Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функционально-стоимостной анализ - составная часть экономического анализа






ТЕМА ЛЕКЦИИ № 1.

 

1. РОЛЬ И МЕСТО ФСА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

ФСА возник в конце 40-х годов ХХ века. В качестве основных причин его возникновения можно назвать:

- развитие методов совершенствования организации производства и управления;

- развитие методов рационализации и изобретательства;

- совершенствование технологий;

- развитие науки и внедрение ее достижений в производство.

ФСА получил широкое распространение во всех развитых странах, стал областью профессиональной деятельности.

В СССР работы по широкому применению ФСА проводились с начала 70-х годов: Министерством электротехнической промышленности, Минэнергопромом и др.

ФСА является частью экономического анализа. Экономический анализ занимается изучением экономических явлений и процессов, протекающих под воздействием экономических законов, различных факторов.

Предметом ФСА являются экономические или хозяйственные процессы, имеющие место на предприятии.

В системе комплексного экономического анализа различают:

-технико-экономический анализ, который изучает показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

-финансовый анализ, который изучает показатели финансового состояния предприятия;

-стоимостной анализ рассматривает показатели, характеризующие процессы производства и реализации конкретной продукции, а также использование основных производственных фондов. Это метод системного исследования функций изделия, процессов и других объектов, направленный на оптимизацию их технико-экономических параметров на всех стадиях жизненного цикла изделия.

Существует определенная взаимосвязь между направлениями экономического анализа. ФСА может проводиться самостоятельно, а также в составе комплексного экономического анализа.

 

2. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА.

Различают перспективный (в зависимости от того, на каком этапе проводится), оперативный и текущий анализ. Существует также ретроспективный анализ.

ФСА является либо перспективным, либо текущим анализом. Это зависит от того, на какой период времени рассчитаны его рекомендации.

В зависимости от объема работы анализ может быть локальным или комплексным.

ФСА- локальный анализ, так как его объектами служат отдельные предметы: изделия, оборудование, здания.

В зависимости от широты сравнения различают:

- внутрихозяйственный

- межхозяйственный анализ.

ФСА может быть и тем, и другим в зависимости от целей исследования.

По степени охвата объектов анализ бывает:

- сплошной

- выборочный.

ФСА- выборочный анализ.

По периодичности проведения анализ подразделяют на:

- постоянный

- разовый.

ФСА- разовый вид анализа.

В зависимости от субъекта исполнения различают внешний и внутренний анализ.

ФСА может быть и внешним и внутренним.

 

3 .ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФСА.

В экономическом анализе существует ряд универсальных приемов, которые применяются и при ФСА:

- системная детализация;

- сравнение;

- группировка;

- расчет индексов;

- расчет удельных и средних показателей;

- балансовый метод;

- методы математического моделирования.

Системная детализация - представление анализируемого объекта в виде системы, включающей подсистемы и отдельные элементы, например: трудоемкость изготовления машин включает в себя трудоемкость изготовления узлов, деталей, затраты на сборку.

Сравнение - прием, позволяющий выявить общие и различные качества у сравниваемых объектов.

Различают следующие варианты сравнений:

- с аналогом;

- с тем же объектом, но в его прошлом состоянии;

- с эталоном.

Различают два вида аналогов: функциональный, классификационный.

Функциональные аналоги характеризуются сходством выполняемых функций, т.е. они функционально заменяемы, но имеют разные строения и принцип действия.

Классификационные аналоги характеризуются не только сходством функций, но и сходством строения.

Для решения одних задач анализа достаточно подобрать функциональный аналог, для других - обязательно необходимо подыскать классификационный. Если существуют несколько близких аналогов, то выбор осуществляется с помощью кластерного анализа.

 

Группировка - формирование групп однородных объектов по некоторым общим признакам. Группировку можно рассматривать как результат сравнения объектов между собой. В ФСА обычно используют группу однородных изделий.

 

Расчет индексов - определение отношения какого либо значения объекта к его базисному значению.

При стоимостном анализе часто возникает необходимость подобрать для анализируемого объекта близкий аналог, чтобы применить относящиеся к аналогу стоимостные показатели для расчета показателей анализируемого объекта.

