Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание методики






Опросник состоит из трех частей.

1. Родительские паттерны отношений. Эта часть включает 37 ут­
верждений по следующим аспектам родительских паттернов от­
ношений:

- эмоциональное отношение к ребенку (принятие—отверже­ние);

- форма отношения (сотрудничество, симбиоз, отстраненность);

- отношение к родительским обязанностям и уровень знаний о Нормах воспитания ребенка.

2. Супружеские паттерны отношений. Эта часть включает в себя
Ш утверждение по следующим аспектам супружеских паттернов
отношений:


 




- эмоциональное отношение к браку и партнеру по браку (при­нятие — отвержение);

- форма отношения (сотрудничество, симбиоз, отстраненность);

- отношение к супружеским обязанностям.

3. Профессиональные паттерны отношений. Эта часть включает в себя 28 утверждений о таких аспектах профессионального отно­шения, как коммуникативный и деловой тип отношения к Дру­гому (с целью личного успеха — успеха дела), а также модель отношения выдающегося в своей области профессионала к друго­му человеку.

Процедура тестирования

Методика может быть использована как для индивидуального обследования, так и в группе. Процедура тестирования занимает в среднем 15 — 20 мин. Время ответа для испытуемого не ограничи­вается.

Инструкция

«Перед Вами список утверждений. Если Вы согласны с утверждени­ем, то поставьте в бланке ответа в графе «Да» под соответствующим номером крестик; если не согласны — в графе «Нет».

Никаких других пояснений в ходе тестирования испытуемому не дается.

Обработка результатов

В результате анализа всех возможных вариантов ответов испы­туемых на каждую из частей опросника с помощью экспертной оценки было выделено два критерия:

1) освоенность «нормального» ролевого паттерна;

2) освоение ролевого паттерна по невротическому типу. На основе данных критериев было сгруппировано 6 шкал.

 

1. Отношение к Другому профессионала (Оп).

2. Невротические паттерны профессионального отношения к Другому (Пп).

3. Отношение к ребенку опытного родителя (Ор).

4. Невротические паттерны родительского отношения (Пр)-

5. Отношение к партнеру по браку «хорошего семьянина» (Ос)-

6. Невротические паттерны супружеского отношения (Пс).
Количество вопросов, вошедших в соответствующие шкалы, ока­
залось существенно разным — от 6 до 22.


Краткое описание шкал

1. Отношение к Другому профессионала (Оп). Высокий показа­тель по этой шкале соответствует отношению к Другому профес­сионала. Такие люди обычно сами подбирают свое окружение, придавая этому большое значение, так как считают, что близкие люди во многом влияют на их жизнь. Они и требовательны к дру­гим, и считают своим долгом им помогать. От других людей они прежде всего ждут, чтобы те постоянно развивались, духовно обо­гащались. Испытуемые такого типа устанавливают с людьми, яв­ляющимися их сотрудниками и добросовестно выполняющими свои обязанности, доброжелательные личные отношения, за ко­торые не отступают на второй план интересы дела. Им свойствен­ны жесткость по отношению к противникам и активное преодо­ление их сопротивления.

2. Невротические паттерны профессионального отношения к Дру­гому (Пп). Наличие высоких баллов по этой шкале говорит о су­ществовании у испытуемого невротических паттернов профессио­нального отношения к Другому. Это могут быть чрезмерный кон­формизм или, наоборот, жесткость по отношению к другим, а также неадекватная зависимость от других или попытки полной изоляции.

3. Отношение к ребенку опытного родителя (Ор). Высокий по­казатель по этой шкале соответствует отношению к ребенку опыт­ного родителя. Такому родителю нравится ребенок таким, какой Он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпати­зирует ему. Он стремится проводить много времени вместе с ре­бенком, одобряет его интересы и планы. Родитель старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, поощряет его инициати­ву и самостоятельность. Воспитание ребенка доставляет родите­лям большую радость. Дом и счастье ребенка являются для них важными ценностями. Уровень знания о нормах развития ребен­ка высокий.

4. Невротические паттерны родительского отношения (Пр). На­личие высоких баллов по этой шкале говорит о существовании у испытуемого невротических паттернов родительского отношения. Это проявляется или в том, что родитель воспринимает ребенка плохим и неприспособленным. По большей части родитель испы­тывает к ребенку злость, досаду и обиду. Он не доверяет ребенку и Не уважает его. Это может проявляться и в том, что родитель ощу­щает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка. Или, наоборот, он требует от ребенка безоговорочного послушания, старается во всем навязать свою Точку зрения. Или в том, что родитель старается как можно мень-1116 вникать в дела ребенка, оправдывая это «приучением ребенка * самостоятельной жизни».


 




5. Отношение к партнеру по браку «хорошего семьянина» (Ос). Вы­сокий показатель по этой шкале соответствует отношению к парт­неру по браку «хорошего семьянина». Такому человеку общество супруга доставляет удовольствие. Человек гордится, что такой че­ловек, как его супруг, рядом с ним. Жизнь без семьи для него непривлекательна. Он, принимая решение, всегда советуется с супругом(ой), может признать его (ее) правоту во время ссоры.

6. Невротические паттерны супружеского отношения (Пс). На­личие баллов по этой шкале говорит о существовании у испытуе­мого невротических паттернов супружеского отношения. Это про­является или в том, что семья испытуемым рассматривается как конец «хорошей» жизни, так как в ней притупляются творческие возможности человека, теряется взаимопонимание и любовь, в конце концов нет ни одного светлого момента. Или в том, что он ощущает, что жизнь в семье не зависит от его воли. Его чрезвы­чайно расстраивает, когда он не может выполнить просьбу своего партнера. Или, наоборот, в том, что он считает, что его супруг(а) часто делает глупости и нуждается в постоянном присмотре, как ребенок.

Шкальные значения подсчитываются по 6 шкалам с помощью «ключей» (см. с. 277). Интерпретация проводится путем анализа профиля 6 показателей, которые совместно дают целостную кар­тину ролевых паттернов отношения к Другому испытуемого.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.