Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 2.5. Немецкая классическая философия




 

Место немецкой классической философии в истории философии и культуры. Предпосылки ее возникновения и основные черты.

Философия И.Канта. Докритический и критический период в творческой деятельности И.Канта. Теория познания И.Канта: поворот от анализа субстанции к анализу субъекта. Активность познающего субъекта. Априоризм И.Канта. Чувственность, рассудок, разум. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Система категорий чистого рассудка. Идеи чистого разума. Понятие антиномии.

Моральная философия И.Канта. Основные принципы кантовской этики: онтологическая двойственность; автономность и априоризм; ориентация на должное. Категорический императив как закон практического разума. Свобода воли: человек как субъект автономного поведения. Проблема соотношения счастья и добродетели, совести и чести. Проблема Бога в этике И.Канта. Гуманизм моральной философии И.Канта.

Философия Г.В.Ф.Гегеля. Историческое место Гегеля в мировой культуре и философии. Исходный пункт философии Гегеля: идея тождества бытия и мышления. Ступени развития абсолютной идеи: чистая мысль, природа, духовная жизнь общества. Три составные части философской системы Гегеля: логика, философия природы, философия духа. Диалектика Гегеля как система категорий и законов развития мышления (диалектическая логика). Противоречие между диалектическим методом и идеалистической системой в философии Гегеля.

Философия истории Гегеля. Понимание свободы как познанной необходимости. Проблема соотношения исторической необходимости и деятельности людей. Роль масс и личности в истории.

Влияние философии Гегеля на русских мыслителей XIX-XX вв. Оценка его творчества в немарксистской философии (А.Шопенгауэр, А.И.Герцен, Н.А.Бердяев).

Разложение Гегелевской школы. Л.Фейербах. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Религия любви человека человеком. Этическое учение.

 

План семинара

1. Предпосылки возникновения немецкой классической философии. Ее основные черты.

2. Новаторство гносеологии И.Канта. Его априоризм.

3. Этическое учение Канта. Основные принципы его построения.

4. Философия Гегеля. Противоречие между методом и системой в философии Гегеля.

5. Философия истории Гегеля.

6. Антропологический материализм Л.Фейрбаха. Учение о человеке. Критика религии. Этика.

7. Историческое место и значение немецкой классической философии. Оценка учений И.Канта, Гегеля и Фейербаха в марксистской и немарксистской философии.

Литература

Учебники

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т.Фролова. –М., 1989. –Ч.1. –С.169-191.



2. История философии: Запад–Россия–Восток (книга вторая: философия XV-XIX вв.). –М., 1996.

3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. –Т.3. Новое время. –СПб., 1996. –Гл.20; –Т.4. –СПб., 1997. –Т.4. –Гл.2,3.

4. Рассел Б. История западной философии. –Новосибирск, 1997. –Гл.XX, XXII.

Первоисточники

1. Бердяев Н.А. Русская идея. –М., 1997. Гл.III.

2. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. –М., 1974. Т.1.

3. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: В 6 т. –М., 1964. Т.3.

4. Ленин В.И. Философские тетради // Полн.собр.соч. –Т.29. –С.167.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –Т.3. –С.176.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –Т.3. –С.164 / Маркс К. Тезисы о Фейербахе.

7. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –Т.21.

Монографии и статьи

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. –М., 1973.

2. Гулыга А.В. Гегель. –М., 1975.

3. Гулыга А.В. Кант. –М., 1977.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. –М., 1986.

5. История диалектики. Немецкая классическая философия. –М., 1978.

6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII-начала XIX века: Учебное пособие. –М., 1989.

7. Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. –М., 1988.

8. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». –М., 1989.

9. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. –М., 1991. –Разд. IV.

10. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. –М., 1976.

11. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. –М., 1973.

12. Философия Гегеля: проблемы диалектики. –М., 1987.



Вопросы для самопроверки

1. Назовите основных представителей немецкой классической философии.

2. В чем состоит агностицизм и априоризм И.Канта?

3. Раскройте противоречие между методом и системой в философии Гегеля.

4. Почему учение Л.Фейербаха было названо антропологическим?

5. Как Л.Фейербах трансформирует учение о религии?

6. В чем проявляется, согласно И.Канту, познавательная активность субъекта?

7. В чем суть антиномий И.Канта?

8. Почему учение Г.Гегеля называют диалектической логикой?

9. Справедлива ли характеристика этических учений И.Канта и Л.Фейербаха как абстрактного гуманизма?

10. Как проявляются агностицизм и априоризм в этическом учении И.Канта?

11. В чем суть гегелевского понимания свободы как познанной необходимости?

12. Почему И.Кант выступал против этического релятивизма?

13. Как И.Кант решает вопрос об отношении этики и религии?

14. С чем связана противоречивость учений И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха?

15. Что имел в виду Ф.Энгельс, когда говорил, что Л.Фейербах «материалист внизу, но идеалист вверху»?

16. Какая связь между учением К.Маркса и учениями Г.Гегеля и Л.Фейербаха?


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал