Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для проведения индивидуальных занятий






Задание 1. Определите гласные звуки по их признакам:

1) передний ряд, средний подъем, нелабиализованный;

2) задний ряд, верхний подъем, лабиализованный.

Задание 2. Определите согласные звуки по их характеристике:

а/ сонорный, переднеязычный, смычно-проходной, боковой, палатализованный;

б/ сонорный, среднеязычный, щелевой, палатализованный;

в/ шумный, звонкий, переднеязычный, щелевой, непалатализованный.

Составьте сами несколько таких “угадаек”.

Задание 3. Определите слово по характеристике его звуков:

а/ шумный глухой, заднеязычный, взрывной, непалатализованный;

б/ сонорный, переднеязычный, дрожащий, непалатализованный;

в/ гласный, среднего ряда, нижнего подъема, ударный;

г/ согласный, сонорный, смычно-проходной, носовой, переднеязычный, непалатализованный.

Составьте такие “загадки” сами для 2-3 слов из 3-5 звуков.

Задание 4. Определите звуки, отсутствующие в звуковой системе русского языка:

а) согласный, переднеязычный, зубной, аффриката, мягкий;

б) согласный, среднеязычный, средненёбный, щелевой, твёрдый;

в) согласный, губной, губно-губной, щелевой, глухой;

г) согласный, заднеязычный, носовой;

д) согласный, звонкий, межзубной;

е) согласный, переднеязычный, передненёбный, аффриката, твёрдый.

Задание 5. Запишите тексты в соответствии с правилами русской графики и орфографии:

А. [во́ т ǔ ˙ È л’˙ э́ тъ прÙ шло́ /сло́ внъ ǔ ˙ È н’ьÈ быва́ лъ//нъÈ пр’˙ ǔ го́ рк’ь т’иЭпло́ //то́ ˙ л’къ э́ тъвъ ма́ лъ// фс’˙ о́ /што́ збы́ цъ мÙ гло́ /мн’˙ э́ /кÙ кÈ л’˙ и́ ст п’ьт’˙ ǔ па́ лы˙ j/пр’˙ а́ мъ вÈ ру́ к’˙ ǔ л‘иЭгло́ // то́ ˙ л’къ э́ тъвъ ма́ лъ// пънÙ пра́ снў н’˙ ǔ È зло́ / н’˙ ǔ È дÙ бро́ н’ьÈ прÙ па́ лъ/фс’˙ о́ гÙ р’˙ э́ лъ св’иЭтло́ то́ ˙ л’къ э́ тъвъ ма́ лъ//жы́ ˙ з’н’ брÙ ла́ пътÈ крыло́ /б’ьр’иЭгла́ ǔ È спÙ са́ лъ/мн’˙ э́ ǔ È фпра́ вдў в’иЭзло́ //то́ ˙ л’къ э́ тъвъ ма́ лъ//л’˙ и́ ˙ с’т’jьф н’иЭÈ Ù бÙ жгло́ /в’˙ э́ тък н’иЭÈ Ù блÙ ма́ лъ//д’˙ э́ ˙ н’ прÙ мы́ т къкÈ с’т’иЭкло́ //то́ ˙ л’къ э́ тъвъ ма́ лъ//Ù рс’˙ э́ ˙ н’˙ ǔ ˙ j тÙ рко́ фск’˙ ǔ ˙ j//]

