Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные психометрические характеристики опросника






МИРП

Как показали проведенные исследования [Александрова Ю. В., 1998], все шкалы опросника имеют распределения, близкие к нормальному. Средние, стандартные отклонения и интеркорре­ляции шкал, полученные на выборке из 100 испытуемых (35 муж­чин и 65 женщин), средний возраст которых 29, 6 лет, приведе­ны в табл. 8.

Как видно, все показатели основных шкал (On, Op, Ос) ДО" статочно выражение отрицательно коррелируют с соответствую­щими показателями дополнительных шкал (Пп, Пр, Пс). То есть это действительно взаимно противоположные показатели. Также имеется корреляция средней степени значимости (0, 28) межДУ показателями шкалы паттернов супружеских отношений (Ос) и показателями шкал паттернов родительских (Ор) и профессио­нальных (Оп) отношений. Это показывает наличие в супружеских отношениях ряда общих моментов и с родительскими, и с пр0' фессиональными отношениями, подтверждая значимость в ста­новлении взрослого человека именно института брака, в которое

I


Таблица 8

Первичные статистические характеристики и корреляции шкал опросника МИРП

 

Количество пунктов            
Средние по шкалам (25-29 лет) 5, 4 4, 4 8, 2 4, 5 6, 5 3, 4
Стандарт, отклонения (25-29 лет) 2, 1 2, 8 1, 9 2, 3  
Средние по шкалам (30—35 лет) 8, 0 4, 9 10, 3 4, 3 8, 8 3, 4
Стандарт, отклонения (30—35лет) 2, 1 2, 5 2, 0 2, 2 2, 4
Показатели Оп Пп Ор Пр Ос Пс
Оп HI   0, 2 0, 03 0, 28* -0, 17
Пп 0, 13 -0, 05 0, 01 0, 02
Ор - -   -0, 47* 0, 28* -0, 28*
Пр - - ftffli I ill iiri i itiftiHi 0, 04 0, 18
Ос - mm -0, 51*

Примечание. Знаком «*» отмечены значимые на уровне р < 0, 05 коэффи­циенты корреляции.

Максимально проявляется способность человека к построению своих отношений с другими людьми.

Конструктная валидность шкал основывается на мультивариа-[тивном анализе данных опросника по сравнению с другими ха­рактеристиками личности, а также исследованиями специальных групп, имеющих контрольные показатели по рассматриваемым шкалам.

: В табл. 9 приведены статистически достоверные связи шкал оп­росника МИРП со шкалами Миннесотского многоаспектного лич­ностного опросника (MMPI), личностного опросника Айзенка (EPI) и шкалой «Проявления тревожности» В.Тейлор (MAS).

Наименьшее количество корреляций имеют шкалы профессио­нальных отношений (Оп, Пп), а наибольшее — шкалы супружес­ких отношений (Ос, Пс). Человек, имеющий невротические пат-^Рны профессионального отношения к Другому (Пп), склонен к Эгоцентризму, демонстративности поведения и отрицанию труд­ностей социальной адаптации (+3 шк.).

Человек с высокими показателями по шкале родительского " Ношения (Ор) обладает высоким уровнем идентификации со ^°им социальным статусом, имеет тенденцию к сохранению по-

*°янных установок, интересов и целей (-4 шк.), а также ему


Таблица

Корреляции шкал опросника МИРП со шкалами MMPI, EPI, MAS и SDS

 

 

Название шкалы Показатели МИРП
Оп Пп Ор Пр Ос Пс
EPI — нейротизм     0, 30*      
MMPI — депрессия (2 шк.)         -0, 33*  
MMPI — истерия (3 шк.)   0, 38*        
MMPI — психопатия (4 шк.)     -0, 30* 0, 31*   0, 29*
MMPI — паранойяль-ность (6 шк.)         -0, 32* 0, 34*
MMPI — шизоидность (8 шк.)           0, 26*
MMPI — шкала F       0, 27* -0, 26* 0, 39*
MMPI — шкала К     -0, 26*   0, 26*  
MAS — тревожность           0, 29*
SDS — мотивация одобрения 0, 10 -0, 06 0, 14 0, 03 0, 13 -0, 22

Примечание. Знаком «*» отмечены значимые на уровне р £ 0, 05 коэффи­циенты корреляции.


ных личностей, избегающих откровенных высказываний о себе (-6 шк., + шк. К).

Исследование корреляций шкал опросника МИРП с показа­телями нейротизма и тревожности показало следующее: нейро­тизм (EPI) положительно связан с родительскими отношениями (Ор). Это объясняется необходимостью наличия у родителей спо­собности к «детскому мироощущению» для успешных взаимоот­ношений с ребенком, для которого характерна более сильная ре­акция на обычные со взрослой точки зрения стимулы. Тревож­ность (MAS) положительно связана только с невротическими паттернами супружеских отношений (Пс).

Важным показателем конструктной валидности опросника МИРП является его свобода от действия установки на социально одобряемые ответы, что доказывается отсутствием связей со шка­лой социальной желательности Кроуна—Марлоу (SDS).

