Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики основных психических процессов






 

К основным психическим процессам относят: ощущение восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, речь и язык.

Начнем с характеристики ощущения, которое есть отражение отдельного чувственного качества, отражение свойств предметов объективного мира при непосредственном его воздействии на рецепторы – зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа, который обладает определенными свойствами. К ним относятся: локализация или определение положения объекта в пространстве и времени; интенсивность его воздействия на органы чувств, модальность, связанная с тем или иным органом чувств.

Как правило, каждый из нас обладает каким-то одним ведущим органом чувств. Все другие выполняют дополнительные функции. На основании этого всех людей можно разделить на три типа: аудиалисты, визуалисты, кинестетики. Первые всю информацию, поступающую из внешнего мира, «пропускают» сначала через слух (они сначала слышат мир), а потом его видят, ощущают, вторые – через зрение, третьи – через осязание. Обоняние и вкус передают очень ограниченную информацию о внешнем мире, поэтому не являются основанием для типологии людей.

Для того, чтобы определить к какому из типов вы относитесь, понаблюдайте за собой и за окружающими. Обратите внимание на то, какие глаголы вы употребляете в своей речи. Если вы чаще всего при описании действительности употребляете глаголы, связанные со слуховыми ощущениями, то вы – аудиалист, если со зрительными – то визуалист, а если с осязательными, то кинестетик.

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов, то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Способность ощущать действительность всем своим существом и воспринимать мир в виде образов, присуща только высшим животным и человеку. Эта способность совершенствуется только в опыте.

Восприятие, во-первых, отличается от ощущений тем, что оно всегда субъективно, но определенным образом соотносится с действительностью. Этот процесс называется объективацией в отличие от ощущений, которое есть процесс субъективации, т.е. перевода внешнего во внутренний психический план человека. Второе отличие восприятия от ощущений состоит в том, что комплекс различных субъективных ощущений приписывается человеком окружающему миру. Третье отличие восприятия – это осмысленный и обозначенный в языке синтез разнообразных ощущений, образующий предметность, целостность, константность и категориальность образа, складывающегося в процессе восприятия. Предметность – способность воспринимать отдельные признаки предметов. Целостность – способность достраивать недостающие звенья. Константность – способность воспринимать цвет, величину, форму. Категориальность – обобщенность в слове, формирование понятий.

Механизмы восприятия пространства, времени, движения имеют свои особенности. Восприятие пространства содержит оценку формы, величины, расстояния до предмета и между предметами. Если человек правильно воспринимает пространство, то вступает в действие закон константности. В восприятии величины принимают участие мышцы глаз, за счет их действия происходят два процесса – аккомодация (формирование изображения) и конвергенция (сближение и расхождение осей глаз).

Восприятие и оценка движения основывается на согласованном использовании информации, исходящей из нескольких источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие – оценить его направленность, третьи – скорость. Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми биологическими часами: ритм сердечной деятельности, метаболизм тела. Например, алкоголь – замедляет время, кофеин – ускоряет. Наполненность времени событиями убыстряет его.

Законы восприятия связаны:

1. С работой мышечной системы, несущей информацию о воспринимаемых объектах;

2. С относительной устойчивостью уже сформировавшихся образов. Например, был проведен эксперимент: людям с нарушениями зрения предлагалось носить очки, искажающие восприятие образов и пространства. Но человек продолжал видеть мир таким, каким он его знал до очков.

Восприятие – интеллектуальный процесс, связанный с активной деятельностью мозга, необходимой и достаточной для формирования образа и принятия решения. Существуют некоторые психологические тесты, определяющие уровень развития восприятия как интеллектуального процесса. На этом основаны различные гадания на кофейной гуще. Чем больше разнообразие в восприятии облаков, конфигурации гор, в упавшей на лист белой бумаги капле чернил, тем выше интеллектуальный потенциал человека и его воображение.

Процессы восприятия имеют свою последовательность:

1. Первичное выделение признаков относящихся к тому или иному объекту.

2. Поиск в памяти аналогий ощущений или объекта.

3. Поиск дополнительных признаков.

4. Окончательный вывод о том, что это за объект.

 

Не менее интересно такое психическое явление как внимание. Внимание – один из познавательных процессов человека. Оно включено во все сферы психических процессов. Но при изучении динамики познавательных процессов и при характеристике различных психических состояний, внимание можно выделить как отдельную функцию.

Основные характеристики внимания: объем, концентрация, переключаемость с одного процесса на другой. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в сосредоточенности на узком участке внутреннего или внешнего мира. Внимание – это процесс отбора одной информации и игнорирование другой.

Внимание обладает следующими свойствами;

1. Устойчивость, зависит от психофизиологических процессов, общего состояния в данный момент, от психических состояний, от мотивации, внешних обстоятельств.

