Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международно-правовые акты в борьбе с терроризмом.






Приобретя массовый характер, терроризм стал очень опасным явлением. Особенно ярко разрушительность этого преступления стала проявляться в XX веке. И вот проблема борьбы с ним оказалась в центре внимания международных организаций.

Еще в 1934 году в рамках деятельности Лиги Наций был предпринят первый шаг в объявлении терроризма вне закона. Речь идет об обсуждении проекта Конвенции о предотвращении и осуждении терроризма. Но в силу она так и не вошла.

За последние полвека под эгидой Организации Объединенных Наций в целом сложилась целая система многостороннего сотрудничества государств в борьбе с терроризмом[21]. Правовую основу координации усилий в этом направлении составляют 16 международных соглашений (13 конвенций и три протокола), которые открыты для участия всех государств-членов. Эти правовые акты регулируют борьбу именно с международной формой терроризма и не применяются, если террористический акт совершен в пределах и нарушение интересов только одного государства.

Столь тщательной разработке нормативной базы в данной области способствовало все более четкое ощущение, что терроризм во всех его проявлениях расшатывает устои мира и безопасности на планете.

В частности, об этом объективно свидетельствовали такие факты как: количественный рост терактов; возрастающее количество жертв среди гражданского населения; высокий уровень финансирования терроризма; смыкание и тесная взаимосвязь внутреннего и международного терроризма и др.[22].

Кратко охарактеризуем основные нормы международных соглашений в области противодействия терроризму.

В Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов закрепляется обязанность государств принимать все соответствующие меры для восстановления или сохранения контроля законного командира над воздушным судном. Также командиру разрешается устанавливать разумные меры, включая сдерживание, в отношении лица, если имеются достаточные меры полагать, что это лицо совершило или намеревается акт, угрожающий безопасности воздушного судна. Также позволяется прибегать к помощи пассажиров[23].

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов объявляет преступлением действия любого лица на борту воздушного судна, находящегося в полете, «незаконно, путем насилия или угрозы применения насилия или путем любой другой формы запугивания захватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль», либо пытается совершить любое такое действие. Также обозначается необходимость взятия преступника под стражу с последующей выдачей. При этом государству ставится в обязанность выяснение всех обстоятельств преступления, мер, предпринятых в отношении преступника для доклада Совету Международной организации гражданской авиации[24].

В Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации объявляются преступлениями как преднамеренное совершение насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна, так и разрушение воздушного судна, вмешательство в его эксплуатацию и сообщение заведомо ложных сведений, ставящих под угрозу безопасность воздушного судна. В целом конвенция касается актов авиационного саботажа[25].

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов определяет, что государства-участники обязаны предусмотреть соответствующие наказания за следующие преступления, с учетом их тяжкого характера: нападение, угроза или попытка нападения на лицо, пользующееся международное защитой; нападение на транспортное средство или помещение данного лица[26].

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников предусматривает, что любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение и др. для того, чтобы заставить третью сторону (государство, организацию, другое лицо) совершить или воздержаться от совершения какого-либо акта в качестве условия освобождения заложника, то оно совершает преступление. Государство-участник должно предпринять все действия для освобождения заложника или облегчения его положения[27].

Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную авиацию дополняет Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Преступлением объявляется акт насилия в отношении лица, обсуживающего гражданскую авиацию (при наличии серьезного вреда здоровью или причинения смерти), а также разрушение или серьезное повреждение оборудования или сооружения аэропорта[28].

Возможность использования террористами ядерного оружия предопределила необходимость разработки мер, препятствующих распространению ядерного оружия и предотвращению доступа их к террористам.

Конвенция о физической защите ядерного материала устанавливает уголовную ответственность за незаконное владение, использование, передачу или кражу ядерного материала и обязывает государств защищать его при мирном использовании[29].

Международная Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма охватывает широкий круг деяний и предусматривает выдачу и преследование преступников и призывает государств к сотрудничеству[30].

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства касается террористической деятельности на борту судов и объявляет преступлением действия лица захвату судна, совершение акта насилия против лиц на борту судна, если он может угрожать безопасному плаванию, помещение на борт судна устройства или вещества, способного разрушить это судно, и совершение других актов, направленных против безопасности судов[31].

Ее положения дополняет и развивает Протокол 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.

 

Также большое значение имеют Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1998 года и Протокол 2005 года к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, касающиеся террористической деятельности на стационарных платформах.

 

Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения устанавливает, что государства обязаны принимать все необходимые меры для запрещения и предотвращения изготовления на его территории немаркированных пластических взрывчатых веществ, а также препятствовать их ввозу[32].

Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом предусматривает ответственность в отношении незаконного и преднамеренного использования взрывных или иных смертоносных устройств в пределах различных указанных мест общественного пользования или против них с намерением причинить смерть или серьезные увечья или значительные разрушения таких общественных мест[33].

Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма устанавливает, что любое лицо совершает преступление, если оно любыми методами незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор для осуществления террористической деятельности. Государства обязаны привлекать тех, кто финансирует терроризм к соразмерной ответственности за такие деяния[34].

Вместе с тем, помимо всеобщих международных документов, действуют также региональные акты, направленные против терроризма, среди которых Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 1977) и протокол о внесении изменений в нее (Страсбург, 2003); Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 2005); Межамериканская конвенция по борьбе с терроризмом (Бриджтаун, 2002); Конвенция Африканского союза о предупреждении и борьбе с терроризмом (Алжир, 1999) и протокол к ней (Ад-дис-Абеба, 2004); Региональная конвенция Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии о пресечении терроризма (Катманду, 1987) и дополнительный протокол к ней (Исламабад, 2004); Конвенция АСЕАН о противодействии терроризму (Себу, 2007); Арабская конвенция о пресечении терроризма (Каир, 1998); Конвенция Организации «Исламская конференция» о борьбе с международным терроризмом (Уагадугу, 1999); Договор о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 1999)[35].

Таким образом, можно сделать вывод, что регулирование отношений государств в области противодействия терроризму осуществляется через принятие как универсальных, так и региональных нормативных актов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.