Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е.Бене — Е.Антони






Методика Е.Бене —Е.Антони [Бене Е., 1999] направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытыва­ет к членам своей семьи, и то, как он воспринимает их отноше­ние к себе. Кроме того, посредством методики выявляются типы психологических защит, используемые ребенком.

Методика имеет две формы, представленные в методическом руководстве [Бене, 1999]:

1) для дошкольников и младших школьников;

2) для подростков.

Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 мин. Методика очень проста в обработке. В настоящем практикуме мы остановимся только на самых важ­ных моментах этой методики и интересном варианте ее модифи­кации.

Несмотря на множество имеющихся сегодня тестов, пригод­ных для психологической оценки ребенка, существует потребность в тесте, который мог бы адекватно и надежно показать направ­ленность и силу чувств ребенка по отношению к различным чле­нам его семьи и его оценку ответного отношения к нему.

Ж. Пиаже, обсуждая генезис концепции семьи у ребенка, по­казал, что с изменением возраста идеи семьи значительно меня­ются. В соответствии с теорией Ж. Пиаже система взаимоотноше­ний — это частный аспект «логики отношений», которой ребенок может овладеть только с 8-летнего возраста. До этого его только сбивает с толку огромное количество ролей, исполняемых одним и тем же человеком, который может одновременно быть отцом, братом, мужем и сыном. Малыш может считать членом семьи квар­тиранта, но не считать отца, мать или братьев, если они не живут с ним. Сироты стремятся к тому, чтобы дополнить свои семьи. Запущенные и отверженные дети имеют тенденцию восприни­мать свои семьи как «романтические». Единственный в семье ре­бенок может включать в семейный круг воображаемых приятелей.

На следующем этапе дети начинают дифференцировать семей­ный круг от других лиц, живущих в доме, и от различных фантасти­ческих фигур. И наконец, они способны охватить всю систему се­мейных взаимоотношений и их собственные роли в этой системе.

Ребенок, таким образом, по-разному воспринимает свою семью на различных этапах развития, по-разному оценивает свои взаи­моотношения в ней. Предложить ребенку проведение теста необ­ходимо таким образом, чтобы он мог (по эмоциональным ощу­щениям или логическим причинам) включить в семейный круг или исключить из него важных лиц, так что созданная им в тесто­вой ситуации семейная группа необязательно соответствовала бы его реальной семье.

Полученное различие между идеей семьи, выраженной ребен­ком, и его семьей дает психологу дополнительную информацию о Домашней эмоциональной жизни ребенка. Эмоциональный фон, играющий главную роль в интерперсональных отношениях ребен­ка, включает сильные переживания любви или ненависти, «сек­суального или агрессивного» в широком смысле этих слов, более слабые переживания типа «нравится/не нравится», «приятно/не­приятно» и реакцию ревности и соперничества. Тест также вклю­чает переживания ребенка, направленные на себя, «аутоэротические» или «аутоагрессивные», и механизмы защиты от осозна­ния направленных на него чувств. Переживания старших детей раз­личаются более тонко, чем чувства младших. У маленьких детей переживание чего-либо или любовь к кому-либо, неприязнь или сильная ненависть легко перетекают из одного в другое.

Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:

1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные — с «сексуализированными» переживаниями, относя­щимися к интимному психическому контакту и манипуляции;

2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;

3) родительского потакания, выражающегося высказываниями типа «Этого члена семьи мама слишком балует»;

4) родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа «Мама беспокоится, что этот человек может простудиться».

Все эти пункты, кроме касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств:

1) чувства исходят от ребенка и направляются другим людям;

2) ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: «Я люблю прижиматься к

этому члену семьи». А примером второй: «Этот человек любит креп­ко обнимать меня».

Вариант для маленьких д е т е й содержит следующие от­ношения:

1) положительные чувства, которые исходят от ребенка и пе­реживаются ребенком как исходящие от других;

2) отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и пе­реживаются им как исходящие от других;

3) зависимость от других.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.