2. Сосредоточенность – способность долгое время концентрировать внимание на конкретном компоненте.

3. Переключаемость – способность сохранять все вышеуказанные характеристики при переходе с одного объекта на другой.

4. Распределение внимания – способность рассредотачивать внимание на различные объекты или действия.

5. Объем внимания определяется количеством информации, которое может одновременно сохранять в сфере активного внимания человек.

Внимание активизирует необходимые и тормозит ненужные психические процессы (направленность); способствует отбору информации в соответствии с актуальными потребностями; вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, качество и результативность функционирования всей познавательной деятельности человека. Для памяти внимание выступает как фактор, влияющий на перевод в долговременную, постоянную и временную память. Для мышления – как фактор правильного понимания и решения задач. В системе человеческих отношений внимание способствует взаимопониманию, адаптации людей друг к другу.

Выделяют следующие виды внимания:

а) природное;

б) социально-обусловленное;

в) непосредственное и опосредованное внимание;

г) непроизвольное и произвольное внимание;

д) чувственное и интеллектуальное внимание.

 

Перейдем теперь к характеристике такого психического процесса как мышление. Это – высший познавательный процесс, представляющий собой формирование знания, творческий процесс переработки информации в голове человека, благодаря которому он преобразует действительность.

Специфика психического процесса мышления характеризуется следующими чертами:

1. Мышление связано с наличием проблемной ситуации;

2. Оно выходит за рамки чувственного восприятия и расширяет границы познания;

3. Мышление осуществляет связь между явлениями действительности и формированием знаний о них.

Мышление бывает теоретическое и практическое.

К первому относится понятийное мышление, пользующееся готовыми или уже добытыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях, ко второму – образное, связанное с творческим воображением. Под практическим мышлением обычно понимается наглядно-образное, связанное с непосредственным восприятием предмета и наглядно-действенное, характеризуемое правильными действиями с предметами.

Названные виды мышления выступают в качестве уровней его развития. Теоретическое мышление называется еще абстрактным мышлением и представляет высший уровень. Разница между теоретическими и практическими видами мышления состоит в том, что они различным образом связаны с практикой. Мышление осуществляется в соответствии с определенной логикой. Логические операции это: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, констатация. Процессы мышления: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.

В процесс мышления вмешиваются эмоции, которые способны и стимулировать и понижать мышление. Эмоции наиболее ярко проявляются в моменты нахождения человека перед решением трудной задачи. Здесь они играют эвристическую или регуляторную функцию. Мышление связано с интуицией, которую в отличие от мышления нельзя назвать процессом. Возникновение интуитивного решения недоступно сознательному наблюдению. Как писал известный психофизиолог П.В. Симонов, «интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимы доказательства». Поиск доказательств и осуществляется с помощью мышления.

Такое понимание процесса мышления подтверждается современными знаниями о мозговых механизмах психики. Наибольший вклад в наши знания о механизмах мышления внесло изучение функциональной ассиметрии коры головного мозга. Наличие специализации полушарий мозга было установлено еще в 19 веке. В 20 веке ученые определили, что оба полушария участвуют в познавательной деятельности, но каждое осуществляет ее по-разному. В конце лекции Вам будет предложено продиагностировать специфику работы Вашего мозга.

Одной из наиболее актуальных проблем является разработка способов активизации мышления. Развитие мышления человека связано с интеллектом который рассматривается как интеллектуальная способность. Развитие интеллекта идет в трех направлениях:

1. филогенетическое – то, как оно развивается в истории человечества;

2. онтогенетическое – то, как оно развивается на протяжении жизни человека;

3. экспериментальное – развитие интеллекта в обучении.

 

Особое место при развитии мышления занимает процесс формирования понятий. Это высший уровень сформированности речевого мышления и функционирования речи. Образование понятий – результат умственной, коммуникативной и практической деятельности, которая осуществляется в детстве. Коллективная деятельность по решению задач способствует усилению познавательной деятельности. В частности методика «Мозговой штурм» использует все положительные моменты этой, экспериментально определенной закономерности.

 

 

 

Психические процессы, которые мы только что рассмотрели, в каждом отдельном индивиде осуществляются особенным образом. Одно и то же событие, произведение искусства и т.д. отражаются во внутреннем мире, переживается человеком достаточно специфическим способом. Переживание имеет несколько значений. Это эмоционально окрашенное состояние, возникающее в психическом мире человека под влиянием внешних и внутренних воздействий. Это процесс выбора человеком мотивов и целей деятельности, сопровождающийся наличием стремлений и желаний. Это форма активности, возникающая при крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в переосмыслении своего существования. Переживания помогают человеку приобрести личностный смысл происходящих событий, через них идет процесс индивидуализации психического мира человека, к чему мы сейчас и перейдем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.