В этом случае стоимостной показатель анализируемого объекта берут равный стоимостному показателю аналога, умноженному на корректирующий индекс.

 

Индексный подход применяют для приведения к сопоставимому виду показателей, искаженных инфляцией или временем.

 

Расчет удельных и средних показателей - метод, позволяющий установить единые нормативы для группы однородных объектов.

 

Балансовый метод - метод предполагающий построение балансовых уравнений для отдельно расходуемых ресурсов. Например, при разработке норм материалов, составляется баланс их расхода; при техническом нормировании труда- баланс рабочего времени, а для нормирования энергоресурсов- энергетический баланс.

Этот метод позволяет проверить соответствие между поступлением ресурса и его расходом.

 

Метод математического моделирования - это комплекс методов и приемов из теории вероятностей и математической статистики (дисперсионный анализ, корреляционный анализ стат.моделирование и т.д.).

 

ТЕМА ЛЕКЦИИ № 2.

ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ОБЪЕКТЫ СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА.

 

1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ФСА.

Стоимостный анализ (ФСА)- это системное исследование стоимости и определяющих ее факторов у различных объектов в процессе их разработки, производства и эксплуатации.

Непосредственными объектами стоимостного анализа являются материальные элементы производственной (операционной) системы предприятия: изготовляемые продукты и продуктовые группы, функционирующие машины и парки машин, эксплуатируемые объекты недвижимого имущества. Следовательно, объекты анализа относятся к материальным производственным ресурсам.

Применительно к производимым изделиям, ФСА обеспечивает поддержание их рыночной стоимости на таком уровне, на котором изделия сохраняют конкурентоспособность и рентабельность.

Применительно к эксплуатируемым объектам, ФСА обеспечивает их экономичную эксплуатацию.

 

Основные понятия анализа:

- стоимость;

- цена;

- затраты;

- рентабельность;

- управление затратами.

 

Управление затратами - процесс целенаправленного воздействия на уровень затрат через факторы на разных уровнях их формирования с целью повышения рентабельности.

В основе стоимостного анализа лежат следующие принципы.

1. Ориентация на прибыль предприятия. Практическое воплощение принципа заключается в том, что, во-первых, выявляются именно те элементы, объекты и факторы, которые снижают прибыль предприятия, и, во-вторых, из нескольких вариантов выбирается такое управленческое решение, которое обеспечивает наибольший прирост прибыли.

2. Применение полезностного подхода. Требует всестороннего исследования полезности анализируемых объектов. В ходе анализа выявляется полезностный потенциал объектов, т.е. их способность удовлетворять потребности потребителей. Полезностный потенциал характеризуется всеми полезными функциями, которые может выполнять объект (функциональный потенциал), а также уровнем его эксплуатационных параметров и характеристик (параметрический и ресурсный потенциалы). В свою очередь полезность объекта предопределяет его стоимость (цену). Полезностный подход предполагает также оценку степени использования полезностного потенциала объекта.

3. Применение функционального (процессного) подхода. В ходе анализа выясняют, какие функции должен выполнять объект и какие функции он фактически выполняет. Все функции объекта формулируют, систематизируют и оценивают. Функциональный подход конкретизирует и развивает полезностный подход, так как все выявленные функции подразделяются на полезные и бесполезные. Основоположник западной концепции стоимостного анализа и инжиниринга Л. Майлз писал: «Покупателю нужны функции. Он желает получить определенные действия от изделия и хочет, чтобы оно доставило удовлетворение кому-то или ему самому. Он желает, чтобы изделие закрывало, поддерживало, передвигало. Разделяло, чистило, нагревало, охлаждало или совершало еще какие-либо действия при определенных условиях и в определенных пределах. Его интересуют также форма, цвет, текстура, звук, драгоценность металла для получения удовольствия себе самому или тем, кому он хочет». Полезные функции объекта характеризуют его потребительскую стоимость или стоимость в потреблении.

4. Применение затратного подхода. Уровень затрат предопределяет доходность предприятия. Бизнес-процессы, которые осуществляются при производстве или эксплуатации анализируемого объекта, сопровождаются затратами. Однако затраты могут быть оправданными (необходимыми) и бесполезными (холостыми). В ходе анализа необходимо выявить бесполезные затраты и наметить решения по их снижению или устранению.

