Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник (творения).






Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 6 февраля 1807 г. в родовом имении отца - селе Покровском Вологодской губернии. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и путешествиям по окрестным святым местам. Детство мальчик провел в уединении сельской жизни; с ранних лет безотчетно влекся он к жизни иноческой. С возрастом его религиозное настроение обнаруживалось все заметнее: оно проявлялось в особенной расположенности к молитве и чтению духовных книг.

Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние — не только в науках, но и в рисовании, и музыке. Но в шуме и суете столичной жизни Дмитрий не изменял своим душевным стремлениям. В поисках “вечной собственности для вечного человека” он постепенно пришел к малоутешительному выводу: значение науки ограничивается земными потребностями человека и пределами его жизни.

Столь же ревностно, как занимался наукой, принимается Дмитрий за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об Истине и смысле жизни. Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что, предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Дмитрий обратился к изучению Православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие, стали для него ручательством их верности.

Дмитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Дмитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение “света” и недовольство своих родителей, в 1827 г. уходит в отставку. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре.

В январе 1832 г. иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833 г. возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по Высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его рукополагают в архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни.

Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. 27 октября 1857 г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году Владыка прибыл в Ставрополь, где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой, и в 1871 г. поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни ( 1867 г.) он отдал работе над духовными сочинениями.

В Николо-Бабаевском монасты­ре святитель Игнатий написал «Приношение со­временному монашеству» и «Отечник». Множе­ство назидательных писем его относится к это­му периоду.

Свои сочинения сам автор разделил на три группы: первые 3 тома — «Аскетические опыты», включающие статьи, в основном, написанные в Сергиевой пустыни; 4-й том — «Аскетическая проповедь», куда вошли проповеди, произнесен­ные на Кавказе; 5-й том — «Приношение совре­менному монашеству», т.е. советы и наставления монашествующим о внешнем поведении и внут­реннем делании; 6-й том — «Отечник» — был издан уже после смерти епископа Игнатия. Эта книга содержит высказывания более 80 подвиж­ников по вопросам христианской аскетики и примеры из их жизни.

Сочинения епископа Игнатия — это не плод размышлений богослова-теоретика, а живой опыт деятельного подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и нравственного предания Православ­ной Церкви.

О творениях святителя Игнатия нужно ска­зать, прежде всего, то, что все они имеют печать благодатной помазанности. Он писал свои про­изведения тогда, когда Божественный глагол ка­сался его чуткого уха, когда в его сердце появи­лось слово, посланное Господом.

«Бывали в жизни моей минуты, — писал он С.Д. Нечаеву, — или во время тяжких скорбей, или после продолжительного безмолвия, мину­ты, в которые появлялось в сердце моем «слово». Это слово было не мое. Оно утешало меня, наставляло, исполняло нетленной жизни и радос­ти, — и потом отходило. Случилось записывать мысли, которые так ярко светили в сии блажен­ные минуты. Читаю после, читаю не свое, читаю слова, из какой-то высшей среды нисходившие и остающиеся наставлением». По этой причине святитель Игнатий не смотрел на свои произве­дения как на свои собственные, но признавал их «собственностью всех современных подвижни­ков Православной Церкви».

Сочинения святителя Игнатия излагают уче­ние святых отцово христианской жизни, «при­мененное к требованиям современности». В этом — важная особенность и достоинство его творений.

Богословское наследие святителя Игнатия было принято читателями с большой любовью и благодарностью.

Еще при жизни епископа Игнатия его творе­ния разошлись по многим обителям Русской зем­ли и получили высокую оценку. Саровская пустынь приняла «Аскетические опыты» с особенной любовью. В Киево-Печерской Лавре, Оптиной пустыни, в обителях С.-Пе­тербургской, Московской, Казанской и других епархий творения святителя были признаны ду­шеспасительными книгами, отражающими аскетическое предание православного подвижничества, применительно к духовным требованиям иночества того времени. Даже на далеком Афоне творения епископа Игнатия получили известность и вызвали благоговейное почитание их автора. Лучшие иерархи прошлого века сразу же увидели в сочинениях Преосвященного Игнатия всестороннее руководство к духовной жизни.

 

Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров), родился 10 января 1825 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии в семье священника Василия Тимофеевича Говорова. Кроме Георгия, у отца Василия и его супруги Татьяны Ивановны были еще три сына и три дочери. Говоровы вели примерную семейную жизнь, и оба отличались глубокой религиозностью и сердечной отзывчивостью к людям. В том же духе они старались воспитывать и своих детей.

Когда Георгию минуло 8 лет, его отдали в Ливенское духовное училище. Получивший основательную домашнюю подготовку, мальчик учился очень хорошо и вел себя, по отзыву училищного начальства, «с примерной скромностию».

В 1829 году Григорий Говоров в числе лучших учеников был переведен в Орловскую духовную семинарию. Так же, как и в училище, Георгий резко выделялся среди своих товарищей усердием в занятиях и благонравием. Отлично окончив семинарию в 1837 г., Георгий Говоров, как лучший из воспитанников своего курса, был отправлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. Здесь завершилось образование и ясно определилось общее направление духовного пути Георгия Говорова. 15 февраля 1841 г. он был пострижен в монашество с именем Феофан.

