Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические механизмы внимания






Теперь мы переходим к заключительному разделу третьей части нашего курса В каждом процессе ориентировки обязательно участвует момент контроля. Это очень сложный и общий процесс. Речь идет не только о контроле, но и о регулировании исполняемого нами действия Сначала мы намечаем план своего действия, потом

стн


ИЛИ

приступаем к исполнению этого действия. Исполнение обязательно должно регулироваться: оно контролируется и в случае нужды поправляется. Это необходимо даже на уровне машин, изготовляемых человеком, потому что машины вне человеческого общества не существуют. Но это необходимо и для организмов, потому что все такого рода системы при работе быстро изнашиваются и вследствие износа могут привести к сбою. Поэтому всякая такая система требует регуляции.

Моментами регуляции являются контроль за исполнением и в случае отклонения от заданного образца — оценка этих отклонений, наметка поправок и выполнение действий с учетом этих поправок. Наконец, более высокий уровень того же процесса заключается в том, что не только исполнение контролируется, но и сам план. Потому что если при исполнении сделано все то, что намечено, а ожидаемый результат не получен, значит, план был недостаточен. Для нас как психологов это особенно важно, потому что когда мы намечаем заранее схему полной ООД (ориентировочной основы деятельности), то для нас очень важно установить, а действительно ли она является полной. Нам может казаться, что она очень полная, а для испытуемого она оказывается недостаточно полной. Если он будет что-то делать и в конце концов выкарабкается сам или при нашей помощи, то мы ничего не узнаем.

Мы должны заставить испытуемого действовать строго по построенной схеме. Если он действительно строго ей следует, особенно в материализованной форме, полностью доступной контролю, и при этом ие достигает заданного результата, тогда мы обнаруживаем свою ошибку Одна диссертация была выполнена на материалах изучения действий нормальных детей, детей с задержкой умственного развития двух степеней (легкой и тяжелой) и детей-олигофренов. В протоколах обследования детей, имеющих задержку умственного развития, написано, что они могут разумно проследить какой-то процесс и выполнить его правильно. Более того, они начинают запоминать то, чего раньше не запоминали. Это не простое дело — развернуть действие так, чтобы оно стало доступно испытуемому. Взрослые люди уже привыкли к такой степени сокращения действий, что им кажется странным, как другие этого не понимают. А при обучении действие лучше разворачивать на большое количество операций (отрезков), добиваясь от детей выполнения нового






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.