Для исследования конструктной валидности был проведен ана­лиз связи шкал опросника МИРП с различными социологиче­скими характеристиками (табл. 10). Как и ожидалось, такие соци­ологические характеристики, как наличие работы, удовлетворен­ность ею и уровень доходов, никак не связаны с отношением к другим людям на работе и в семье. Количество и возраст детей связаны с родительскими отношениями (Ор, Пр), причем фак­тор возраста детей положительно связан и с супружескими отно-

Таблица 10

Корреляции шкал опросника МИРП с социологическими характеристиками испытуемых


 


свойственны ощущение гармонии с окружением и одобрительная оценка принятых в этом окружении правил (- шк. К). Наоборот, человек с невротическими паттернами как родительских (Пр), так и супружеских (Пс) отношений в межличностных отношени­ях отличается поверхностными и нестойкими контактами, отсут­ствием чувства глубокой привязанности и пренебрежением к при­нятым общественным нормам (+4 шк., + шк. F). Помимо этого, корреляции выявили, что человек с невротическими паттернами супружеских отношений (Пс) характеризуется тенденцией к са­моутверждению, порождающей подозрительность, критическое и презрительное отношение к окружающим (+6 шк.), а также сни­жением способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей (+8 шк.). Напротив, для лиц с высоки­ми показателями шкалы отношения к партнеру по браку свой­ственны низкий уровень тревоги, активность, общительность, ощущение своей значимости, силы, энергии и бодрости (- 2 шк)-Однако при этом у них наблюдаются черты аффективно-ригиД'

9V1


 

 

Названия социологических характеристик Показатели МИРП
Оп Пп Ор Пр Ос Пс
Наличие работы 0, 18 0, 08 -0, 01 0, 06 0, 16 -0, 23
Удовлетворенность работой 0, 19 -0, 09 0, 06 -0, 08 0, 08 -0, 20
Уровень доходов 0, 08 0, 05 -0, 09 0, 12 0, 16 -0, 01
Количество детей 0, 16 -0, 02 0, 49* -0, 42* 0, 22 -0, 11
Возраст детей 0, 21 0, 12 0, 50* -0, 30* 0, 29* -0, 20
Наличие семьи 0, 10 0, 01 0, 28* -0, 18 0, 33* -0, 26*
Стаж брака 0, 15 0, 15 0, 37* -0, 12 0, 29* -0, 11
Стаж развода 0, 18 0, 04 0, 23 -0, 11 0, 10 -0, 10

Примечание. Знаком «*» отмечены значимые на уровне р < 0, 05 коэффи­циенты корреляции.


шениями (Ос). Наличие семьи и стаж брака положительно связа­ны с супружескими и родительскими отношениями (Ос, Ор). На­личие семьи также отрицательно связано с невротическими пат­тернами супружеских отношений. Стаж развода оказался незна­чимым фактором.

Текст опросника МИРП

1. Самое большое удовлетворение люди получают от оценки своей работы.

2. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

3. Чем раньше родители ослабляют свои эмоциональные связи с ре­бенком, тем легче ему будет решать его собственные проблемы.

4. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жиз­ни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия дру­гого человека.

5. От природы женщина способна лучше организовать жизнь семьи, чем мужчина.

6. Каждый должен вести себя так, чтобы не вызывать недовольство окружающих,

7. Принципиальное условие моей жизни с близкими мне людьми — их постоянный духовный рост и самообразование.

8. Ребенка следует отлучать от груди и от бутылочки с 12 месяцев.

9. Я отношусь к детям с таким же уважением, как и к взрослым людям.

 

10. Принимая важное решение, даже если оно касается только меня, всегда советуюсь со своим мужем (женой).

11. Если так складываются обстоятельства, то мужчина должен взять на себя ведение всего домашнего хозяйства.

12. Перед началом работы я привык(ла) тщательно анализировать ус­ловия, в которых предстоит работать.

13. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с сотрудниками.

14. Ребенок в 8 лет может самостоятельно покупать в магазине про­дукты и ухаживать за своей одеждой.

15. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

16. Я предпочитаю чаще делиться своими заботами с друзьями, чем со своим спутником жизни.

17. Так сложилось, что именно я ответствен (ответственна) за финан­совое благополучие своей семьи.

18. Я часто говорю с коллегами по работе о вещах, никак не связан­ных с моими деловыми интересами.

19. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем те, где все участники приблизительно равны по своим возможностям.

20. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время-

21. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизнен­ных проблем, если они его травмируют.

22. Мы с супругом (супругой) искренно интересуемся делами ДРУГ друга.


 

23. Призвание любой женщины — это прежде всего семья, дети и домашнее хозяйство.

24. Успехи человека в большей степени зависят от отношений с людь­ми, окружающими его на работе.

25. Необходимо быть жестким по отношению к своим противникам.

26. Мне приятнее, пожертвовав личным временем, закончить работу, чем оставить ее «на полдороги».

27. В 5 лет ребенок должен уметь пришить пуговицу, убрать постель и постирать одежду.