5. Реализация результатов стоимостного анализа через мини-проекты (мероприятия) по внесению изменений в деятельность предприятия. Далее стоимостной анализ развивается в виде предлагаемого управленческого решения, которое затем воплощается в мини-проекте (организационно-техническом мероприятии). Благодаря такой организации достигается конечный практический результат и сам анализ не ограничивается выдачей рекомендаций и составлением отчета.

6. Организация коллективной творческой работы в составе рабочих аналитических групп. Работы по стоимостному анализу эффективны тогда, когда их выполняет рабочая аналитическая группа, в состав которой входят специалисты разного профиля и разных склонностей. Это помогает поиску новых нестандартных решений и комплексному рассмотрению проблемы с разных позиций: с позиций требований производства, эксплуатации и рынка. Кроме того, важное значение имеет профессиональная подготовка членов группы в области стоимостного анализа.

Стоимостный анализ помогает вскрыть резервы производства и добиться улучшения экономических показателей предприятия, принимая эффективные управленческие решения и реализуя их через мини-проекты.

 

 

2. ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ФСА.

Потребность в проведении ФСА возникает тогда, когда характеристики и параметры производимой продукции входят в противоречия с предъявляемыми к ней требованиями производителей или потребителей. Например, продукция стала морально устаревшей, либо нерентабельной, либо неэкологичной.

Цель стоимостного анализа – выявить те факторы, которые вызывают удорожание продукции и снижение доходности предприятия. По результатам анализа предложить управленческие решения по устранению или ослаблению этих факторов, а также наметить мероприятия после внедрения которых объект будет более приемлемым с позиции и потребителя, и производителя.

Наиболее типичной ситуацией применения ФСА является:

а) конкуренты снизили цены на свою продукцию;

б) конкуренты повысили качество своей продукции;

в) предприятие-изготовитель предоставило заказчику калькуляцию на заказанное изделие. Заказчик считает, что затраты завышены;

г) действующая на предприятии технология оказывает вредное воздействие на окружающую среду;

д) выявлены отклонения фактических результатов от плановых.

 

 

3. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ФСА ПО РЕЗУЛЬТАТМ ФИНАНСОВОЙ ДИАГНОСТИКИ.

 

На предприятиях возникает множество проблем. Требуется выбрать для анализа именно те объекты, решения по которым дадут наибольшие результаты.

Для промышленных предприятий наиболее характерны два направления стоимостного анализа:

1) стоимостный анализ производимых изделий, т.е. продукции;

2) стоимостный анализ объектов имущества (главным образом основных средств).

Выбор направления анализа осуществляют по результатам финансовой диагностики предприятия, выполняемой на базе стандартного финансового анализа. По результатам этого анализа можно заключить, где находятся «болевые точки» в экономике предприятия и где конкретно требуется постановка стоимостного анализа.

Для получения самого обобщенного представления о состоянии экономики предприятия, о характере динамики его основных показателей необходимо сопоставить наблюдаемые в последние годы темпы изменения прибыли, выручки и основных средств.

Предприятие имеет динамичное и устойчивое развитие в том случае, если соблюдается следующее соотношение:

Iпр > Iв > Iоф,

 

где Iпр, Iв, Iоф – индексы изменения балансовой прибыли, выручки от реализации продукции и среднегодовой стоимости основных фондов соответственно.

Указанные неравенства можно записать в следующем виде:

 

где П, В, ОФ – балансовая прибыль (до уплаты налогов и расчетов по процентам), выручка от реализации продукции и среднегодовая стоимость основных фондов в отчетном году соответственно;

П0, В0, ОФ0 – балансовая прибыль (до уплаты налогов и расчетов по процентам), выручка от реализации продукции и среднегодовая стоимость основных фондов в предшествующем году соответственно.

 

Левое неравенство можно преобразовать к следующему виду:

Так как отношение прибыли к выручке есть рентабельность продаж, то данное неравенство означает требование роста рентабельности продаж в отчетном году по отношению к прошедшему году. Индекс изменения рентабельности должен отвечать условию Iрен = P/P0 – рентабельность продаж в отчетном и предшествующем году соответственно.

