Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения теории международной конкуренции М. Портера.






«Конкурентный ромб» Майкла Портера

Ответ на вопрос, почему страна добивается успеха в международной конкуренции в той или иной отрасли, М.Портер попытался дать в виде системы четырех показателей, носящих общий характер и формирующих среду, в которой конкурируют местные фирмы.

«Конкурентный ромб» М.Портера включает систему показателей:

1. Факторные условия. Включил 5 групп: людские ресурсы; природные ресурсы; научно-информационный потенциал (все накопленные страной знания касательно товаров и услуг - научные, технические, рыночные); капитал; инфраструктура (всё, что оказывает влияние на качество жизни в определенной стране, делая ее привлекательным местом для проживания). Факторы базисные, общие, специализированные.

Недостаток отдельных базисных факторов побуждает компании осуществлять нововведения и совершенствоваться. Этот недостаток должен компенсироваться другими преимуществами.

Взаимодействие факторов в системе ромба: базисные факторы являются основой для создания развитых отраслей; общие и специализированные факторы в конкретных областях зависят от других детерминант, особенно от внутренней конкуренции.

2. Условия внутреннего спроса. Большое значение играет не объем спроса, а его качество и соответствие развитие спроса на мировом рынке. Напр., качество спроса в Японии.

Взаимодействие условий спроса в системе ромба:

ü интенсивная внутриотраслевая конкуренция стимулирует и создает внутренний спрос посредством обновления продуктов и процессов, повышает качество внутреннего спроса => отрасль становится конкурентоспособной на мировом рынке; отрасль создает дополнительный спрос на внутреннем рынке.

3. Родственные и поддерживающие отрасли. Они обеспечивают поступление полуфабрикатов и вспомогательного оборудования высокого класса. Конкурентоспособными бывают обычно не отдельные отрасли, а «группы» или «кластеры» отраслей, где отрасли интегрируются по горизонтали и вертикали. Взаимодействие родственных отраслей также может дать неплохие результаты для международной конкурентоспособности. СМИ, коммерческая реклама – примеры вспомогательных отраслей, которые могут дать положительный эффект.

4. Стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция - группа разнородных факторов; подвержены влиянию национальных обстоятельств.

Внутриотраслевая конкуренция способствует формированию кластеров, сконцентрированных географически; связанная диверсификация (потребители или поставщики расширяют свою деятельность на смежные виды деятельности); кластер становится средством преодоления инерции, негибкости, соглашательства между конкурентами, которые замедляют совершенствование и инновации.

(5.) Государство не включено в конкурентный ромб в связи с отрицательным влиянием прямого государственного вмешательства на конкурентоспособность.

Основная роль государства - роль катализатора (косвенная роль): оно не может создать конкурентоспособные отрасли (это дело компаний); должно побуждать / принуждать компании ставить себе более высокие цели и достигать новых уровней конкурентоспособности.

Случай – не включен в конкурентный ромб. Это события, которые имеют мало общего с условиями развития в стране и на которые не могут влиять ни фирмы, ни нац.правительства, но изменяют позиции конкурирующих компаний. Напр.: изобретения, крупные технологические сдвиги (появление новых направлений науки – биотехнологии, микроэлектроники и пр.), резкие изменения цен на ресурсы (нефтяные «шоки»), значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах валют, резкий подъем мирового локального спроса, политические решения иностранных правительств, военные конфликты.

Детерминанты национальной конкурентоспособности представляют собой косплексную среду, которая находится в состоянии развития. Один фактор постоянно воздействует на другие, что определяет среду, которую иностранным конкурентам бывает трудно воссоздать.

Национальные преимущества возникают тогда, когда уникальной является вся система в целом.

Стадии конкурентоспособности страны.

Анализ конкурентного развития государств позволил Портеру провести классификацию отдельных стран по уровню конкурентоспособности их индустрии в мировом хозяйстве. Каждая стадия развития конкурентоспособности характеризуется своим набором отраслей и своей стратегией деятельности фирм. Стадии также отличаются по уровню гос вмешательства в экономику и основным направлениям эк.политики.

М. Портер выделил 4 стадии конкурентоспособности экономики в соответствии с 4 движущими силами, лежащими в её основе: факторы производства, инвестиции, нововведения, богатство.

1. Стадия, движимая факторами. На этой стадии практически все обладающие конкурентоспособностью отрасли промышленности страны черпают свои преимущества из базисных факторов производства, в основном природных ресурсов и рабочей силы низкой квалификации. Местные фирмы конкурируют исключительно на базе цены в отраслях, которые требуют недорогостоящей и широкодоступной технологии производства продукта. На этой стадии фирма не создают технологию, а получают из других стран. На внешние рынки продукция поступает преимущественно через иностранных посредников (практически нет контакта фирм с конечными покупателями). Экономика на этой стадии чувствительна к колебаниям мирового цикла и курсов валют, уязвима к потере факторного преимущества перед другими странами.

На факторной стадии находятся практически все развивающиеся страны + страны с богатыми природными ресурсами (Канада и Австралия).

2. Стадия, движимая инвестициями. Желание и способность фирм к инвестированию (строительство крупных и современных предприятий), чтобы снизить издержки, улучшать качество продукции и т.д. На этой стадии иностранная технология не только применяется, но и совершенствуется. Быстрый рост занятости, з/п и факторных издержек. Экономика становится менее уязвимой по отношению к глобальным кризисам и колебаниям курсов валют. Государство ориентируется на долгосрочную перспективу - направляет капитал в определенные отрасли, поддерживает рисковые фирмы, поощрение экспорта продукции и импорта технологий. Рост квалификации рабочей силы, получающей ещё низкую з/п.

Очень немногие страны выходят на эту стадию. Удалось в полной мере это сделать только Японии, Ю.Корее. Бразилия, Тайвань, Сингапур подают признаки достижения этой стадии, но не хватает важных элементов – либо способных местных фирм улучшать технологию, контролирование международных каналов сбыта, присутствия действенной внутренней конкуренции и т.д.

3. Стадия, движимая инновациями. Фирмы не только усваивают технологии и методы других наций, но и создают свои оригинальные технологии.

Фирмы конкурируют на мировых рынках в разных сегментах промышленности. Они продолжают конкурировать по цене, но на базе высокой производительности труда. Значительное прямое зарубежное инвестирование (при разрывах стоимостных цепочек). Страны на этих стадиях имеют более высокую долю услуг, чем страны на более ранних стадиях. Усилия государства направляются на косвенное стимулирование, а в создании факторов играют фирмы.

Страны: Великобритания (с ½ 19 века), США, Германия и Швеция – на рубеже 20 века, Италия и Япония – с 1970-х гг.

4. Стадия, движимая богатством. Выход на эту стадию – начало упадка. Экономика, движимая богатством, его достигла, не может это богатство поддерживать. Хроническое недоинвестирование экономики (из-за увеличения налогов на прибыль). Распространяются слияния и поглощения фирм, замедляя инновации. Многие отрасли сокращаются и начинают конкурировать на основе цены. Недостаточное обеспечение занятости и поддержание растущего жизненного уровня.

По Портеру, классический пример – Великобритания в конце 1980-х гг.

Важные условия для продвижения на более высокую стадию:

· Хорошо функционирующие механизмы формирования факторов производства.

· Мотивация работников (заинтересованность в высоких заработках и в продолжительности рабочего дня, поиска путей для роста прибыльности фирмы) и владельцев капитала (на устойчивое инвестирование).

· Ожесточенная внутренняя конкуренция

· Совершенствование спроса

· Недостаток отдельных факторов (создает стимул для повышения продуктивности)

Способность к созданию нового бизнеса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.