В 1841 г. иеромонах Феофан закончил академию со степенью магистра и вступил на учебно-воспитательное поприще. Он последовательно прошел должности смотрителя Киево-Софийского духовного училища, ректора Новгородской семинарии, а затем профессора и помощника инспектора Петербургской академии. В своей преподавательской деятельности молодой богослов, оставив философско-умозрительные методы работы, опирался на опыт аскетический и психологический. Главными источниками его лекций после Священного Писания и творений святых отцов были жития святых и психологические исследования. Иеромонах Феофан был глубоко предан важному делу христианского воспитания, однако его влекло другое – уединенная монашеская жизнь.

Шесть лет иеромонах Феофан пребывает на Востоке в составе Духовной Миссии. Отец Феофан трудился усердно: неукоснительно исполняя свои служебные обязанности, он успевал многое сделать и для самообразования. В Иерусалиме он выучился иконописи, прекрасно изучил греческий язык, занимался французским, еврейским и арабским языками. В Палестине о. Феофан познакомился с подвижничеством иноков древних восточных обителей. Здесь ему стали доступны памятники аскетической письменности прошлых веков. Именно к этому времени относится начало собирания будущим святителем рукописей и печатных изданий, которые он в течение своей жизни переводил с греческого языка на русский, в том числе – творения святых отцов греческого Добротолюбия.

В 1855 г. иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита. 21 мая 1856 г. состоялось назначение архимандрита Феофана на важный и ответственный пост настоятеля посольской церкви в Константинополе. Будущий святитель собрал на православном Востоке много драгоценных жемчужин святоотеческой, главным образом, аскетической, письменности.

В эти же годы началась переписка о.Феофана с княгиней П.С. Лукомской, в результате которой появились «Письма о христианской жизни».

В 1857 – 1859 гг. архимандрит Феофан возглавлял С.-Петербургскую духовную академию. В 1859 г. архимандрит Феофан был призван к епископскому служению на Тамбовскую кафедру, а в 1863 г. ему была дана в управление более многолюдная епархия - Владимирская. Оставляя лишь краткое время для сна, епископ Феофан всего себя отдавал на служение своим пасомым. Всегда ласковый и приветливый, он со всеми, независимо от звания и возраста, обращался благодушно и с величайшей кротостью.

В 1866 г. епископ Феофан подает в Синод прошение об увольнении «на покой» простым иноком в Вышенскую пустынь. Преосвященный назначается настоятелем Вышенской пустыни. Прибыв в Вышу, Преосвященный Феофан, прежде всего, сложил с себя должность настоятеля пустыни, предпочитая оставаться здесь в простом звании инока. После Пасхи 1872 г. святитель Феофан начал затворническую жизнь. Он устроил в своих келиях малую церковь во имя Крещения Господня, в которой и стал совершать все церковные службы совершенно один, без сослужащих. Ежедневно получая от 20 до 40 писем, святитель-затворник непременно давал ответы на каждое из них, с чрезвычайной чуткостью вникая в положение и состояние духа писавшего.

Богословские труды святителя Феофана, несомненно, явились плодом его высокого духовного подвига. За время пребывания на Выше святителем Феофаном была создана основная часть его духовных произведений. Весьма разнообразны предметы и содержание творений Вышенского Затворника, но главной темой его творений является спасение во Христе. В 1868 г. был издан основной труд святого архипастыря – «Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики)». В основу его положены лекции по нравственному богословию, прочитанные святителем Феофаном в С.-Пб духовной академии. В книге изложена вся сущность нравственного учения святителя Феофана.

В 1870 – 1871 г. в «Домашней беседе» печатались «Письма о духовной жизни», выпущенные позже отдельным изданием. Это - глубоко осмысленное изложение явлений духовной жизни, начиная с первых благодатных движений христианского сердца к богообращению и кончая высшим нравственным совершенством человека. В 1878 г. иноками Афонского Пантелеймонова монастыря была издана книга святителя «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?»

Основой для богомудрых писаний святого архипастыря служили творения восточных церковных учителей и аскетов. Особенно большую ценность для богословской науки представляют многочисленные труды святителя по христианской нравственности. В своих нравоучительных произведениях Преосвященный Феофан изобразил идеал истинной христианской жизни и пути, ведущие к его достижению. В сочинениях святителя Феофана излагаются основные черты святоотеческой психологии.

Одним из важнейших дел жизни Преосвященного Феофана являются его замечательные труды по изъяснению слова Божия, составившие ценный вклад в русскую библеистику. В 1869 г. было издано духовно-назидательное толкование святителя на 33 псалом, в 1871 г. – толкование Шестопсалмия, а с 1872 г. экзегетические труды святого архипастыря стали регулярно печататься в епархиальных периодических изданиях: увидели свет его знаменитые последовательные толкования Посланий апостола Павла и Толкование на 118 псалом. В 1885 г. вышла в свет его книга «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке, изложенная словами святых евангелистов». Этот труд святителя Феофана является дополнением к сочинению «Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю евангельскую», изданному еще в 1871 г.

В тесной связи со всеми богословскими трудами епископа Феофана стоит его переводческая деятельность. Важней из переводных работ святителя является «Добротолюбие». Его переводы отличаются легкостью и общедоступностью, сопровождаются дополнениями и разъяснениями. В 1881 г. святитель Феофан закончил перевод творений преподобного Симеона Нового Богослова.

В последние годы у святителя-затворника от постоянных и напряженных письменных занятий стало слабеть зрение, но он продолжал по-прежнему трудиться, стараясь держать прежний распорядок дня. В 1894 г. святитель Феофан мирно почил о Господе в день престольного праздника своего келейного храма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.