Правое неравенство можно преобразовать к следующему виду:

Отношение выручки к стоимости основных фондов есть показатель фондоотдачи. Данное неравенство требует, чтобы имел место рост фондоотдачи в отчетном году по отношению к предшествующему году. Индекс изменения фондоотдачи должен отвечать условию Iфо = ФО/ФО0 > 1, где ФО, ФО0 – фондоотдача в отчетном и предшествующем году соответственно.

Если нарушено левое неравенство, то это означает снижение рентабельности продукции и, следовательно, нужно проводить анализ продукции. Если нарушено правое неравенство, значит снизилась фондоотдача, и нужно заниматься анализом использования основных средств. Если нарушено и то и другое неравенство, то направление анализа выбирают с учетом степени этого нарушения. Наконец, если имеет место убыток (отрицательная прибыль), то однозначно напрашивается необходимость анализа продукции.

К более точным выводам приходят при анализе динамики и уровня более широкого круга основных показателей хозяйственной деятельности предприятия.

В общем виде можно считать, что вся система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, подразделяется на пять групп.

1. Показатели имущественного положения, характеризующие состояние основных средств и их динамику. Среди этих показателей такие, как сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия; доля активной части основных средств; коэффициент износа; коэффициент обновления и др.

2. Показатели ликвидности и платежеспособности, дающие представление о способности предприятия быстро рассчитаться по своим долгам. Среди этих показателей можно отметить такие, как коэффициент покрытия (общий), т.е. отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент быстрой ликвидности, т.е. отношение денежных средств в текущих активах к текущим краткосрочным обязательствам; коэффициент покрытия запасов и др.

3. Показатели финансовой устойчивости, позволяющие судить о степени зависимости предприятия от кредиторов и обеспеченности его собственными средствами. В составе данной группы показателей: коэффициент концентрации собственного капитала; коэффициент автономии; коэффициент финансовой зависимости; коэффициент соотношения собственных и заемных средств и др.

4. Показатели деловой активности, отражающие отдачу и оборачиваемость активов в целом, их составляющих, а также собственного капитала предприятия. В составе этой группы показателей наибольший интерес представляют: коэффициент общей оборачиваемости капитала, т.е. отношение выручки к средней величине активов; коэффициент оборачиваемости готовой продукции, т.е. отношение выручки к средним запасам готовой продукции; коэффициент оборачиваемости и срок оборота дебиторской задолженности.

5. Показатели рентабельности, характеризующие прибыльность деятельности предприятия и эффективность его ценовой и инвестиционной политики. Основные показатели этой группы: рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к выручке; рентабельность основных средств, т.е. отношение прибыли к средней величине основных средств; рентабельность продукции, т.е. отношение прибыли к себестоимости продукции.

 

Рекомендации по выбору направления стоимостного анализа по результатам финансового анализа представлены в таблице:

 

Показатели, у которых обнаружены неудовлетворительные значения и ухудшение динамики Рекомендация
1. Рентабельность продаж 2. Рентабельность продукции 3. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции 4. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности   Необходим стоимостный анализ продукции    
1. Рентабельность основных средств 2. Фондоотдача 3. Доля активной части основных средств 4. Коэффициент износа основных средств   Необходим стоимостный анализ элементов основных фондов    
1. Рентабельность продукции 2. Рентабельность активов в целом 3. Коэффициент общей оборачиваемости капитала 4. Фондоотдача Сначала провести стоимостный анализ продукции, а затем (если показатели не ухудшились) – основных фондов

 

Обоснование выбора направления для стоимостного анализа на основе системы показателей деятельности предприятия можно выполнить методом рейтинговой оценки.

Расчет ведут в такой последовательности:

1. Формируют две группы показателей: группу А из показателей, связанных с эффективностью и качеством ассортимента продукции, и группу B из показателей, отражающих эффективность использования и качество основных фондов.

В группы включают небольшое число наиболее значимых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. Причем все показатели должны быть ориентированы на рост.

