Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействия в диаде






(На примере решения супругами совместной задачи со спичечными узорами)

Автор методики Л. Л. Баз [Баз Л. Л., 1995] исходит из того, что процесс коммуникации является связующим звеном всей систе­мы внутрисемейных отношений и взаимодействий. Совместная жизнь требует от супругов взаимной координации взглядов, оце­нок, принятия единых решений, умения чувствовать и понимать партнера, умения и готовности изменить свою стратегию поведе­ния с учетом действий супруга для достижения единой цели. Ком­муникационные особенности семейной пары в целом отражают специфику семейного бытия.

Известны многочисленные специальные психологические про­цедуры, с помощью которых в лабораторных условиях или в усло­виях психологической консультации исследователи пытались вос­создать процесс коммуникации в семье.

А. С. Спиваковская [Спиваковская А.С., 1988] сформулирова­ла основные требования к экспериментальной ситуации, позво­ляющей адекватно отражать процесс супружеской коммуникации:

1) решение задачи, включенной в совместную деятельность;

2) установление коммуникации — необходимого условия ре­шения задачи;

3) выделение в проблемной ситуации сложных аспектов ком­муникации: идентификации, рефлексии, эмпатии.

Было разработано также большое количество методических процедур, позволяющих организовать совместную деятельность супругов для решения общей задачи, — начиная с простых, в которых испытуемые должны были сделать или спланировать что-нибудь вместе, например вместе решать тест Равена, до более слож­ных, требующих больших затрат времени и использования специ­ального оборудования [см., например: Кочуров М.Г., 2004].

При исследовании супружеской коммуникации используется стандартный стимульный материал личностных или интеллекту-


альных методик: тест Роршаха, КАТ, тест Векслера [Воловик В. М., 1980; Соколова Е.Т., 1985]. Следует сказать, что в этих случаях методику выполняет не один человек, а супружеская пара. При­менялась также модификация методики Р. Блакара, предложен­ная Р. Ш. Магасумовым [Магасумов Р.Ш., 1984]. Каждый испыту­емый получает план-карту города. На карте одного из супругов проложен маршрут. Его задача — вербально руководить действия­ми своего партнера, находящегося за непрозрачным экраном, так, чтобы он успешно прошел весь маршрут по своей карте.

При анализе получаемых данных одной из сложных проблем является выделение основных категорий, с помощью которых собственно и описывается общение в диаде. Они варьируют в за­висимости от теоретических концепций, в рамках которых рабо­тает психолог, и от особенностей исследуемых групп (диад). Не­смотря на большое разнообразие категорий, психологи, работаю­щие в области исследования коммуникаций, сводят их к основным пяти: конфликту, доминантности, аффекту, ясности коммуника­ции, эффективности (продуктивности) коммуникации [Баз Л.Л., 1995].

1. Категорию конфликт авторы определяют довольно абстракт­но, как «борьбу за власть» в супружеской паре. Ее синонимами являются «антагонизм», «контроль», «власть».

2. Категорию доминантность определяют как преобладание суж­дений одного из партнеров. Она оценивается либо по формаль­ным характеристикам речи («время говорения», «пространность суждений», «успешность прерывания партнера»), либо по смыс­ловым («принятие мнения партнера» или «подчинение» его мне­нию).

3. Аффект — эмоциональный компонент коммуникации. Обыч­но его определяют по степени интенсивности и по знаку (поло­жительный и отрицательный).

4. Ясность коммуникации — это умение собеседника четко фор­мулировать свои мысли и выражать их в форме, понятной для окружающих.

5. Эффективность {продуктивность) коммуникации позволяет оце­нивать успешность или неуспешность совместной деятельности суп­ругов. Она определяется по времени, необходимому для принятия решений, или успешности/неуспешности завершения задания.

Исходя их этого, автор методики поставила перед собой задачу разработать такую методическую процедуру, которая позволила бы выявить основные нарушения коммуникации, найденные ис­следователями, работающими в данной области, а также соответ­ствующую систему кодирования и оценки результатов. Предпола­галось, что при решении совместной задачи супружеской парой сужение возможностей коммуникации до собственно вербально­го компонента дает возможность:


 




1) наблюдать процесс обсуждения супругами решения задачи (по высказываниям),

2) оценивать эффективность коммуникации по качеству реше­ния задачи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.