Б. [зъп’˙ ǔ са́ л j˙ а́ д’л’˙ и́ ны˙ j а́ др’ьс нъÈ бўма́ жнъм лъскўтк’˙ э́ /фс’˙ о́ н’˙ ǔ ка́ к н’иЭÈ мо́ к прÙ с’т’˙ и́ цъ ǔ ˙ È л’˙ ǔ сто́ к д’иЭржа́ л вÈ рў˙ к’˙ э́ //св’˙ э́ т рÙ с’т’˙ о́ кс’ь пъÈ брў˙ ш’˙ а́ тк’ь//нъÈ р’иЭс’н’˙ и́ цы ǔ È нÙ È м’˙ э́ х/ǔ È нÙ È с’˙ э́ ры˙ jь п’иЭрч’˙ а́ тк’˙ ǔ на́ ˙ ч’ьл па́ дът’ мо́ кры˙ j с’н’˙ э́ к//шо́ л фÙ на́ рш’˙ ǔ к/Ù б’иЭрну́ лс’ь/во́ ˙ з’л’ь на́ с фÙ на́ ˙ р’ зÙ жо́ к/зъсв’иЭс’т’˙ э́ л фÙ на́ ˙ р’/зÙ пну́ лс’ь/къкÈ пÙ сту́ шъск’˙ ǔ ˙ j рÙ жо́ к//ǔ È рÙ сы́ пълс’ь н’иЭло́ фк’˙ ǔ ˙ j/б’ьстÙ лко́ вы˙ j ръзгÙ во́ р/л’˙ э́ хч’ь пу́ хъ/м’˙ э́ ˙ л’ч’ь дро́ ˙ б’˙ ǔ //д’˙ э́ ˙ с’ьт’ л’˙ э́ т прÙ шло́ с’È т’˙ э́ хÈ по́ р//да́ жъ а́ др’ьс път’иЭр’˙ а́ л j˙ а́ /да́ жъ и́ ˙ м’ь пъзÙ бы́ л ǔ È пÙ то́ м л’˙ ў˙ б’˙ и́ л дрўгу́ ˙ j˙ ў/ту́ /што́ го́ ршъ фс’˙ э́ х л’˙ ў˙ б’˙ и́ л//Ù È ǔ ˙ д’˙ о́ ш//ǔ È ка́ пн’ьт сÈ кры́ шы//до́ м ǔ ˙ È н’˙ и́ шъ ўÈ вÙ ро́ т/б’˙ э́ лы˙ j ша́ р нÙ тÈ кру́ глъj н’˙ и́ шъj/ǔ ˙ È ч’˙ ǔ та́ ˙ jьш//кто́ жыв’˙ о́ т//j˙ э́ ˙ с’т’ Ù со́ бы˙ jь вÙ ро́ тъ ǔ È Ù со́ бы˙ jь дÙ ма́ /j˙ э́ ˙ с’т’ Ù со́ бъjь пр’˙ ǔ ˙ м’˙ э́ тъ/то́ ˙ ч’нъ мо́ лъдъс’т’ сÙ ма́ //Ù рс’˙ э́ ˙ н’˙ ǔ ˙ j тÙ рко́ фск’˙ ǔ ˙ j//]

Задание 6 Разбейте слова на две группы: 1) слова, в которых происходит ассимиляция по звонкости-глухости; 2) слова, в которых ассимиляции нет.

Ковкий, жезл, отговорить, отбить, арбитр, приятный, укладка, ложка, гвалт, сбить, жизнь, привезли, с другом, кворум.

Задание 7. Определите, в каких словах происходит ассимиляция по звонкости, в каких - по глухости. Затранскрибируйте эти слова.

Резьба, косьба, с боями, пробка, просьба, повозка, отголосок, плуг, разжечь, расшуметься, подписать, отбить.

Задание 8. Затранскрибируйте предложения, подчеркните слова, в которых происходит ассимиляция по звонкости-глухости.

1. Ты — как отзвук забытого гимна В моей черной и дикой судьбе (А.Блок).

2. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука (А.Блок).

3. Приди сюда хоть русский царь, Мы от бокалов не привстанем. (Н.Языков).

4. За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано. Все стихло. Но что это было сперва! Теперь разговор уж не тот и по-доброму. (Б.Пастернак)

Задание 9. Распределите слова на три группы, где а) ассимиляция по мягкости происходит регулярно; б) носит факультативный характер; в) не происходит. В случае затруднения обращайтесь к “Орфоэпическому словарю русского языка”.

