Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молодость как студенческая пора






Для значительного количества молодых людей на период молодости выпадает замечательная студенческая пора. Студенчество - особая веха, культивируемая и хранимая памятью человека на протяжении всей жизни. Уникальность студенчества как жизненного периода сделала это слово нарицательным для ряда социальных и психических явлений (в психологии встречается даже определение типа памяти – студенческая). Студенчество-резерв интеллигенции, поведение и взаимоотношения молодых людей этой категории предполагает соответствующие характеристики. Это время романтичное и рациональное одновременно. Романтизм ему придают особая студенческая дружба «навеки» и нежная влюбленность, а рационализм – серьезная подготовка к профессии, когда упущенные возможности делают затруднительным последующий карьерный рост. Понять место студенчества в профессиональном становлении поможет представленная Д. Супером стадиальность профессионального роста.

1. Первая стадия кристаллизации приходится на юношеский возраст, в котором происходит выбор привлекательного профессионального направления, порой вне зависимости от реальных способностей.

2. Вторая стадия спецификации приходится на начало молодости (студенчество) – пору обучения профессии.

3. Третья стадия реализации у многих молодых людей совпадает с возрастом 23-24 года: они поступают на работу, меняют ее, еще не привязаны к месту, пребывают в состоянии поиска.

4. Четвертая стадия стабилизации – 24-35 лет, в это время происходит профессиональный рост в какой – либо области.

5. Пятая стадия консолидации продолжается с 35 лет до ухода на пенсию. Человек добивается наивысших результатов, становится мастером в выбранном деле.

Таким образом, студенчество представляет стадию спецификации, обучения профессии, что требует существенных интеллектуальных и физических затрат. Студенчество – период неоднородный по своим характеристикам. Так, интеллектуальные и коммуникативные возможности студентов младших курсов уступают соответствующим характеристикам выпускников. В исследованиях обнаружен ряд трудностей общения первокурсников. В их числе:

- трудности установления взаимоотношений с людьми старшими по возрасту;

- трудности выступления перед большой аудиторией;

- трудности построения аргументации;

Первокурсники обнаруживают склонность к воспроизведению деятельности по образцу. Эта особенность предписывает преподавателю строить учебную лекцию как завершенную дидактическую единицу, в определенной логической последовательности, представляя материал в образцовой структуре. Несмотря на длительный период школьного обучения, ряд студентов не владеет отдельными учебными действиями, в частности - не умеет выделить в качестве предмета запоминания собственно познавательное содержание текста, и запоминает сюжет; не умеет аргументированно выстраивать ответ и т.п.

Существуют и определенные различия в мотивации учебной деятельности студентов. Позитивным стимулятором учения является мотив достижения. Он переживается как стремление к успеху, готовность к интеллектуальному напряжению для его достижения. Мотив достижения стимулирует улучшение достигнутых результатов, овладение современными технологиями, занятия научной работой. Мотив достижения коррелирует у студентов с креативностью и автономностью при принятии решений, что квалифицирует людей, склонных к занятиям научной деятельностью. В личностном плане такие студенты характеризуются высокой активностью, инициативностью, стремлением к решению трудных задач, в том числе и жизненных. Другая категория студентов мотивирована избеганием неудачи. Для них типично стремление «не высовываться»; они, как правило, следуют инструкции, не доверяя себе при принятии решения относительно способов выполнения учебной работы. Замечено, в частности, что данная категория студентов испытывает значительные затруднения при интерпретации результатов психологической диагностики, проявляя неготовность принять то или иное решение.

Важным мотивом выступает мотив аффилиации, понимаемый как открытость для общения, стремление к созданию положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми. Мотив аффилиации рассматривается как наиболее типичный для студенческого возраста: студенческая жизнь мыслится исключительно как взаимодействие и взаимовыручка в сообществе. Отделяющийся от группы студент воспринимается как «странный», он непонятен и в определенном смысле неблагополучен. Наряду с традиционными мотивами студенчества следует отметить те, что стали специфичными в современном российском обществе. Речь в данном случае идет о несколько неадекватной мотивации, побуждающей юношей учиться в вузах без особого на то желания, а лишь для того, чтобы избежать призыва в армию. Произошедшая в сознании многих родителей да и молодых людей метаморфоза отношения к службе в вооруженных силах обусловлена, прежде всего, факторами «горячих точек» и «дедовщины». Отсутствие познавательного интереса превращает годы учения в отбывание, сессии сдаются посредственно, студенческая жизнь не приносит радости. Нельзя уйти и от явления дискредитации высшего образования, связанного с повсеместным открытием негосударственных учебных заведений, где плата за обучение становится почти полной гарантией получения диплома. Указанные явления известны сегодня всем, и игнорировать их нельзя. Они требуют решения на государственном уровне.

