Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стили лидерства по К. Левину







 


К социологическим теориям лидерстваотносят­ся: теория черт, ситуационная теория, теория опре­деляющей роли последователей, реляционная тео­рия. Теория черт включает идею о том, что лидерство -феномен, рождаемый специфическими чертами ли­дера. В социологических концепциях М. Вебера и Э. Трельча был введен специальный термин для обозначения такой специфической черты лидера, ' как харизма - исключительная одаренность человека, ко­торая производит особое впечатление на окружаю­щих его людей. Теория получила достаточно много опровержений в связи с тем, что разные виды жизне­деятельности социальной группы требуют разных ка­честв лидера. Ситуационная теория провозглашает значимость ситуации в процессе выдвижения лидера. Лидер -функция ситуации. Если социальная ситуация сущест­вования группы кардинально меняется, высока веро­ятность смены лидера. Г. Ш ибута ни выделил два психологических фактора, которые зависят от изме­нения ситуации: степень формализации, группы и степень автономии членов группы. Типы социальных ситуаций в зависимости от изменения степени фор­мализации отношений и автономии субъектов: 1) внезапные критические ситуации. Они являются непредсказуемыми, возникают как стихийный про­цесс и способствуют выдвижению нового лидера; 2) критические повторяющиеся, предсказуемые ситуа­ции. Лидеров и руководителей специально готовят для определенных действий в таких ситуациях; 3) типичные повторяющиеся ситуации, в основе кото­ рых лежат конвенциональные нормы. Такие ситуа­ ции обычно не предполагают наличия лидера.

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. В общих те-ориях лидерства под лидером и руководителем понима-ется человек, оказывающий ведущее влияние на груп­пу: лидер - в системе неформальных отношений, руководитель - в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство - это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, вы-полняющего функцию лидера или руководителя.

Феномены лидерства и руководства близки по сво­ей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего (jj ориентируется на задачу совместной деятельности, СП а лидер - на групповые интересы.

Выделяют два аспекта власти - формальный и пси­хологический - в зависимости от ориентации лидеров и руководителей. Формальный, или инст­рументальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический оп­ределяется личностными возможностями руководи­теля воздействовать на членов группы.

Различия между лидером и руководителем: 1)лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель - формальные. Лидер связан толь­ко с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень от­ношений своей группы в микроструктуре организа­ции; 2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, V


Стиль лидерства — это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (под­чиненных или ведомых).

К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитар­ный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический). Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, отсутст­вии обсуждения принимаемых решений, управлении группой только одним человеком - руководителем, который сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных. Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением про­блем в группе, поощрением руководителем инициати­вы подчиненных, активным обменом информацией между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрании. Попустительский стиль выража-ется в добровольном отказе руководителя от управ­ленческих функций, устранении от руководства, пере­даче функций управления членам группы.

Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки. При авторитарном стиле качество решений руководи-теля зависит от информации, которой он обладает, и от его способности правильно ее интерпретировать. Од­нако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, по­скольку между ним и его группой существует большая социальная дистанция. Авторитарный руководитель. никогда не дает своим подчиненным полной информа­ции о ходе дел, что может вызывать фрустрацию чле­нов группы и ускорить формирование неформальных микрогрупп. Авторитарный стиль предполагает четкое планирование работы, выполнение всех дел в соот-V ветствии со сроками.

сЛ>


При демократическом стиле руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что об­легчает принятие решений и делает их более адек­ватными ситуации. Однако само принятие осуществ­ляется медленнее в связи с демократическими процедурами.

Руководитель должен обладать особыми качества­ми: гибкостью поведения, толерантностью по отно­шению к подчиненным, терпением и сдержанностью при высоком уровне общительности. Данный стиль4 способствует более благоприятному психологическо­му климату в группе, нежели авторитарный. Здесь у руководителя могут быть проблемы в связи с конт­ролем деятельности.

Попустительский стиль встречается реже. При. таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности. Постепенно происходит пол­ный отказ от формальных отношений, социальная дистанция между членами группы резко сокраща­ется. В такой ситуации может снизиться интерес к делу, и совместная цель может быть и не достиг­нута. Только высокий уровень личностного или про­фессионального развития членов группы может способствовать нормальной работе группы при таком управлении.

Наиболее успешные лидеры и руководители ориен­тируются на все три стиля в зависимости от условий деятельности. Основные факторы изменения стиля руководства: степень срочности принятия решения, конфиденциальность задачи, величина группы, лич­ность руководителя, умственные способности подчи­ненных или уровень их профессионализма.


Люди, склонные к доминированию в общении, часто здесь выступают в роли лидера;

4) типичные повторяющиеся конвенциональные ситуа­ции, возникающие в учреждениях разного вида (все, что связано с работой большинства людей);

5) групповые ритуалы. Это неформальные отношения, определяющие шаблоны социального поведения большинства членов группы.

' Ситуационные теории лидерства повлекли за собой разработку теории определяющей роли последова­телей. Лидерство - функция от ожиданий (экспекта-ций) последователей. Лидер не может существовать без социальной группы. Если группа не поддержива­ет лидера, то он утрачивает возможность влиять на ее деятельность, в связи с этим необходимо изучать требования и интересы группы.

