Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация результатов теста






В данном виде тестовая ситуация (жизненная ситуация в миниа­тюре) может рассматриваться как предъявляющая почти непо­мерные требования к способности личности к взаимодействию. На короткий период (время тестирования) психологическое про­странство ребенка переполняется множеством эмоциональных «со­бытий», которые обычно распределены в более длительном пери­оде его жизни. Однако понятно, что ребенок не переживает тесто­вый опыт так, как он переживал бы реальный жизненный опыт, и его чувства, таким образом, менее пылкие. Тем не менее такая ситуация не делает чувства ребенка менее подлинными или менее отражающими его межличностное взаимодействие, так как оба вида реакций — «пылкие» (в жизни) и «рассудочные» (в тестовой ситуации) — происходят из одного источника. К тому же ребенок мало способен делать четкое различие между «как если бы» и дей­ствительным, и чем младше ребенок, тем меньше он это различа­ет. Тестовая и жизненная ситуации имеют для него тенденцию сливаться. Распределение чувств в тесте может быть также выра­жено в терминах «пережитых» чувств, исходящих от ребенка, и «воображаемых» чувств, направленных к ребенку. Даже такое раз­личие не совсем определенно для ребенка, так как его психологи­ческие границы более гибки и неустойчивы, чем психологиче­ские границы взрослого.

1. Относительная психологическая значимость различных членов семьи. Из общих соображений распре­деление ответов могло бы походить на гипотетическое распреде­ление (рис. 9).

Мама

    Папа Братья, сестры  
            Другие члены семьи
         
                Сам ребенок
                   
           

Рис. 9. Диаграмма ожидаемого распределения ответов ребенка

 

Сумма всех высказываний, адресованных одному человеку, показывает степень вовлеченности в отношения с этим челове­ком. Сравнивая реальное распределение и гипотетическое ожида­емое, можно увидеть, не смещено ли распределение чувств от родителей к другим членам семьи. Также должно быть замечено, нет ли преувеличенной реакции — положительной или отрица­тельной — на одного из родителей.

2. Эгоцентрические ответы. Эгоцентрические ответы содержат два элемента: любовь к себе и ненависть к себе. Оба они, однако, указывают на чрезмерную занятость собой. Основываясь на клиническом опыте, можно ожидать высокого уровня любви к себе у привилегированных детей или детей, чрезмерно идущих на поводу своих желаний, и высокого уровня ненависти к себе у отвергаемых и ненавидимых детей или детей с чувством неполно­ценности, вины и стыда.

3. Амбивалентность. Отношения между положительными и отрицательными исходящими чувствами и положительными и отрицательными получаемыми чувствами, высказанными ребен­ком, могут составить амбивалентную пропорцию. Амбивалентность фиксируется, если положительных пунктов было направлено чле­ну семьи не более чем в два раза больше, чем отрицательных, или если количество отрицательных пунктов, направленных члену се­мьи, не превышает количество положительных более чем в два раза. Те вопросы, которые выражают получаемые ребенком чув­ства, и те, которые выражают исходящие чувства, рассматрива­ются независимо друг от друга.

4. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им. Исходящие чувства — это те чувства, источником которых является ребенок и которые делают его любящим, амбивалент­ным или ненавидящим. В случае обычного ребенка мы можем ожи­дать, что эти чувства будут связаны с его поведением. Сдержан­ный ребенок, который не способен выразить свои чувства в ре­альной жизненной ситуации, может оказаться способным сделать это в тестовой ситуации, но может быть сдержанным и в обеих ситуациях. Выраженные ребенком полученные чувства зависят от его жизненного опыта и от его системы защиты.

Данные о полученных чувствах ставят нас перед двумя «реаль­ностями» ребенка — реальностью «действительных» эмоций, на­правленных на ребенка, и его «психической» реальностью воспри­нятых эмоций, соответствующих его потребностям или нуждам. Эмо-Чни, которые дети направляют другим, тесно соотносятся с чув­ствами, которые, как они полагают, направляются им самим. Дан­ные показывают, что в большинстве случаев получаемые чувства Удивительно соответствуют исходящим от ребенка чувствам, как если бы у ребенка была внутренняя обсчитывающая система, като­рг давала бы на выходе ровно столько, сколько получает.

5. Защиты. Тестовая ситуация имеет тенденцию создавать си­стему защиты от чувств, вызывающих у ребенка ощущение вины. Эти защиты — обычные способы защиты, видоизмененные огра­ничениями, накладываемыми тестовым материалом. Результаты теста могут обнаружить следующие защитные механизмы.

Отказ: ребенок отдает большинство положительных и отрица­тельных высказываний «Никому».

Идеализация: ребенок отдает большинство вопросов положи­тельного характера членам семьи, в то время как большинство отрицательных отдает «Никому».

Смещение: ребенок отдает большинство высказываний пери­ферическим членам семьи.

Осуществление желаний, регрессия: эти защиты могут быть выяв­лены, если ребенок направляет на себя большинство вопросов, выражающих сверхпокровительственные, сверхпотакающие чувства.

Результаты, полученные при проведении теста в клинике, по­могли обнаружить дополнительные виды защит:

- проекция, когда ребенок преувеличенно и нереально припи­сывает другим положительные и отрицательные чувства и в то же время отрицает их у себя;

- реакция формирования, когда ребенок подменяет свои отве­ты противоположными, стараясь скрыть слишком яркие положи­тельные или отрицательные чувства.

Отсутствие нормальной защищенности. Если протокол показы­вает чрезмерное проявление сильных положительных или отрица­тельных чувств, мы можем говорить о недостатке защищенности.

Более подробно следующие этапы интерпретационной работы с результатами теста описаны в руководстве к тесту.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.