Общее понятие философии французского Просвещения и ее основные направления.
а) Исторические рамки и суть вопроса. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях,, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 - 1794 гг.
б) В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
- деистическое;
- атеистическо-материалистическое;
- утопическо-социалистическое (коммунистическое).
2) Деистическое направление французской философии XVII в. и его представители.
а) Определение: Деизм (не путать с дуализмом Декарта - взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) - направление в философии, сторонники которого:
- отвергали идею личного Бога;
- не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);
- видели в Боге первоначало, причину всего сушего (но не более);
- отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.
б) Представители деизма: к деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
3) Атеистическо-материалистическое направление и его представители.
а) Определение: Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
б) Представители атеистическо-материалистической философии: Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах.
4) Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление и его представители.
а) Исторические рамки: утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в
середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг. и после ее завершения.
б) Представители: к числу французских социалисте в- утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.
в) Суть вопроса. Основной интерес социалисты-утоп исты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Вопрос II. Деистическое направление.
1) Философия Вольтера. " Просвещенный абсолютизм".
а) Род занятий и основные идеи: Вольтер (наст, фамилия - Аруэ) Франсуа (1694 - 1778) - философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:
- страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!»);
- считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;
- видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;
б) Гносеологический аспект: в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;
в) Политико-правовой аспект: выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»), а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.
2) Философия Монтескье. «Общественный договор», разделение властей.
а) Исторические рамки и род занятий: Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755)'- французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:
- выступал с позиций деизма - видел в Боге создателя, но отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы;
- видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;
- отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих вопросах) и подавление человеческой инициативы;
- считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения;
- видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом - к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);
- считал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти;
б) Политико-правовой аспект: выдвинул идею " разделения властей" - то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную; выступал за верховенство закона.
в) Значение философского наследия: Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных демократических государств: идея приоритета закона; идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3) Революционно-демократическая философия Руссо. Право угнетенного большинства на восстание.
а) Исторические рамки и основные идеи: Жан Жак Руссо (1712 - 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии. В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:
- видел в Боге мировую волю и мировой разум;
- считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;
- считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
- был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений); выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут правы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.;
б) Гносеологический аспект: был сторонником эмпирического (опытного) познания;
в) Политико-правовой аспект: считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;
- обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);
- в справедливом, идеальном обществе все должны обладать.равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения);
- власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами - непосредственно через собрания, сходы;
- в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества - на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.
|