4. Молодость как время установления близости.

В определении факторов адаптивного развития взрослого человека большинство психологов солидарно, имея расхождения лишь в формулировках. Так, З. Фрейд считал, что благополучие взрослого человека определяется его способностью любить и трудиться. Э. Эриксон указывал на факторы достижения близости и генеративности, по сути, имея в виду то же, что и Фрейд. Другие исследователи указывают на факторы принадлежности к группе и личные достижения. Таким образом, успешность жизни взрослого человека определяется его семейным положением и результатами профессиональной деятельности. Следовательно, развитие взрослого человека могут квалифицировать три образа:

1 - образ Я;

2 - образ члена семьи;

3 –образ профессионала.

Согласно Э. Эриксону, для формирования образа Я необходимо достижение собственной идентичности, как соответствия внутреннего мира человека и его внешнего проявления. Формирование идентичности - процесс всей жизни: в какие-то ее моменты человек переживает ее в абсолютном проявлении, в другие – стремится к ней, ищет способы ее достижения. Идентичность обусловлена достижением близости с другими людьми, в том числе - интимной близости с противоположным полом. Эриксон был убежден, что развитие близости есть важнейшее достижение молодости. Неспособность сформировать близкие отношения приводит к переживанию одиночества, затруднениям социальной адаптации, подозрительности и прочим признаком кризисного развития. Близость для многих – источник приобретения генеративности. Согласно исследованиям, более 90% взрослых людей определяли себя через свои семейные роли и обязанности. Собственная семья обеспечивает молодому человеку важнейшее социально-психологическое качество – независимость: эмоциональную независимость от родительской семьи и окружения, функциональную независимость как способность содержать себя, аттитюдную независимость – как самостоятельность при определении ценностей и установок. Обретаемая и развиваемая в семье любовь обуславливает актуализацию буквально всех человеческих потребностей. Согласно Р. Стернбергу, любовь имеет три составляющих: интимность (близость и общность интересов, проявляющиеся в любовных отношениях), страсть (как побуждение, приводящее к сексуальному поведению), обязательства в части сохранения близости, в части ответственности за любимого и проч.). В зависимости от представленности этих составляющих во взаимоотношениях людей Р. Стернберг дифференцирует несколько типов любви: любовь-симпатия (ярко выражен компонент интимности); страстная любовь (более выражен компонент страстности), придуманная любовь (может доминировать компонент обязательства), романтическая любовь (в отношениях преобладает страсть), любовь – товарищество (ярко выражены компоненты интимности и обязательства), слепая любовь (в ней более выражены компоненты страсти и обязательства), совершенная любовь (выражены все три компонента). Очевидно, что совершенная любовь – как раз тот желанный тип чувства, к которому стремятся все люди, ибо именно она содержательнее всех прочих типов. Созданию семьи предшествует период ухаживаний и выбора брачного партнера. По поводу выбора брачного партнера в науке существует множество теорий, и ни одной единственно всеобъемлющей. Наиболее интересными нам представляются теории В. Мурштейна - «стимул-ценность-реакция» и Мак-Гоулдрика - «семейных систем». Согласно первой теории, каждая из указанных стадий развития отношений является своеобразным фильтром для формирования отношения к партнеру. На стадии стимула формируется первое позитивное впечатление, приводящее ко второй стадии – ухаживания, где происходит сличение ценностей, потребностей и взглядов. На ролевой стадии партнеры оценивают совместимость своих ролей в браке.