Вьюнок, сплетни, надменные, распятье, вязание, перекресток, сохли, блестели, свечи, кантик, банщик, гнездо, глиняный, гвозди, кисти, ветки, разве, сделать, ладья, медведь, яркий, полдень.

Задание 10. Затранскрибируйте слова. Отметьте наличие или отсутствие ассимиляции по мягкости (ассимилятивного смягчения).

Вонзить, кончик, тончайший, сверху, тмин, при лампе, съежился, кегли, реквием, жалость, фонтанчик, каменщик, бедняжка.

Задание 11. Выпишите и затранскрибируйте слова, в которых встречаются разные виды ассимиляции (по звонкости-глухости, по твердости-мягкости, полная), а также слова с оглушением согласных в конце слова.

1. Слепой осел с дороги сбился (он в дальний путь было пустился), но к ночи в чащу так забрел мой сумасброд, что двинуться не мог ни взад он, ни вперед (Крылов).

2. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? (Пушкин).

3. С башни князь Гвидон сбегает, дорогих гостей встречает (Пушкин).

4. Неслышно ходили по дому, не ждали уже ничего. Меня привели к больному, А я не узнала его (Ахматова).

5. Потряхивая карбованцами И медленно пуская дым, Торжественными чужестранцами Идем мы городом родным (Цветаева).

6. Напрасно в дни великого совета, Где высшей страсти отданы места, Оставлена вакансия поэта: Она опасна, если не пуста (Пастернак).

7. И мгновенно житейской канет, словно в темную пропасть без дна... И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина (Блок).

8. Все наденут сегодня пальто И заденут за поросли капель, Но из них не заметит никто, Что опять я ненастьями запил (Б. Пастернак).

Задание 12. Установите, какие действующие в современном языке законы привели к появлению следующих омофонов:

Рот - род, съезд - съест, из сказки - и сказки, от оков - а таков, возка - воска, освещу - освящу, свезти - свести, вязом - вязам, а дед - одет.

Задание 13. Дайте транскрипцию следующего текста.

Придуманный мною подзаголовок, говоря о словах, разнозвучащих, но «равнозначных», далек от научной непреложности. Он всего лишь силуэт, грубое очертание еще одною вида словесных взаимосвязей — явления синонимии.

Еще древние греки обратили внимание на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но и осознали различие между ними.

Д. И. Фонвизин в своем «Опыте русского сословника», сопоставляя слова старый, давний, старинный, ветхий, древний, заматерелый, приводил следующий пример их употребления: «Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много ветхого, нередко он бывает заматерел в своих привычках».

И все же до сегодняшнего дня исследователи не выработали единого взгляда на синонимическую природу слова.

Одни считают синонимами и слова, которые, называя одно и то же явление действительности, называют его по-разному, придают ему какие-то новые смысловые или эмоциональные оттенки.

Другие в ранг синонимов возводят только слова с полным смысловым тождеством, такие, как бегемот — гиппопотам, языковедение — языкознание. Близкие по значению слова, говорят они, — это просто другие слова, и вряд ли необходимо сажать их в одно гнездо.

Но простите, говорят третьи вторым. Если бегемот и гиппопотам одно и то же и не привносят в наше понимание ничего нового, то один из двух должен уйти, покинуть язык. Зачем же его засорять? Десятые возражают: тождественность значений еще не превращает языковедение в абсолютный синоним языкознания. Хотя бы потому, что каждое из них имеет разную способность к словообразованию и словосочетанию. От первого образуется языковед. Попробуйте-ка такое действие произвести со вторым. «Языкознаец»? Хм-хм! Между тем мы охотнее употребляем слово языкознание, чем языковедение, хотя читаем языковедческое (или лингвистическое) исследование.