2. Для каждого показателя назначают нижнее допустимое значение. Это значение берется как лучший показатель, который наблюдался на данном предприятии, либо на других предприятиях своей отрасли в прошлые годы, либо как среднеотраслевой показатель.

3. Для каждого показателя рассчитывают отношение (индекс) фактического значения к нижнему допустимому значению. Этот индекс показывает, в какую сторону – вверх или вниз и насколько отклонилось фактическое значение от нижнего допустимого значения.

4. Для обеих групп А и В рассчитывают рейтинговый показатель как среднее значение индексов в группе.

где а - фактическое значение i -го показателя в группе А;

а н i – нижнее допустимое значение i -го показателя в группе А;

n – количество показателей в группе А.

 

где b - фактическое значение i -го показателя в группе B;

b н i – нижнее допустимое значение i -го показателя в группе B;

m – количество показателей в группе B.

 

5. Групповые рейтинговые показатели сравниваются между собой и приходят к следующим выводам.

Если RA < RB, то признаются неблагополучными показатели, связанные с ассортиментом продукции, и рекомендуется проведение стоимостного анализа продукции.

Если RB < RA, то признаются неблагополучными показатели, связанные с основными фондами (имуществом), и рекомендуется проведение стоимостного анализа имущества.

 

Результатами стоимостного анализа выпускаемой продукции являются:

· снижение себестоимости и повышение рентабельности продукции;

· повышение качества и конкурентоспособности продукции;

· оптимизация ассортимента;

· экономия дефицитных и дорогостоящих материалов, энергоресурсов и комплектующих изделий.

 

Результатами стоимостного анализа объектов основных фондов являются:

· снижение затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт основных фондов;

· повышение коэффициента полезного использования основных фондов;

· реализация или сдача в аренду лишних основных фондов;

· модернизация и реконструкция основных фондов;

· выработка рекомендаций по эффективной амортизационной политике и политике обновления основных фондов.

 

4 .ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА.

Источники информации для проведения ФСА находятся в основном в трех основных сферах деятельности:

-сфера производства

- сфера эксплуатации

- сфера обслуживания

 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

 

СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА СФЕРА ЭКСПЛУАТАЦИИ СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.Конструкция объекта 1.Организация эксплуатации 1.Организация транспортировки
2.Технология производства 2.Обслуживание и ремонт 2.Рыночная конъюнктура
3.Организация производства 3.Надежность, долговечность 3.Ценовая политика, ценовая инфляция
4.Экономика производства    

 

 

5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФСА.

Информационное обеспечение стоимостного анализа охватывает вопросы методики и организации сбора, контроля и систематизации первичной информации, предварительной обработки и подготовки информации к анализу, а также вопросы ведения специальной базы данных для целей анализа.

Состав привлекаемой к стоимостному анализу информации зависит от цели и объектов анализа.

В информационном обеспечении стоимостного анализа можно выделить две части:

1) интегрированную, встроенную в общую информационную систему предприятия;

2) локальную, связанную только с конкретной задачей анализа.

Интегрированная часть информационного обеспечения касается получения информации о затратах, себестоимости продукции, рентабельности, выпуске и реализации продукции, балансовой стоимости основных фондов и т.д. Эта информация извлекается из учетных корпоративных источников: бухгалтерского, налогового, статистического и оперативного учета.

Интегрированная часть информационного обеспечения стоимостного анализа органически связана с автоматизированной информационной системой управления (АИСУ) на предприятии. Через АИСУ исполнители стоимостного анализа получают доступ к базам данных, где в отдельных файлах хранится информация о выпускаемой продукции, производственной программе, потребляемых материалах, энергоносителях, работающем персонале, технологических процессах, имеющемся оборудовании и т.д.

Для целей стоимостного анализа особый интерес представляют файлы нормативно-справочной информации, где можно найти сведения о:

· нормах расхода и запасов материалов;

· ценах на материалы, комплектующие изделия и готовую продукцию;

· ценах (тарифах) на электроэнергию и топливо;

· нормах трудоемкости отдельных операций;

· тарифах на услуги;

· нормах амортизации и составе основных фондов и т.д.

Локальная часть информационного обеспечения стоимостного анализа касается учетной и внеучетной информации, которая собирается под конкретную задачу анализа.

