Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ф. Бэкон - основоположник эмпирического направления в философии.






а) Основателем эмпирического (опытного) направления в
философии
считается Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) -

английский философ и политический деятель (в 1620 -1621 гг. - лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

б) Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона - эмпиризм (т.е. в основе познания лежит исключительно опыт):

- чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию;

- истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью;

- главные задачи знания и опыта - помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

Nb: В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание -сила».

3) Индукция как главный метод эмпирического познания.

а) Методологическая инновация Бэкона - главным
методом
познания должна стать индукция.

б) Определение: индукция - это обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством
плавления).

Nb: Метод индукции Бэконпротивопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

в) Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта

- в расширении возможностей, интенсификации процесса
познания.

г) Недостаток индукции - ее недостоверность, вероятностный
характер (так как если несколько вещей или явлений
обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

д) Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

4) Три " Пути познания" Бэкона.

а) Это: " путь паука"; " путь муравья"; " путь пчелы".

- " Путь паука" - получение знания из " чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты
оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, " ткут паутину мыслей из своего ума".

- " Путь муравья" - такой способ получения знаний, корда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод
также несовершенен. " Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи»,
" со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность
изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

- " Путь пчелы", по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства " пути паука" и " пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по " пути
пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему " снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть " вовнутрь" проблемы, понять ее сущность.

Вывод: лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

5) Препятствия на пути познания (" призраки").

а) Фрэнсис Бэкон выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет " призраками" (" идолами") и определяет четыре их разновидности: призраки рода; призраки пещеры; призраки рынка; призраки театра.

6) Призраки рода и призраки пещеры - врожденные
заблуждения людей,
которые заключаются в смешивании
природы познания с собственной природой.

- В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом - то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает
отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.

- Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о
влиянии личности конкретного человека (познающего
субъекта) на процесс познания.

Nb: В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения «пещера») отражается в конечном результате познания.

в) Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.

- Призраки рынка - неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Призраки театра - влияние на процесс познания существующей философии.

Nb: Зачастую при познании старая философия мешает проявлять
новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло
(пример: влияние схоластики на познание в средние века). Исходя из
наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон
советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния " чистое знание".

6) Попытки классификации наук и значение философии Ф. Бэкона.

а) Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации - свойства человеческого ума - память;
воображение; рассудок:

- памяти соответствуют исторические науки;

- воображению - поэзия;

- рассудку - философия, что составляет основу всех наук.

Nb: Философию Бэкон определяет как науку о Боге, природе, человеке.

б) Каждый из трех предметов философии человек познает
по-разному:

- природу - непосредственно с помощью чувственного
восприятия и опыта;

- Бога - через природу;

- себя - через рефлексию (то есть обращенность мысли на
саму себя, изучение мыслью мысли).

в) В результате философия Ф. Бэкона:

- оказала огромное влияние на философию Нового времени, английскую философию, философию последующих эпох: было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

- гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;

- определена новая цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);

- предпринята первая попытка классифицировать науки.;

- дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.

7) Философия Т. Гоббса. Учение о познании и государстве. " Левиафан".

а) Томас Гоббс (1588 - 1679), ученик и продолжатель
философской традиции Ф. Бэкона.

б) Основные постулаты:

- решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

- целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

- в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма;

- критиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом;

- считал важнейшей философской проблемой вопросы
общества и государства
(разработал теорию государства, первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор);

- основной предмет философских интересов Гоббса - гносеология (учение о познании) и проблема государства (считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию).

в) Чувственное восприятие - это получение органами чувств
(глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:

- сигналы - звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);

- метки - различные знаки, придуманные человеком для общения;

- естественные знаки - «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т, д.);

- произвольные коммуникативные знаки - слова
различных языков;

- знаки к роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

- знаки знаков - имена имен - универсалии (общие понятия).

Nb: В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.

г) Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в
философии, поскольку цель философии - помогать человеку
добиваться практических результатов в своей деятельности,
а человек живет и действует в обществе и конкретном
государстве.

д) Философ стал автором всемирно известной книги
«Левиафан»
(«Чудовище» - вышла в 1651 г. в период
диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию
общества и государства.
Суть данной теории в
следующем:

- человек обладает изначально злой природой;

- движущей силой действий человека являются личная
выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты; указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;

- право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и
экономический прогресс;

- в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»;

- для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе - государство;

- чтобы эффективно выполнять свои очень трудные
функции, государство должно стать всесильным;

- государство - непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище " Левиафан", которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания
жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

8) Философия Дж. Локка. Таbиlа rаsа. Разделение властей.

а) Джон Локк (1632 - 1704) развил многие философские идеи
Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий,
продолжил эмпирическую и материалистическую традицию
английской философии нового времени.

б) Можно выделить следующие основные положения
философии Дж. Локка:

- мир материалистичен;

- в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);

- сознание - пустое помещение (еmрtу саЬinеt), которое в
течение жизни заполняется опытом (в этой связи является

всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт - tаЬи1а гаsа);

- источником опыта выступает внешний мир;

- цель философии - помочь человеку добиваться успеха в
своей деятельности;

- идеал человека - спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свoй уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

- идеал государства - государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Вопрос III. Немецкая философия Нового времени.

1) Лейбниц - завершитель философских традиций Нового времени, предшественник немецкой классической философии.

а) Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий ученый- математик, юрист, философ - считается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии.

б) Лейбниц принадлежал к философскому направлению
рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:

- субстанции;

- познания.

2) Теория о множественности субстанций -Монадология
Лейбница.

а) Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве:

- Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, - на высшую -
Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой - всех сотворенных - на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

- Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи - проявления субстанции) на два класса
- протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции..

б) В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

- весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;

- данные субстанции называются монадами (в переводе с
греческого -»единое», «единица»);

- монада проста, неделима, не имеет протяжения, не
является материально-вещественным образованием;

- монада обладает четырьмя качествами: стремлением,
влечением, восприятием, представлением;

- по своей сути монада - это деятельность, единое,
непрерывно меняющее свое состояние;

- в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;

монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по-мнению Лейбница: «не имеют окоп, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.