Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. 7. Русская философия






 

Истоки отечественной философской мысли: влияние мировых философских и религиозных традиций на становление и развитие русской философии и формирование ее как «национально-самобытной». Общая характеристика проблем, идей, тем философской мысли на Руси и ее духовно-интеллектуального своеобразия. Теоретико-методологические основания, принципы и критерии периодизации истории русской философии. Современные дискуссии о специфике и месте отечественной философии в мировой цивилизации и культуре.

Древнерусская философия: проблема мироздания и вселенной, души и тела, добра и зла в «Слове о законе и благодати» Илариона, в «Повести временных лет» и других памятниках древнерусской культуры.

Средневековая Русская философия. Мировоззренческий смысл споров между «иосифлянами» (Иосиф Волоцкий) и «нестяжателями» (Нил Сорский). Философские и социально-политические и религиозно-этические идеи Максима Грека, инока Филофея (Псковского), Ивана Пересветова и Ермолая Еразма (XVI в.). Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Философская мысль в послепетровской России (XVIII- началоXIXвв.). Особенности русской философской мысли XVIII века – века секуляризации различных сфер жизни общества. Самобытность решения русскими мыслителями XVIII века традиционных философских проблем (натурфилософских, гносеологических, антропологических, социально-этических и др.).

М.В.Ломоносов – родоначальник натурфилософской материалистической традиции в России.

Социально-философские идеи и общественно-политические взгляды русских мыслителей – просветителей второй половины XVIII века: В.Н.Татищева, Я.П.Козельского, Н.И.Новикова. Патриархально-консервативные взгляды М.М.Щербатого. Его идеал государства.

Философская антропология Радищева. Трактовка Радищевым человеческого общества и личности, развитие им теории естественного права и «общественного договора».

Философские, социологические и общественно-политические идеи в трудах декабристов.

Просветительская мысль России первой половины XIX века. Развитие и концептуальных идей кантианства и шеллингиантства. Социально-философские искания «общества любомудров»: В.Ф.Одоевский и Д.В.Веневитинов. Натурфилософия, гносеология, этика, эстетика и философия истории «любомудров».

Философское обоснование концепции «официальной народности» М.П.Погодиным и С.П.Шевыревым.

Роль П.Я.Чаадаева в становлении основных течений русской общественно-политической и философской мысли середины XIX века. Славянофильство и западничество, их спор о путях развития России.

Социально-философские идеи славянофильства. Философско-богословские воззрения А.С.Хомякова: критика рационализма, примирение науки и религии, учение о «соборности» и «живознании», историософия. Разработка И.В.Киреевским проекта «новой философии» и его учение о человеке и «цельном знании». К.С.Аксаков о западном и восточном типах мышления, об особом историческом пути России и отечественной культуры.

Философия и социология русских революционеров-демократов и народников (30-80-е годы XIX в.): В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский.

Социально-философские воззрения поздних славянофилов. Н.Я.Данилевский: «теория культурно-исторических типов человечества» как разновидность концепции исторического круговорота; биологизация социальных процессов.

К.Н.Леонтьев: идеи «византизма» и «панславизма». Концепция эстетизма как основа философско-культурного мировоззрения. Социологические взгляды: эсхатологизм; критика идеи прогресса; эгалитаризм.

Философские идеи в художественном творчестве Ф.М.Достоевского. Этические воззрения и учение о нравственно-религиозном самосовершенствовании личности. Осмысление истории России и ее предназначения; концепция «христианского социализма».

Социально-философские искания Л.Н.Толстого. Идея спасения и «смысла жизни». Теория «непротивления злу насилием». Историософские построения.

«Философия общего дела» Н.Ф.Федорова как учение о достижении бессмертия человечества («всеобщее воскресение») и регуляции природы. Размышления о смысле и цели истории, о «цивилизации» и «культуре». «Философия всеединства» В.С.Соловьева (1853-1900) как теоретический источник «неохристианства» («нового религиозного сознания»). Обоснование идеи «универсального синтеза науки, философии, религии». Онтологические, гносеологические и социально-этические аспекты «положительного всеединства». Учение о богочеловечестве. Софиология. Теократическая утопия. Религиозно-мистический взгляд на судьбу Запада, Востока, России. Основные принципы нравственного учения.