В зоопарке мы чаще называем симпатичное африканское животное бегемотом, нежели гиппопотамом, чего никогда не позволит себе зоолог. В принятой научной классификации это парнокопытное всегда и только гиппопотам — «речной конь», а не бегемот — «водяная корова». Гиппопотама (а не «бегемото») значится и в словаре эсперанто.

...Надцатые полагают, что богатство синонимов — это беда языка, так как затрудняет пользование им. Еще более...надцатые парируют это мнение парадоксальным высказыванием: «Чем лучше мы будем знать язык, тем меньше для нас останется синонимов». То есть для знатока выбор нужного слова не будет затруднительным.

Пусть спорят специалисты. В споре рождается истина.

Мы же извлечем из него несомненный вывод: если в арсенале языка имеется множество возможностей один и тот же предмет (вещь, явление) наименовать разными словами и одновременно выделить в этом предмете (вещи, явлении) какие-то стороны и грани — такой язык богат, гибок, красочен и точен.

«Что же все-таки понимать под синонимом?» — резонно спросите вы. А вот что, отвечу я, ссылаясь на авторитетное суждение видных ученых.

Синонимы— разнозвучащие слова, называющие один и тот же предмет, действие, качество, но различающиеся оттенками значения или стилистической окраской (Вартаньян Э.В.).


вопросы

к экзамену по фонетике, фонологии, орфоэпии,
графике, орфографии

1. Предмет фонетики. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Фонетическое членение речи: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук. Аспекты изучения звука.

2. Понятие об артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей речевого аппарата (голосовых связок, нёбной занавески и т.д.).

3. Согласные и гласные, их акустические, артикуляционные и функциональные различия.

4. Классификация гласных и согласных звуков.

5. Античная, артикуляционная и акустическая теории слога. Подробная характеристика акустической теории.

6. Слоговые и неслоговые звуки. Типы слогов. Особенности русского слогораздела (в свете акустической теории).

7. Полная характеристика русского словесного ударения.

8. Интонация. Её элементы и функции.

9. Фонетические процессы в области гласных звуков и в области сочетаний гласных с согласными (аккомодация).

10. Определение ассимиляции. Прогрессивная и регрессивная ассимиляция. Полная и частичная ассимиляция. Ассимиляция по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости.

11. Ассимиляция по месту и способу образования. Упрощение групп согласных.

12. Фонетические процессы, характерные для детской и диалектной речи (сильная и слабая редукция, протеза, метатеза, эпентеза, дистантная ассимиляция и т.д.)

13. Звук и фонема. Характеристика фонемы как пучка дифференциальных и интегральных признаков. Понятие о слабых и сильных позициях фонемы. Определение фонемы в МФШ и ЛФШ.

14. Учение о фонеме в МФШ. Типы позиционной мены звуков. Основные фонологические единицы при данных типах мены (на примере гласных фонем). Понятие о нейтрализации и гиперфонеме.

15. Понятие об орфоэпии. Значение орфоэпических норм. Стили произношения.

16. Основные этапы развития письма. Этапы развития начертательного письма: пиктография, идеография, фонография.

17. История русского алфавита.

18. Состав современного русского алфавита.

19. Фонематический и слоговой принципы русской графики.

20. Отступления и ограничения в применении слогового приницпа русской графики.

21. Русская орфография. Понятие об орфограмме и орфографических принципах. Основные принципы русской орфографии. Различия в понимании ведущего принципа русской орфографии.

22. Слитные, раздельные и дефисные написания. Связь их с лексико-грамматическими процессами в языке.

23. Употребление прописных букв. Грамматические и семантические основы употребления прописных букв.

24. Правила переноса слов. Фонетическое и морфемное членение как основа правил переноса слов. Другие основания правил переноса. Графические сокращения. Принципы и типы графических сокращений.

25. Исторические чередования как результат звуковых изменений: падения редуцированных [Ъ] и [Ь], смягчения заднеязычных согласных и т.д.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.