Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема соотношения свободы и необходимости.






а)Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:

- детерминизма (обусловленности всего в природе);

- соотношения свободы и необходимости.

б)Исследуя их философ пришел к следующим выводам:

- свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;

- Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует
в рамках жесткой необходимости;

- модусы (проявления субстанции- единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;

- модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости;

желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим
течением и вынужден мириться с необходимостью (является «духовным автоматом», по выражению Спинозы);

- путь к свободе - это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю; свобода - это познанная необходимость.

в) Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:

- максимально познать необходимость в виде субстанции
(Природы-Бога) -внешней причины всего сущего;

- освободиться от аффектов (печали, радости, влечений
и т. д.) - так как они тоже мешают свободе, подчиняют
человека и заставляют действовать по необходимости.

Nb: По этим причинам девиз Спинозы: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

Вопрос II. Английская философия

Нового времени (материализм, эмпиризм,

социально-политическая направленность).

1) Предпосылки и общая характеристика английской философии Нового Времени.

а) Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII - XVIII вв. имела свою специфику:

- материалистическую направленность (большинство философов Англии, в противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало материалистически объяснять проблемы бытия и резко
критиковало идеализм);

- господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм - направление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и
чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм);

большой интерес к социально-политическим проблемам(философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств).

б) Философия Англии была для XVII в. очень прогрессивной. Большое влияние на ее характер имели следующие политические события:

- революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь короля, непродолжительное существование республики, движение индепендентов);

- «славная революция» 1688 года;

- окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимость от Папы, Римского;

- упрочение роли парламента;

- развитие новых буржуазных общественно-экономических
отношений.

в) Наибольший след в философии Англии нового времени
оставили:

- Фрэнсис Бэкон - считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;

- Томас Гоббс (уделал большое внимание проблемам
государства, автор книги «Левиафан», выдвинул идею
«общественного договора»);

- Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил
традицию Т. Гоббса).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.