Теория семейных систем представляет процесс образования пары как развитие новой структуры, в ходе которого происходит переопределение границ отношений с окружающими и друг с другом. При этом в отношениях происходит множество неформальных и формальных событий. Одно из них – ритуал вступления в брак официально устанавливает границы семейной пары и в этом смысле является необходимы. Как социальная группа и явление семья должна выполнять определенные функции и развиваться по определенным законам. Естественно, что «западание» каких – либо функций семьи становится ощутимым для ее членов и ведет к напряженности в отношениях. Функциональный дефицит семьи чаще всего становится причиной семейных конфликтов и распада семьи. Стремление молодых супругов «отрабатывать» все функции может явиться важнейшей мерой сохранения семьи. Традиционно выделяют следующие функции семьи:

- Обеспечение личного счастья – это главное, ради чего люди сходятся и начинают жить вместе;

- Продолжения рода - не менее важно для реализации первой функции, а также важнейшей человеческой потребности;

- Воспитательная – естественно следует за второй, но адресована она не только детям, но и друг другу (ибо предполагает изменение поведения, «пристройки» к супругу);

- Хозяйственно–экономическая – направлена на получение и рациональное распределения финансовых и прочих ресурсов семьи;

- Досуговая – связана с организацией свободного времени, полноценного отдыха членов семьи.

Молодым супругам полезно помнить о и так называемых «критических периодах» в развитии семьи, когда ее функциональная недостаточность ощущается наиболее остро. Первым кризисом семейных отношений психологи считают Кризис первого года жизни, когда повседневное общение неминуемо требует «притирки» к особенностям партнера. В психологии описаны так называемые конфликтные модели семейных отношений, актуализируемые супругами в данном кризисе:

-Модель «Шлейф прежнего образа жизни» – партнеры не могут поступиться привычками из прежней холостяцкой жизни («девичники – мальчишники», походы в баню, длительные телефонные разговоры и т. п.). Неудовольствие супруга в связи с привычками другого рассматривают как посягательство на права. По этому поводу возникают ссоры, смешно сказать, но подобные вещи могут стать причиной распада семьи. Очевидно, что супругам необходимо договориться, не исключено, что кому–то придется пожертвовать «холостяцкими увлечениями» ради мира в семье.

-«Дидактизм» – такая модель характеризуется обоюдным или односторонним стремлением поучать. Иначе как бестактностью подобное не назовешь. В семьях постоянно звучит: «не умеешь – спроси …, вечно у тебя все так…, сколько раз тебе говорить… и т.п.) Случается, что позиция «поучаемого» устраивает одного из супругов, и он начинает играть роль взрослого ребенка. Драматично, когда эту роль принимает мужчина. При этом жене приходится выполнять и материнские функции, вся ответственность за семью ложится на нее, в том числе и такое не женское дело (в отечественной традиции) как принятие решений. Позднее женщина спохватывается и начинает сетовать на инфантильность и безынициативность мужа, но роли уже распределены, поведенческие стереотипы сформированы. Разумеется, возможно перераспределение функций, при этом женщине необходимо ослабить а то и вовсе запретить себе выполнение ряда функций, в частности: контролирующей, функции принятия решений и принятия ответственности.

- модель «маменькин сынок - папенькина дочка» - при такой модели супруги постоянно апеллируют к мнению своих родителей, информируют их обо всем, особенно о возникающих проблемах, не принимают самостоятельных решений, оценивают действия друг друга по образцу своих родителей. Опасность этой модели состоит в том, что фактически молодые супруги не формируют личный опыт построение взаимоотношений, разрешая вторгаться в эту деликатную сферу чужому опыту.

- модель «озабоченность» – при этой модели в семье постоянно присутствует нерешенная проблема - собственная или чужая, возможно, «прихваченная» с работы. Семейный климат пропитан тревогой, в дефиците оптимизм, радостная приподнятость, возникает эмоциональная недостаточность. Таким семьям следует научиться оставлять неприятности за порогом дома, ввести в доме культ юмора и шутки.

- модель «готовность к бою» – супруги находятся в состоянии напряжения в ожидании подвоха, обиды, они как бы испытывают необходимость отражать атаки друг друга, оттачивают свое искусство противостояния. Таким супругам следует проанализировать ситуации и выражения, которые особенно интенсивно влияют именно на них и предложить другому своеобразную «Памятку запрещенных выражений». Психологически оправдан запрет на следующие десять выражений:

«сколько раз надо повторять», «о чем ты только думаешь», «неужели так трудно запомнить…», «неужели ты не видишь…», «неужели тебе не понятно…», «ты стал таким … грубым, скучным…», «все люди …, а ты…», «что ты пристал (пристала)», «ты такой (такая) как твои родители», «тысячу раз уже говорил».

Владение информацией о нормативном развития семьи, понимание роли семьи в реализации важнейшей возрастной потребности – в установлении близости, могут служить адаптивным семейным явлениям, способствующим, в свою очередь, формированию идентичности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.