посв*тил себя* ты долж*н любить* любить бе*коры*но* и заниматься им именно потому* что ты любиш* это дело* а не потому* что ждеш* от него личного успеха или какой*нибудь выгоды для себя* (Л. Александров).

5. Что (бы) н.. заблудиться в лесах, надо знать пр..меты. Находить пр..меты или самим создавать их очень увлекательное занятие. Мир пр..мет бе..конечно разнообразен. Бывает очень радос..но, когда одна и та же пр..мета сохраняется в лесах год за годом — каждую осень встреча..шь всё тот же огне..ый куст р..бины за Лариным прудом или всё ту же зарубку, сдела..ую тобой на сосне. С каждым летом зарубка всё сильнее заплывает твёрдой золотистой смолой.

Пр..меты на дорогах это (н..)главные пр..меты. Настоящими пр..метами считаются те, которые определяют погоду и время. Они связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба.

В пр..метах заключе..о много точного знания и поэзии. Самая простая пр..мета это дым костра. То он подымается столбом к небу, спокойно струится (в) верх, выше самых высоких ив, то стел..тся туманом по траве, то меч..тся вокруг огня. И вот к прелест.. ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу пр..соединяется ещё и знание завтрашней погоды.

Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже бл..стит ночью, отражая свет звёзд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

Это всё очень (не) сложные пр..меты. Но есть пр..меты сложные и точные. Иногда небо вдруг кажетсяочень высоким, а г..ризонт...жимается, кажется бли..ким, до г..ризонта как(будто) (н..)больше километра. Это признак будущ..й ясной погоды (По К. Паустовскому).

Образец выполнения:

Постро енн ый*, *как храм, *на народные деньги, опекушинский памятник оказался центром *пр и т я жения *Москвы: *покл о нит ь ся бронзовому Пушкину считал себя *обяза нн ым каждый гость *столицы, о нем *слагались стихи, возле него встречались *влюбле нн ые, играли дети, им * навеки была *околдова н а девочка* Марина Цветаева (Ю. Нагибин).

 

*Страдательные причастия и отглагольные прилагательные, образованные с помощью суффиксов -нн или -енн от глаголов с приставкой (кроме не), пишутся с двумя н. Если слово перешло в разряд существительного, оно сохраняет это написание.

*Сравнительные обороты выделяются запятыми. Не обособляются только устойчивые сравнительные обороты (мокрый как мышь).

*Одиночные и распространенные согласованные определения, если они стоят перед определяемым словом, выделяются запятыми в том случае, если, кроме значения определения, они имеют добавочное обстоятельственное (причинное, уступительное, временное и т.п.) значение. (Иногда такие определения могут быть введены в предложение оборотом со словом будучи).

*Пишется приставка при-, если она привносит в слово значение приближения, прибавления, присоединения.

*В неударяемых слогах пишутся гласные, одинаковые с теми, которые произносятся в той же части слова (в том же корне, в той же приставке, в том же суффиксе, в том же окончании), когда эта часть стоит под ударением.

*Двоеточие ставится между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения, если второе предложение раскрывает, уточняет, дополняет то, что изложено в первом предложении.

*В корнях с чередованием клон/клан в безударном положении всегда пишется о.

*Буква ь пишется в неопределенной форме глагола (в том числе перед с).

*Запятая ставится между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения, если они обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связанные между собой по смыслу (произносятся такие предложения тоном перечисления).

*В корнях с чередованием лаг/лож перед г пишется а, а перед ж - о.

*Страдательные причастия и отглагольные прилагательные, образованные с помощью суффиксов -нн или -енн от глаголов с приставкой (кроме не), пишутся с двумя н. Если слово перешло в разряд существительного, оно сохраняет это написание. См. также слово обязанным.

* Наречия и предлоги, образованные из сочетаний существительного с предлогом или местоимением пишутся слитно, в отличие от существительного (вмиг; в миг удачи), и раздельно (пьяный в дым; в дым костра). Их правописание надо запоминать или проверять по словарю

*В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно н.

*При одиночном приложении дефис не пишется, если стоящее перед определяемым существительным приложение заменяется однокоренным прилагательным (красавец мужчина - красивый мужчина); если первое существительное обозначает родовое понятие, а второе - видовое (дерево дуб); если на втором месте стоит имя собственное (река Москва) или имя собственное с титулом/званием (писатель граф Толстой); если на первом месте стоят слова товарищ, гражданин, господин и т.п.

*В конце повествовательных предложений, выражающих законченную мысль, ставится точка.


планы самостоятельных занятий

Самостоятельное занятие №1

Время — 4 часа

Тема. Устройство речевого аппарата и
работа органов речи
.

Вопросы:

1. Обоснуйте термин «речевой аппарат».

2. Опишите устройство речевого аппарата: назовите органы речи, его составляющие (перечисление органов речи должно быть дано по ходу воздушной струи из легких).

3. Определите назначение каждого органа речи.

4. Что такое активные и пассивные органы речи? Перечислите отдельно активные и пассивные органы речи.

