Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Св. Иоанн Дамаскин (творения).






Родом Иоанн был из Дамаска, носил наследственное прозвище Мансура (что значит: " победительный"). Год его рождения точно неопределим, это был конец VII-го века. Отец Иоанна, по имени Сергий (Ибн-Серджун), служил при дворе халифа, в звании " великого логофета", т.е. сборщика податей. Впоследствии его сменил сам Иоанн... Иоанн получил хорошее образование. По преданию, он учился у некоего пленного инока из Калабрии. Очень рано пробудились у него богословские интересы. Не знаем точно, когда Иоанн удалился от двора и затворился в обители святого Саввы. Можно предполагать, что уже до начала иконоборческой смуты. Замечательные слова преподобного в защиту святых икон привлекли к нему всеобщее внимание. Жития преподобного рассказывают о клеветах и гонениях на него при дворе халифа, о жестокой каре и чудесном исцелении. В монастыре преподобный проводил жизнь строгую и замкнутую, в смирении и послушании. Больше всего преподобный Иоанн занимался здесь писательством, чутко откликался на богословские темы дня. И в то же время составлял " божественные песнопения ". По его собственному указанию, он был поставлен во пресвитера Иоанном Иерусалимским (V-м), т.е. не позже 734 года. В Иерусалиме он оставался недолго. Года кончины преподобного мы не знаем. Можно думать, что скончался он еще до иконоборческого собора 753 года.

В истории богословия место преподобного Иоанна определяется, прежде всего, его трудами систематического характера. Это — его " Источник знания " (посвящен Косьме Маюмскому). Этот обширный догматический свод состоит из трех неравных частей. Первая, " философские главы ", или диалектика, составлена по Аристотелю. Здесь речь идет больше всего об определении основных понятий. И вместе с тем это своего рода естественное богословие, " познание сущего, как такового"... Вторая часть озаглавлена: " О ересях вкратце ". Это краткий перечень ересей и заблуждений (всего 103), составленный, главным образом, по литературным источникам (начиная от Епифания). Заключается этот краткий ересеологический очерк богословским исповеданием веры... Третья часть есть " Точное изложение православной веры ". Это — опыт системы. Однако материал собран очень неравномерно, и о многих членах веры не говорится вовсе (нет особой главы о Церкви). Строгого порядка в изложении нет. Всего больше сказано на христологические темы — чувствуется, что еще совсем недавно это были боевые и тревожные темы... В изложении Дамаскин следует, часто буквально, предшествующим отцам, особенно Григорию Богослову и " великому Дионисию", реже другим каппадокийцам, Кириллу и Леонтию. На других отцов он ссылается очень редко, из западных упоминает только папу Льва, на доникейских писателей вообще не ссылается. Дамаскин не притязает на самостоятельность; напротив, он стремится выразить именно общее и принятое мнение или веру. И при этом он свободно и творчески разбирается в богословском предании, различает основное и побочное, не вдается в спорные рассуждения, но и не закрывает проблематики...

Влияние этого догматического свода (скорее, чем системы) было велико и на Востоке, и на Западе. Уже в начале X века Дамаскинов свод был переведен по-славянски. Может быть, еще при жизни Дамаскина его переводили по-арабски. В ХI-м веке " Точное Изложение" было переведено по поручению папы Евгения III по латыни.

Из догматических сочинений частного содержания и преимущественно полемического характера нужно назвать, прежде всего, знаменитые слова " Против отвергающих святые иконы" — их три и писаны они в 726-730 гг. Свои богословские рассуждения Дамаскин подкрепляет здесь сводом отеческих и других свидетельств.

Представляет интерес книга " против яковитов" (известна в двух изложениях), к ней примыкает ряд отдельных догматико-полемических очерков, против монофизитов, монофелитов и манихеев.

Особо нужно отметить известный сборник " Священных Сопоставлений" (" Священные Параллели "). Это есть свод текстов и отеческих изречений по различным вопросам веры и благочестия, расположенный в алфавитном порядке, по предметам. Однако первоначально весь материал был изложен систематически — в трех отделах: о Боге, о человеке, о добродетелях и пороках. Сохранились списки и этой первоначальной редакции, — именно ее и можно усваивать самому Иоанну; а затем его свод не раз подвергался обработке, как и сам он продолжал уже дело своих предшественников.

Особого внимания требуют труды Дамаскина как песнописца. Определить точно объем песенного творчества Иоанна очень трудно. Вряд ли можно приписывать ему составление " Октоиха" как его личное дело, — это труд ряда поколений, в котором есть и доля Дамаскина. И, можно думать, что именно Дамаскин сводил уже слагавшийся порядок службы к определенный схеме. Вероятно, ему принадлежат воскресные догматики, а, может быть, и воскресные каноны, — христологического содержания. Особо нужно назвать Пасхальную службу (в целом, не только канон) и ряд праздничных канонов (Рождество, Богоявление, Преображение, Вознесение, Благовещение, Успение и др.); кроме того знаменитые погребальные " самогласны" и антифоны. Влияние Дамаскина на Востоке в богослужебной поэзии было решающим, чувствуется оно и на Западе.

Сравнительно мало Дамаскин занимался экзегетикой. Сохранилось несколько проповедей, — из них особенно интересны слова в день Успения и на Преображение. Нужно отметить еще ряд отдельных статей аскетического или этического содержания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.