Религиозно-философская и социологическая мысль России и русского зарубежья в конце XIX-XX вв. Отражение социально-политических и духовных процессов России в предреволюционные и пореволюционные периоды развития русского общества.

Философия «неохристианства» («новое религиозное сознание», «богоискательство») и ее представители: В.В.Розанов, Д.С.Мережковский и др. Критика Розановым исторического христианства. Вопросы политики, демократии, государства, социальных революций, социализма в историософии мыслителя. «Богоискательство» Мережковского как проявление религиозного модернизма. Историософские воззрения.

Софиологическое направление и философия «положительного всеединства» С.Н.Булгакова. Учение о Софии, о богочеловечестве, личности, истории, общественном прогрессе, «христианском социализме».

Основы христианско-экзистенциального направления философии на русской почве. Н.А.Бердяев: эволюция его мировоззрения от «легального марксизма» к религиозному иррационализму и мистике. Онтологический смысл учения о свободе. Проблемы веры и знания, истины, творчества и объективации, рационального и иррационального начал в гносеологии. Концепция личности как основа христианской антропологии и антроподицеи. Социальная философия и этика. Эсхатологизм.

Основные идеи экзистенциальной философии Л. Шестова. Идея Бога как основа онтологии Шестова и его пантеистические умонастроения. Разум, познание, истина в гносеологических воззрениях Шестова. Антисциентизм и критика научного познания. Человек, свобода, вера в социальной философии Шестова.

Н.О.Лосский, С.Л.Франк – виднейшие представители философии интуитивизма в России. Переосмысление ими философии «всеединства» Вл.Соловьева с позиций антирационализма. Метафизика всеединства С.Л.Франка (1877-1950). Мировоззренческая эволюция Франка от марксизма к религиозно-идеалистической доктрине и «мистическому пантеизму». Франк о трех измерениях бытия и о Боге как основе мира. Теория познания Франка как учение об откровении. Социальная философия Франка. Проблемы революции, политики, культуры, духовности в социальных воззрениях Франка. Разработка Франком христианской теодицеи, этики и концепции свободы.

Социально-философские теории «евразийцев» (Г.В.Вернадского, П.Н.Савицкого, Н.С.Трубецкого, Л.П.Карсавина, Г.В.Флоровского и др.). Завершающий этап традиций философии «серебряного века» на русской почве. Шпет Г.Г.: развитие трансцендентально-феноменологической традиции; герменевтический поворот. Исследование различных форм «коллективного бессознательного» как исторических образований; проект конкретной социальной психологии. О слове как принципе культуры.

Лосев А.Ф. – диалектическая феноменология. Античный космос как модель эстетической метафизики. «Имяславие» как философская проблема языка.

План семинара

1. Основные этапы развития и черты русской философии.

2. Русская философская мысль XI-XVII вв. (древнерусский и средневековорусский периоды).

3. Философия 18 века (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев).

4. Социально-философские взгляды славянофилов и западников и их спор о путях развития России (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, П.Я.Чаадаев и др.).

5. Проблема человека и свободы в творчестве Ф.М.Достоевского. Достоевский о русской революции и социализме.

6. Философия всеединства В.Соловьева. Учение Соловьева о теократическом государстве.

7. Поздние славянофилы: Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев. Учение Н.Я.Данилевского о культурно-исторических типах, его смысл и значение.

8. Идеи «византизма» и «панславизма» в творчестве К.Н.Леонтьева. Концепция эстетизма как основа его мировоззрения.

9. Развитие идей русского космизма в XIX – нач. XX вв. (Н.Ф.Федоров, Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский).

10. Евразийство как вариант русской идеи (Н.Трубецкой, Л.П.Карсавин, Л.Н.Гумилев). Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.

11. Проблема свободы в русской философии (Н.А.Бердяев, Л.Шестов).

Литература

Учебники

1. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учебник. –М., 1995.

2. А.И.Новиков. История русской философии X-XX вв.: В 3 ч.. –СПб., 1998.

3. История философии. Запад-Россия-Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. –Ч.3. –М., 1998.

4. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль XI-XVII вв. –М., 1988.

5. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX вв. –М., 1989.