28. Воспитывая ребенка, мне пришлось приспосабливаться к нему, многое меняя в себе.

29. Молодым родителям необходима помощь в воспитании, чтобы у них была возможность продвигать карьеру.

30. Как правило, общество моего супруга (супруги) доставляет мне удовольствие.

31. Я считаю, что у моего (моей) супруга (супруги) не должно быть от меня никаких секретов.

32. Я использую большую часть моего свободного времени для само­образования.

33. Ухудшение товарищеских отношений на работе отрицательно ска­зывается на деятельности некоторых сотрудников, зависящих от чужого мнения.

34. Если я всю неделю провел(а) с ребенком, то в конце недели он уже начинает меня раздражать.

35. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

36. Большинство детей должны быть приучены к туалету к 15 месяцам.

37. Меня очень огорчает, когда я не могу выполнить просьбу моего (моей) супруга (супруги).

38. В моей семье заботу о благосостоянии проявляют все взрослые члены семьи в равной мере.

39 Мой (моя) супруг (супруга) часто делает глупости, говорит не­впопад и неуместно шутит.

40. Человек, работая с симпатичными ему людьми, больше отвлека­ется от работы и менее продуктивен, чем когда у него нейтральные от­ношения с сотрудниками.

41. Если что-то у меня не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

42. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

43. Родители должны быть готовы отдать свое счастье ради счастья их Ребенка.

44. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

45. Равное участие обоих супругов в ведении домашнего хозяйства — Это в наше время единственная возможность сохранения гармонии в от­ношениях.

46. По правде сказать, в моей супружеской жизни очень мало светлых Моментов, которые могли бы согреть душу.

47. Любое дело никогда не заменит радости человеческого общения.

48. Для того чтобы нравиться другим, надо хорошо делать свое дело.


 




49. Родитель, отдающий ребенку все свое время, испытывает чув­ство, что у него (нее) подрезали крылья.

50. Детям с ранних лет нужно учиться не соглашаться с мнением ро­дителей, если они чувствуют, что их решения более верные.

51. Многие родители втайне желают, чтобы дети не беспокоили их своими проблемами.

52. Я очень расстраиваюсь, если случайно становлюсь причиной пло­хого настроения моего (моей) супруга (супруги).

53. В моей семье решения, значимые для всех членов семьи, всегда принимаются на семейном совете.

54. Жизнь без семьи, без близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность.

55. Критика моей работы окружающими отрицательно влияет на ре­зультаты.

56. Мне не нравятся люди, для которых личные интересы превыше интересов дела.

57. Про меня можно сказать, что я требователен к другим.

58. Воспитание ребенка открыло для меня мир с его лучшей стороны.

59. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

60. Иногда я ловлю себя на мысли, что мы с мужем (женой) совер­шенно чужие люди.

61. К сожалению, во время ссоры с мужем (женой) я обычно стрем­люсь отстоять свое решение и мне трудно признать его (ее) правоту.

62. Свободное время необходимо проводить в общении с друзьями.

63. Я очень внимательно отношусь к выбору людей, с которыми при­дется тесно общаться.

64. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

65. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

66. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

67. Я горжусь, что такой человек, как мой супруг (супруга), рядом со мной.

68. Когда муж (жена) разговаривает со мной, я часто думаю 6 чем-то другом.

69. Я постоянно забочусь о сохранении уважения своего (своей) мужа (жены).

70. Самое страшное для человека — чувство одиночества.

71. В трудной ситуации меня всегда поддерживают образы дорогих мне людей — моих учителей, родных и близких.

72. Я считаю, что ради дела можно пожертвовать отношениями со­трудников.

73. Если ребенок к двум годам не научится выражать свои желания предложениями, его следует показать специалисту.

74. Для хороших родителей дом — это самое главное в их жизни.

75. Я могу разговаривать с мужем (женой) о серьезных вещах в любое время.

76. Иногда я ощущаю, что жизнь в семье не зависит от моей воли.

77. На работе я часто по собственной инициативе помогаю новичкам освоиться с новой деятельностью.


 

78. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.

79. Слезы моего ребенка чрезвычайно меня расстраивают, так как я стараюсь делать все, чтобы у него было спокойное и беззаботное детство.

80. Дети должны уважительно относиться к своим родителям, даже если поведение родителей противоречит нормам нравственности.

81. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

82. Брак притупляет творческие возможности человека.

83. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

84. Я нахожусь в товарищеских отношениях только с теми коллегами по работе, кто добросовестно выполняет свои обязанности.

85. Люди, посвятившие жизнь любимому делу, достойны восхище­ния.

86. Дети ведут себя плохо только затем, чтобы привлечь внимание родителей.

87. Воспитание детей всегда доставляет родителям большую радость.

88. Мой (моя) супруг (супруга), как ребенок, нуждается в контроле и опеке.

89. Чтобы семья состоялась, достаточно огромного желания и усилия одного из партнеров.

90. Постоянное проявление интереса к делам ребенка ущемляет его самостоятельность.

91. Профессионалы обычно достаточно жесткие люди, идущие вперед несмотря ни на что.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.