Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания. Разбейте текст на абзацы.






Разбейте текст на абзацы.

Сформулируйте его тему и главный принцип построения. Запишите тезисы.

Подчеркните по-разному доказательства (примеры) и переходы.

Осмыслите пунктуацию в разных конструкциях с союзом как. Проанализируйте, какие способы цитирования здесь использованы. Найдите слова и выражения, синонимичные глаголу считаться.. Узнайте значение непонятных слов.

 

N74

 

Противопоставление “века нынешнего и века минувшего” в комедии Грибоедова “Горе от ума” поначалу наводит на мысль о столкновении поколений, извечной проблеме отцов и детей. Чацкий насмехается над косностью и безнравственностью московского общества, Софья борется за свою любовь к незнатному человеку, и они кажутся представляющими новый век, когда, по словам Чацкого, жить стало свободнее, а противопоставлен им Фамусов, с восхищением и завистью говорящий о вельможах екатерининского века, которых готов считать образцами для подражания. Максим Петрович, который пользовался особым почетом, а расположение государыни заслужил тем, что нарочно падал в ее присутствии, Кузьма Петрович, запомнившийся тем, что прожил достойную жизнь: у него было высокое придворное звание, хорошее состояние, он устроил семейную жизнь детям и внукам.Эти московские вельможи, озабоченные только своим положением, состоянием и устройством семейных дел, держатся гордо или грубо с низшими, угодливо с высшими, абсолютно безнравственны и готовы бранить любые нововведения.

Второстепенные персонажи, выходящие на сцену в третьем действии, осколки “века минувшего”, подтверждают своим поведением то, что сказано о персонажах внесценических. Княгиня Тугоуховская, которая озабочена поиском женихов для шести дочерей и поэтому посылает мужа к Чацкому, но, узнав, что тот не камер-юнкер и не богат, отзывает князя обратно, старуха Хлестова не видит существенной разницы между своей служанкой и собачонкой, а Загорецкого благодарит за подарочек, ценит за то, что умеет угождать, хотязнает, что он обманщик, игрок.

Да и сам Фамусов строит свою жизнь по тем же правилам, что и московские тузы: на службу смотрит только как на способ упрочить свое положение и устроить семейные дела, а отцовский долг видит в том, чтобы подыскать дочери мужа в большом чине и с наградами. Он иногда ворчит по поводу “Кузнецкого моста и вечных французов”, но вообще-то гордится Москвой, в которой все делается по обычаю, по правилам, восхищается не только старичками и дамами, но и молодым поколением: юноши умнее учителей, девицы благонравны и любят военных, проявляя этим свой патриотизм.

И по ходу пьесы мы обнаруживаем, что у Фамусова есть все основания быть довольным молодым поколением: молодые идут по стопам отцов, унаследовав от старших и жизненные цели, и способы их достижения. Молчалин хочет получать награды и развлекаться, а чтобы добиться успеха, готов выполнять чужие желания и даже стать возлюбленным дочери начальника, Скалозуб думает только о том, чтобы стать генералом, знает, что есть разные пути продвижения по службе, и рад любым возможностям: “То старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты”, Софья хочет покровительствовать и благодарит Загорецкого за подарок и особенно за усердие, подобно Хлестовой.

И еще одно унаследовали молодые - страх перед новым, чужим, непонятным. Поэтому они вместе со старшим поколением готовы кричать: ”Разбой! Пожар! ” - в ужасе от слов Чацкого - единственного в пьесе человека, демонстрирующего фамусовскому обществу всю резкость и отчетливость новых воззрений.

Фамусов называет Чацкого карбонарием, утверждает, что тот не подчиняется властям, хотя Чацкий не говорит о политике. Но главное Фамусов почувствовал верно: над Чацким не властны безнравственные традиции “века минувшего”. Его волнует судьба страны, он хочет приносить пользу, а не угождать начальникам, выступает за свободу открыто высказывать свои мысли и выбирать образ жизни. То, что Фамусов считает мудростью, для Чацкого очевидная глупость и подлость. В начале пьесы Чацкий полагал, что свет изменился в сравнении с прошлым, но вот он наталкивается на холодность Софьи, потом на нелепые поучения Фамусова, видит глупость и безнравственность фамусовских гостей, наконец, узнает, что его объявили сумасшедшим, - и понимает, что свет по-прежнему единая косная масса, готовая беспощадно бороться с опасным для нее инакомыслием.

И хотя в пьесе названы возможные единомышленники Чацкого: князь Федор, двоюродный брат Скалозуба, который вышел в отставку и, уехав в деревню, занялся чтением книг, - создается впечатление, что торжество свободного, естественного, нравственного отношения к жизни - воззрений нового века - еще очень далеко, если вообще возможно.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.