5. Какова роль нижней части речевого аппарата? Какие органы в нее входят?

6. Опишите устройство гортани и работу голосовых связок: а) при произнесении гласных звуков; б) при произнесении звонких согласных звуков; в) при произнесении глухих согласных звуков; г) при произнесении сонорных.

7. Опишите работу органов речи, находящихся в полости рта: а) при произнесении разных типов гласных звуков; б) при произнесении разных типов согласных звуков.

8. С работой каких органов связано деление согласных на: а) глухие и звонкие; б) твердые и мягкие?

9. С работой какого органа связано деление гласных по ряду и подъему?

10. Объясните значение выражений: «место образования согласных», «способ образования согласных».

11. Что такое артикуляция, из каких элементов она складывается?

13. В результате какой работы голосовых связок образуется шепот?

14. Как объяснить изменение м > б, в > д в произношении при насморке? («У бедя дасборг» вместо «У меня насморк»).

15. Вы поперхнулись, разговаривая во время еды. Какой орган речи «повинен» в этом?

Самостоятельное занятие №2

Время – 4 часа

Тема 2. Признаки и классификация звуков речи.

Вопросы:

1. Что такое артикуляция? Из каких элементов она складывается?

2. На каких артикуляционно-акустических различиях основано деление звуков речи на гласные и согласные?

3. На какие типы делятся звуки речи акустически? Какие согласные относятся к сонорным? Чем они отличаются от шумных?

4. Что такое признаки звуков (звуковые признаки).

5. Перечислите типы артикуляционных признаков согласных звуков. С работой каких органов речи они связаны?

6. Перечислите типы признаков гласных звуков. С работой каких органов речи они связаны?

7. Какие бывают согласные звуки по месту образования преграды?

8. Как делятся согласные звуки по характеру преграды?

9. Как можно разделить согласные по способу образования звуков?

10. Что такое аффриката? Что общего между фрикативными звукам и аффрикатами? Аффрикатами и взрывными?

11. Какую роль при произнесении согласных играет маленький язычок (увуля)?

12. Какое значение имеет дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу?

13. Что такое палатализация звука? Как она осуществляется? Каким языкам свойственна?

14. На какие группы делятся переднеязычные согласные?

15. На чем основано деление согласных на звонкие и глухие? Какие согласные не имеют парных глухих? Не имеют парных звонких?

16. С чем связано деление гласных звуков по ряду? Какие гласные являются гласными переднего ряда? Почему?

17. С чем связано деление гласных звуков по ряду? Какие звуки является узкими, верхнего подъема? Почему?

18. Как называются гласные, при произнесении которых губы вытягиваются и округляются?

19. Что значит «узкий гласный», «широкий гласный»? Как иначе можно охарактеризовать эти же звуки?

20. Что такое лабиализация звука?

21. Какова роль небной занавески при произнесении звуков?

22. Что такое назализация звука? Какие звуки называются носовыми? Почему?

23. Каким термином обозначаются все остальные звуки, противопоставляемые носовым?

24. Как создается тембр звука?

25. Какие согласные являются непарными по твердости-мягкости?

26. Какие согласные называются сонорными?

27. Какие согласные являются среднеязычными? Заднеязычными?

28. В каком положении в слове проявляет себя звук [j] (йот)? Какие средства русской графики указывают на его наличие в слове?

29. Что общего и какая разница в звуках, определяемых терминами «билабиальные» и «лабиализованные»?

Самостоятельное задание №3

Время — 4 часа

Тема 3. Фонетические процессы (звуковое варьирование).

Вопросы:

1. Что такое живые фонетические процессы?

2. На чем основаны комбинаторные изменения звуков? Объясните термин «комбинаторные». Перечислите известные вам виды комбинаторных изменений.. Что такое фонетическая позиция?

3. Какая позиция называется сильной? Какие позиции, в противоположность сильным, называются слабыми?

4. Какие положения в слове являются слабыми позициями для гласных звуков? Почему? Какие положения в слове являются слабыми для согласных звуков? Почему?

5. Что такое редукция звука? В результате чего она возникает?

6. В чем состоит качественная редукция звука, чем она отличается от количественной редукции? Как иначе можно назвать количественную редукцию?

7. Могут ли редуцироваться согласные звуки? Аргументируйте ответ.

8. Что лежит в основе ассимиляции? Между звуками какого типа – однородными или разнородными – возможна ассимиляция?

9. Какие виды ассимиляции вам известны? Чем определяется их различие?

10. Всегда ли ассимиляция отражается на письме?

11. Может ли результат диссимиляции стать фактом литературного языка? Приведите примеры.

12. В чем сущность аккомодации? Чем она отличается от ассимиляции?

13. Какие виды аккомодация вам известны?

14. Чем вызываются позиционные изменения звуков? Перечислите их виды.

15. Что такое метатеза? Благодаря чему она возникает?

16. Какие еще позиционные фонетические изменения вам известны?

17. Что такое чередование звуков?

18. Какое чередование называется фонетическим, какое историческим?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.