Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовые модели стратегического менеджмента






Все модели основаны на одной теоретической конструкции или базовой модели, различаясь между собой главным об­разом в деталях, а не в фундаментальных принципах построения.

Модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы) основыва­ется на широко известной процедуре SWOT-анализа.

В самом общем виде процесс формирования стратегического плана (процесс стратегического планирования) представляет некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, выраженных в форме ключевых факторов успеха, а также сильных и слабых сторон ресурсного потенциала предприятия, выраженных, в свою очередь, в его отличительных способностях к развитию. Естественно, что возможности внешней среды должны быть востребованы за счет использования сильных сторон ресурсного потенциала. Кроме того, должны быть выявлены угрозы внешней среды, а слабые стороны ресурсного потенциала предприятия сведены к минимуму. На формулирование стратегии, ее оценку и выбор наилучшего варианта оказывают существенное влияние ценности высшего руководства, а также этические нормы общества, которые выражаются в виде социальной ответственности.

Модель И. Ансоффа

Модель развития товара/рынка И. Ансоффа (матрица Ансоффа) позволяет использовать одновременно несколько стратегий. Она основывается на предпосылке, что наиболее подходящая стратегия для интенсивного роста объема продаж может быть определена решением продавать существующие или новые продукты на существующем или на новом рынках. Матрица Ансоффа предназначена для описания возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка. Стратегически план предприятия должен содержать финансовую и административную стратегии. Финансовая стратегия - совокупность правил и средств, направленных на обеспечение прироста финансового потенциала предприятия. Административная стратегия - набор правил по организационному развитию предприятия. Стратегия развития предприятия, с одной стороны, должна быть связана с конкретными стратегическими альтернативами, а с другой - с синергическим эффектом как характеристикой целостности предприятия. Наиболее существенным отличием является учет обратной связи, которая обеспечивает интерактивность процедуры формирования стратегического плана и непрерывность ее реализации.

Модель Г. Стейнера

Эта модель представляет собой матрицу, включающую классификацию рынков и классификацию продуктов на существующие; новые, но связанные с существующими; и совершенно новые. Матрица показывает уровни риска и соответственно степень вероятности успеха при различных сочетаниях рынок-продукт. Модель используется:
- для определения вероятности успешной деятельности при выборе того или иного вида бизнеса;
- выбора между различными видами бизнеса, в том числе при определении соотношения инвестиций для разных деловых единиц, т.е. при формировании портфеля ценных бумаг фирмы.

Методы стратегического планирования

Среди многих методов стратегического планирования можно выделить методы, наиболее часто используемые в практике работы менеджеров и существенно влияющие на качество планов.

- методы системного моделирования планируемого процесса, факторов влияния и сценарные прогнозы развития ситуации;

- методы многоцелевого планирования;

- методы программно-целевого планирования;

- методы бюджетирования и стратегического управления затратами;

- методы стратегического анализа внешней и внутренней среды;

- портфельные модели стратегического планирования и диверсификации;

- методы управления стратегическими проектами;

- методы бизнес планирования;

- методы стратегического маркетинга;

- методы инвестиционного менеджмента;

-методы планирования стержневых компетенций и новых продуктов;

- методы реинжиниринга и реорганизации.

Наиболее высокий уровень среди этих методов имеют методы системного моделирования, которые предназначены для разработки комплексной модели развития организации на основе исследования, выявления, качественного и количественного описания функциональных связей между наиболее важными элементами и процессами развития организаций.

Выбор стратегических альтернатив

В теории и практике стратегич. планирования и управления проявляются различные модели стратегического выбора:

1) Матрица возможностей И. Ансофа. Предусматривает 4 варианта стратегии для сохранения или увеличения доли рынка: 1) стратегия проникновения на р-к; 2)Страт. Развития товара; 3)разр-ка новых товаров; 4)стратегия диверсификации.

2) Матрица рынок-продукт по Стейнеру: Может использоваться для определения вероятности успеха своей деят-ти при выборе той или иной стратегии развития, а также для обоснования определенного вида бизнес.

3) Модель конкурентных стратегий Портера. В основу матрицы конкурентных стратегий Портера заложено 2 параметра: размер рынка и тип конкурентного преимущества. Типы рынка может быть широким или узким. Тип конкурентного преимущества может быть двух вариантов: низкая стоимость товара или широкое разнообразие ассортимента. На основании такой матрицы Майкл Портер выделяет 3 основных стратегий конкурентного поведения компании в отрасли: лидерство в издержках, дифференциация и специализация:

· Конкурентная стратегия лидерства в продукте или дифференциация означает создание уникального товара в отрасли;

· Конкурентная стратегия лидерства в издержках или ценовое лидерство означает возможность компании достигать самого низкого уровня затрат;

· Конкурентная стратегия фокусирования или лидерство в нише означает сосредоточение всех усилий компании на определенной узкой группе потребителей.

4) Модель выбора конкурентных стратегий Котлера. Связан с разработкой конкурентных стратегий, которые основываются на доле рынка, принадлежащих предприятию.

Стратегия лидера; стратегия «бросающего вызов»; страт. «следующего за лидером»; стратегия «специалиста».

Важное место среди моделей стратегического выбора предприятий занимают модели их поведения в кризисной ситуации. Ансофф выделил 3 стратегии поведения в кризисной ситуации: стратегия активного управления; стратегия реактивного управления; стратегия планового управления.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.