6. Русская философия. Словарь. –М., 1995.

7. История философии в СССР: В 5 т. –М., 1968-1988.

8. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. –Л., 1991.

9. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. –М., 1999.

10. Введение в русскую философию: Учебное пособие. –М., 1995.

11. Сербиненко В.В. История русской философии. XI-XIX вв.: Курс лекций. –М., 1996.

Первоисточники

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. –М., 1990.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. –М., 1993.

3. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. –М., 1990.

4. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). –М., 1990.

5. Бердяев Н.А. Смысл истории. –М., 1990.

6. Бердяев Н.А. Судьба России. –М., 1990.

7. Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. –Т.1. Философия хозяйства. Трагедия философии. –Т.2. Избранные статьи. –М., 1993.

8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. –М., 1991.

9. Изборник (сборник произведений литературы древней Руси). –М., 1969.

10. Киреевский И.В. Избранные статьи. –М., 1984.

11. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979.

12. Леонтьев К.Н. Избранное. –М., 1993.

13. Ломоносов М.В. Избранные произведения. –Л., 1986.

14. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. –М., 1993.

15. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. –М., 1994.

16. Лосский Н.О. Характер русского народа. –М., 1990.

17. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. В 2-х т. –М., 1997.

18. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. –М., 1991.

19. Одоевский В.Ф. Русские ночи. –Л., 1975.

20. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. –М. 1993.

21. Радищев Л.Н. О человеке, его смертности и бессмертии. –М., 1988.

22. Розанов В.В. Сочинения: В 2 т. –М., 1990.

23. Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. –М., 1988.

24. Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. –М., 1989.

25. Федоров Н.Ф. Сочинения. –М., 1992.

26. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. –Киев, 1991.

27. Франк С.Л. Духовные основы общества. –М., 1992.

28. Франк С.Л. Реальность и человек. –М., 1997.

29. Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. –М., 1994.

30. Чаадаев П.Я. Сочинения. –М., 1989.

31. Шестов Л. Сочинения: В 2 т. –М., 1993.

32. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г.Г. Сочинения. –М., 1989.

Монографии и статьи

1. Каменский З.А. Московский кружок любомудров. –М., 1980.

2. Керимов В.И. Историософия А.С.Хомякова. –М., 1989.

3. Корольков А.А. Пророчества К.Леонтьева. –Спб., 1991.

4. Кувакин В.А. Философия Вл.Соловьева. –М., 1988.

5. Лазарев В.В. Чаадаев. –М., 1986.

6. Лосев А.Ф. Вл.Соловьев. –М., 1994.

7. Пишун С.В. Социальная философия В.В.Розанова. –Владивосток, 1993.

8. Поляков Л.В. Философские идеи в культуре древней Руси. –М., 1988.

9. Семенова С.Г. Николай Федоров. Творчество жизни. –М., 1998.

10. Сивак А. К.Леонтьев. –Л., 1991.

11. Уткина Н.Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII в. –М., 1971.

12. Философы России XIX-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. –Изд.2-е. –М., 1995.

13. Шкуринов П.С. А.Н.Радищев: Философия человека. –М., 1988.

 

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте основные черты русской философии.

2. Кто из русских мыслителей внес большой вклад в развитие социальной теории?

3. Раскройте основные идеи космизма.

4. Назовите наиболее ярких русских философов XIX и XX вв.

5. Что вы знаете о философах русского зарубежья?

6. Раскройте значение полемики славянофилов и западников для современности.

7. В чем суть учения В.Соловьева о вселенской теократии?

8. Как анализируется проблема человека в русской философии?

9. Раскройте принципы натурализма, эстетизма и византизма в творчестве К.Леонтьева.

10. Раскройте концепцию исторического релятивизма, изложенную в работе Н.Я.Данилевского «Россия и Европа». За что ее подверг критике В.Соловьев?

11. Почему К.Леонтьева называют русским Ницше?

12. Почему Ф.М.Достоевский, В.Соловьев и др. русские философы выступают против социализма и революции? Какие модели общественного преобразования предлагают они?

13. В чем состоит философский смысл произведения Ф.М.Достоевского «Бесы»?

14. Раскройте основные идеи «Философии общего дела» Н.Ф.Федорова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.