Информационный процесс, формирующий локальную часть стоимостного анализа, в общем случае включает следующие этапы.

1. Сбор и регистрация информации.

2. Контроль достоверности собранной информации.

3. Систематизация собранной информации.

4. Обработка информации и подготовка ее к анализу.

Этап сбора и регистрации информации является наиболее трудоемким, занимает часто 60 – 70% общего времени.

Применяют следующие способы сбора первичной информации:

1) получение информации по разовым запросам у соответствующих служб и подразделений предприятия. Недостаток способа в том, что работники подразделений часто выполняют эту работу неохотно и небрежно, так как это для них дополнительная нагрузка, поэтому возможны ошибки и затяжки в сроках. Данный способ применяют при периодическом повторении сбора информации;

2) поиск необходимых данных в различных документах. В данном случае вся работа ложится на стоимостных аналитиков.

3) организация опросов (анкетирования) специалистов предприятия, потребителей продукции, эксплуатационников и других заинтересованных лиц. Этот способ оказывается незаменимым при экспертных методах оценки, маркетинговых исследованиях и в других случаях;

4) проведение специальных исследований для получения требуемой информации. Данный способ сбора информации наиболее дорогой.

На этапе обработки информации осуществляется калькулирование различных видов затрат: текущих, единовременных, прямы и косвенных, эксплуатационных, совокупных и других. На этом же этапе могут рассчитывать показатели прибыли, рентабельности, себестоимости, производительности труда, срока окупаемости и других. Следует обратить особое внимание на удобное для анализа представление информации в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.

Как показывает практика, информационное обеспечение стоимостного анализа формируется постепенно по мере накопления опыта проведения анализа на предприятии и с учетом степени развитости имеющейся АИСУ.

 

 


 

ТЕМА ЛЕКЦИИ № 3

ВИДЫ АНАЛИЗИРУЕМЫХ ЗАТРАТ.

 

1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ, ИССЛЕДУЕМЫХ ПРИ СТОИМОСТНОМ АНАЛИЗЕ.

 

В стоимостном анализе исследуются различные виды затрат, возникающие в процессе производства и эксплуатации объектов анализа. Центральное место занимают текущие производственные затраты, формирующие себестоимость продукции.

В себестоимость продукции включаются:

· затраты на подготовку и освоение новой продукции;

· затраты, непосредственно связанные с производством, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на управление;

· затраты, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества продукции;

· затраты на улучшение условий труда и техники безопасности, повышение квалификации работников производства;

· сбытовые расходы, кроме тех, которые по условиям постановки возмещаются покупателями сверх цены.

Существуют две общепринятые группировки затрат:

- по элементам затрат

- по статьям калькуляции.

Экономический элемент – это первичный однородный вид затрат, объединенный характером расходуемого ресурса. В промышленности принята следующая номенклатура экономических элементов:

- материальные затраты (за вычетом возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

-отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных средств и прочие расходы.

В стоимостном анализе данную группировку используют для изучения структуры затрат по видам расходуемых ресурсов при сопоставлении вариантов решений и для индексации разновременных затрат, чтобы исключить искажающее влияние инфляции.

Статья калькуляции - группа затрат, образуемая по их функциональной роли в производственном процессе. Номенклатура статей калькуляции содержит:

- сырье и основные материалы;

- покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

- топливо и энергия для технологических целей;

- заработная плата основных рабочих;

- дополнительная заработная плата основных рабочих

- отчисления на социальные нужды с заработной платы основных рабочих;

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

- общепроизводственные (цеховые) расходы;

- общехозяйственные расходы;

- коммерческие расходы.

Также в практике бухгалтерского учета принято классифицировать затраты по нескольким признакам.

Затраты на производство распределяются по календарным периодам таким образом, чтобы доля этих затрат, включаемая в себестоимость каждого периода, соответствовала количеству продукции, выпускаемой в этом периоде. С этой целью текущие затраты, включаемые в себестоимость, подразделяются на:

1) регулярные, возникающие с периодичностью менее месяца;

2) единовременные, т.е. однократные или порционно возникающие с периодичностью более месяца.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.