В рамках теории черт, ситуационной теории и тео­рии определяющей роли последователей изучались различные проблемы влияния и руководства. По­скольку и черты лидера, и ситуация, в которой он дей­ствует, и мнение последователей являются значимы­ми почти во всех условиях деятельности лидера, была разработана комплексная (реляционная) теория ли-дерства, включающая в себя основные идеи всех трех теорий.

В концепциях психоаналитического направления лидерство рассматривалось как эффект нереализо­ванных в социальной жизни некоторых влечений че­ловека (3. Фрейд). А. Адлер считал, что стремле­ние к власти порождается страхом. Кто боится людей, видит необходимость властвовать над ними.

В современной социальной психологии популяр­ность обрели психологические теории менеджмента, нацеленные на разработку проблем руководителей так называемого среднего уровня.


представляя группу на более высоком уровне со-. циальных отношений;

3) лидерство является стихийным процессом в отли-чие'от руководства. Руководство выступает как яв­ление более стабильное, нежели лидерство;

4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции;

5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализа­ции руководитель использует большой объем ин­формации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая сущест­вует в рамках данной группы. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а ру­ководителем - опосредованно. *-*

Сфера деятельности руководителя шире, поскольку ЬУ у лидера она ограничивается рамками данной груп­пы. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обла­дать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

Некоторые социально-психологические закономер­ности влияния справедливы как для лидерства, так и для руководства. В некоторых источниках феноме­ны лидерства и руководства рассматриваются как идентичные. Так, Д. Майерс считает, что лидерство -это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе группо-вых взаимодействий.


49. ТЕОРИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ [ 50. ФУНКЦИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ | 51. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА


Референтная группа - группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит свое­образным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации ин­дивида. Разработка теорий референтной группы свя­зывается с такими именами, как Г. Хайман, Т. Нью- ком, М. Шериф, Г. Келлн, Р. Мертон и др.

Т. Шибутани отмечает, что понятие референтной группы широко используется для объяснения самых разнообразных явлений: непоследовательности в поведении индивида в условиях нового социально­го контекста, проявления преступности среди несо­вершеннолетних, дилеммы маргинальной личности, конфликтов.

В основе теорий референтной группы'лежат идеи Дж. Мила об «обобщенном другом». Значение «обоб­щенного другого»'определяется тем, что именно че­рез него осуществляется воздействие общества, со­циального процесса на индивида и его мышление.

Разработка основных положений современной тео­рии референтной группы начинается с 40-х гг. XX в. Термин «референтная группа» был введен американ­ским социальным психологом Г. Хайманоме 1942 г. в исследовании представлений личности о собствен­ном имущественном статусе по сравнению со стату­сом других людей. Т. Хайман использовал понятие «референтная группа» для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определе­нии своего статуса. Результатом сравнения являлась самооценка испытуемым своего статуса.

Позже понятие «референтная группа» было исполь­зовано Т. Ньюкомом для обозначения группы, «к ко­торой индивид причисляет себя психологически»-


I В 1952 г. Г. Келли обобщил предыдущие исследо- I вания в области теории референтной группы Г. Хай- 1 мана, Т. Ньюкома, М. Шерифа и Р. Мертона. Он

I отмечает, что понятием «референтная группа».

обозначаются два вида различных отношений между

I индивидом и группой. Эти отношения связаны,

с одной стороны, с мотивационными, а с другой -
| с перцептивными процессами. На этом основании
| Г. Келли выделяет функции референтной группы: нор-
I мативную и сравнительно-оценочную. Первая функция
I заключается в том, чтобы устанавливать определен-
' ные стандарты поведения и заставлять индивидов сле-
I довать им. Эти стандарты поведения называют груп­
повыми нормами, поэтому он обозначил эту функцию

I референтной группы как нормативную.

Вторая функция референтной группы заключается в
| том, что она является тем эталоном или отправной
I точкой для сравнения, с помощью которых индивид
I может оценивать себя и других, поэтому она и высту-
I пает в качестве сравнительно-оценочной функции.
1 Келли отмечает, что обе функции часто носят интег-
I рированный характер в том смысле, что они могут
. выполняться одной и той же группой: как группой
| членства, так и внешней группой, членом которой

индивид стремится стать или к которой он причисля-
I ет себя психологически.

I Для подтверждения этого положения Г. Келли ссы- 1 лается на приведенный Р. Мертоном пример иссле- I дования социальных установок солдат-фронтовиков и солдат-новичков, прибывших в подразделение | фронтовиков. Исследование показало, что социальные

установки многих новичков после пребывания в этом
| подразделении значительно изменились в сторону
1 большего сходства с установками фронтовиков.

