Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповая сплоченность






Групповая сплоченность - процесс формиро­вания особого типа связей в группе, которые по­зволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный пси­хологический организм, живущий по своим соб­ственным законам.

Исследование проблемы групповой сплоченности опирается на понимание группы как некоторой систе­мы межличностных отношений, имеющих эмоциональ­ную основу.

В социометрическом направлении' сплоченность прямо связывалась с таким уровнем развития меж­личностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Социо­метрия предложила индекс групповой сплоченно­сти - отношение числа взаимных положительных вы­боров к общему числу возможных выборов.

Другой подход предложен Л. Фестингером, когда сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей-, обнаруживае­мых в группе.

Сплоченность определялась как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». «Силы» интерпретировались либо как привле­кательность группы для индивида, либо как удовлет­воренность членством в группе.-

Существует ряд экспериментальных работ по выяв­лению групповой сплоченности. В исследованиях А. Бейвеласа особое значение придается характеру групповых целей. Операциональные цели группы -это построение оптимальной системы коммуникаций; символические цепи - цели, соответствующие инди­видуальным намерениям членов группы. Сплочен­ность зависит от реализации и того и другого характе­ра целей.


Новый подход к исследованию сплоченности: про­цесс формирования группы и ее дальнейшего разви­тия представлен как процесс все большего сплачи­вания этой группы, но не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс' совместной деятельности. Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возмо­жен для обеспечения выполнения группой ее функ­ций, интегрирован так, что в нем достигнута особая степень развития отношений, при которой все члены группы разделяют цели групповой деятельности.

В отечественной социальной психологии новые принципы исследования сплоченности разработаны А. В. Петровским. Основная идея: всю структуру малой группы можно представить как состоящую из трех (в последней редакции четырех) основных сло­ев, страт: внешний уровень групповой структуры (не­посредственные эмоциональные межличностные отношения); второй слой представляет собой более глубокое образование, «ценностно-ориентационное единство» (отношения здесь опосредованы совмест­ной деятельностью, совпадением у членов группы ориентации на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности). Третий слой предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность(члены группы разделяют цели групповой деятельности, и здесь могут быть выявлены наиболее серьезные, значимые мотивы выбора членами группы друг друга). Третий слой отношений был назван «ядром» групповой струк­туры. Мотивы выбора на этом уровне связаны с при­нятием общих ценностей.


Сама модель вариантов поведения, принимаемая С. Ашем, весьма упрощена, так как в ней фигурируют лишь два типа поведения: конформное и неконформ­ное. В реальных же ситуациях такой деятельности может возникнуть третий тип поведения. Он будет де-монстрировать сознательное признание личностью норм и стандартов группы. Существуют три типа по­ведения:

1) внутригрупповая внушаемость, т. е. бесконфликт­ное принятие мнения группы;

2) конформность - осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении;

3) коллективизм, или коллективистическое самоопре­деление, - относительное единообразие поведе­ния в результате сознательной солидарности лич­ности с оценками и задачами коллектива.

Феномен группового давления как один из механиз­мов формирования малой группы (вхождения инди­вида в группу) неизбежно останется формальной ха­рактеристикой групповой жизни до тех пор, пока при его выявлении не будут учтены содержательные ха­рактеристики групповой деятельности, задающие осо-бый тип отношений между членами группы.

Давление на индивида может оказывать не только большими группы, но и меньшинство. М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большин­ство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мне­ние лишь как информацию, на основе которой он дол­жен сам осуществить свой выбор).


модели развития группы. Введено понятие стадий (периодов) развития группы, которые различаются по набору критериев. Каждая стадия связана со сменой состава группы.

Факторами смены ролей членов группы являются мера принятия группой каждого члена и принятие членом группы ее реальности.

В качестве второго блока исследований, -где обо­значается идея развития группы, можно назвать ис­следования по сравнению ориентации личности: кол­лективизм - индивидуализм. Они рассматриваются. как полярные понятия.

Индивидуализм порождает специфические нормы поведения индивида в группе: ориентацию не на груп­повые, а на собственные цели, стремление подчерк-нуть-свой вклад в групповую деятельность.

Коллективизм как норматив традиционных обществ определяет взаимоотношения индивида с малой груп­пой: позитивное отношение к целям группы, уравни- 2 тельне распределение «благ» в ней, большую откры- " " тость и в общении, готовности поставить цели группы выше собственных.

Ориентации связаны с процессом развития группы: переход от одной фазы к другой в значительной сте­пени зависит от того, какой конкретный стиль ориен-тации, а значит, поведения, «победит» в группе и тем самым будет способствовать или препятствовать переходу в новую фазу.

Так же, как и в первом блоке проанализированных исследований, здесь важна идея зависимости разви­тия групп от типа общества, в котором они существу-

ют.


1) позволяет столкнуть противоположные позиции Iкие ученые - Г. Галилей, Л. Пастер, 3. Фрейд - М ТОМ ПЯМЫМ ППМПик (ШЯ^ТЦМгаМ ИПМЛОТк nflQUUO ' ГТЯПгаПЯПМГк Г- ОЛ М и< -1ГП(| I IUIUI М fifl nUI I IM иГТСПИ |< Т1ТГ1-
Vтельным, уступчивым ЕГО





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.