I Одно из проявлений различия между нормативной V и сравнительно-оценочной функциями референтной


I Феномен групповой динамики определяется неод-

I нозначно. М. Робери ф. Тельман определяли груп­
повую динамику как процесс, посредством которого

I взаимодействие между конкретными индивидами

уменьшает напряжение между ними или приводит их

I к взаимному удовлетворению. Этот процесс объясня- '

I ет принадлежность индивида к группе, привлекатель-

' ность группы и членство в группе; образование сти-

I хийных или.неформальных групп.

* Развитие групповой динамики как направления

t в теории малых групп и социальной технологии свя-

| зано с именем К. Левина. Каждый член группы при-

' знает свою зависимость от других ее членов.

I По определению К. Левина, «групповая динамика» -

. это дисциплина, исследующая положительные и от-

| рицательные силы, которые действуют в данной груп-

| пе.

I При описании и объяснении принципов групповой

I динамики К. Левин опирался на законы гештальтпси-

хологии. Если рассматривать группу как целое, то

I закономерности групповой динамики можно объяс-

нить действием двух законов:

I 1 ) целое доминирует над его частями. Группа - э то не

I просто сумма индивидов: она модифицирует пове­
дение своих членов; извне легче повлиять на по-

I ведение всей группы, чем на поведение отдельно-

го ее члена; каждый член признает, что он зависит
| от всех других членов;

I 2)отдельные элементы объединяются в целое.
Не сходство, а взаимосвязь членов является ос-

| новой для формирования группы; человек склонен

I становиться членом той группы, с которой он себя

| отождествляет, а вовсе не той, от которой он боль-
V ше всего зависит.


В современном понимании групповая динамика это развитие или движение группы во времени, обус­ловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также вьешним воз­действием на группу.

Понятие групповой динамики включает пять ос­новных элементов и несколько дополнительных. Ос­новные элементы - цели группы, нормы Группы, струк­тура группы и проблема лидерства, сплоченность группы, фазы развития группы. Дополнительные эле­менты - создание подгрурпы (как развитие структуры группы); отношения личности с группой.

Современные исследователи проблем групповой динамики выделяют три ее механизма: разрешение внутригрупповых противоречий, «идиосинкразический кредит» и психологический обмен.

Выражением внутригрупповых противоречий оказы­вается конфликт. В теории групповой динамики он выступает в качестве интегратора новых структур. Термин «идиосинкразический кредит» введен Е. Хол- ландером. Этим понятием обозначается поведение, отклоняющееся от групповых норм. «Идиосинкрази­ческий кредит» - механизм групповой динамики, ког­да группа дает разрешение на девиантное поведение своему лидеру или отдельным ее членам во имя дости­жения поставленных целей. Девиантность поведения носит характер инновации и запускает новый меха­низм групповой динамики.

Малая группа может рассматриваться в трех качест­вах: как среда для изменения членов группы; как объект изменений; как агент изменений (когда исполь-зуются организационные усилия группы).


группы состоит в том, что при нормативной функции индивиду важно знать отношение к себе нормативной референтной группы.

Что касается сравнительно-оценочной функции ре­ферентной группы, то здесь мнение той группы, с ко­торой индивид сравнивает себя или других, не имеет для него значения хотя бы уже потому, что сравни­тельная референтная группа вообще может не иметь о нем никакого представления. В этой ситуации, в отличие от нормативной референтной группы, ин­дивид является как бы «самосанкционирующим», т. е. он.дает оценку себе и другим на основе опреде­ленного эталона, служащего для него отправным пунктом для сравнения. Р. Мертон выделил усло­вия, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу:

1) если группа не обеспечивает достаточного пре­стижа своим членам, то в этих условиях они будут склонны выбирать в качестве референтной груп­пы внешнюю, которая обладает большей престиж­ностью, чем их собственная;

2) чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет внеш­нюю группу;

3)чем больше социальная мобильность в обществе и, следовательно, больше возможностей у индиви­да изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с бо­лее высоким социальным статусом.


и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентирует­ся на них в своем поведении. Формирование уста­новок является «функцией отрицательного или по­ложительного отношения индивида к той или иной группе или группам». Т. Ньюком выделил позитив­ные и негативные референтные группы. Под первы-' ми понимаются такие группы, нормы и ориентации, которые принимаются индивидом и которые вызыва­ют у него стремление быть принятым этими группа­ми. Отрицательной референтной группой считается такая группа, которая вызывает у индивида стрем­ление выступить против нее и членом которой он не хочет себя считать.

М. Шериф подчеркивал важность референтной
группы в связи с тем, что ее нормы превращаются
в систему отсчета не только для самооценки, но
и для оценки явлений социальной жизни, для фор­
мирования своей картины мира. 00

Известный американский социолог Р. Мертон СО внес существенный вклад в разработку проблемы референтной группы в своей работе 1950 г., которая была порвящена результатам исследования соци­альных установок и поведения американских солдат.

В теориях референтной группы нет четкой их клас­сификации, однако всеми признается, что в качестве референтной группы могут выступать самые разнооб­разные группы: внешние группы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые груп­пы и т. д.

Каждый индивид имеет несколько референтных групп, на которые он ориентируется.


I


Чемерсом системно-процессуальной ^ став, структура группы.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.