Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы рефератов. 1. Главные черты и тенденции философии XX века.






1. Главные черты и тенденции философии XX века.

2. Психоанализ и философия неофрейдизма.

3. Э.Гуссерль и основные идеи феноменологической философии.

4. Учение К.Юнга о «коллективном бессознательном».

5. Проблема человека в творчестве Э.Фромма.

6. Учение о бытии в философии М.Хайдеггера.

7. Проблема свободы и ответственности личности в философии Ж.-П.Сартра.

8. Экзистенциализм А.Камю: «бунтующий человек».

9. Категория абсурда в философии А.Камю.

10. Основные направления развития западной религиозной философской мысли (неотомизм, неопротестантство, Ж.Маритен, Тейяр де Шарден).

11. Структурализм.

12. Основные принципы и идеи философии постмодерна.

13. Позитивизм и основные этапы его развития.

 

РАЗДЕЛ III

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МИРЕ

Тема 3.1. Проблема бытия в философии

 

Онтология как учение о бытии. Категория «бытия» и ее роль в философии. Проблема бытия в истории философии: Парменид, Гераклит, Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Р.Декарт, Б.Спиноза, П.Гольбах. Дуалистическая трактовка бытия Р.Декартом. Тождество бытия и мышления в философии Г. Гегеля.

М.Хайдеггер о бытии как человеческом существовании: бытие в мире и бытие смертного существа.

Ж.-П.Сартр: бытие в себе и бытие для себя. Свободный выбор возможностей как основная характеристика человеческого бытия.

Бытие и небытие. Возможность как потенциальная форма бытия.

Два способа существования бытия: природный мир и мир духовных явлений. Понятие духа. Развитие представлений о духе в истории философии. Бытие индивидуализированного духовного. Бытие объективированного духовного.

Специфика человеческого бытия. Бытие человека как диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа.

Круг проблем, связанных с бытием. Соотношение материального и духовного. Идеализм и материализм, монизм и плюрализм.

План семинара

1. Онтология как учение о бытии. Проблема бытия в истории философии. Судьба проблемы в XX в.

2. Бытие и небытие. Формы существования бытия.

3. Специфика человеческого бытия. Понятие «духа».

4. Круг проблем, связанных с бытием.

5. Соотношение материального и духовного. Материализм и идеализм. Монизм и плюрализм.

Литература

Учебники

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. –М., 2002. С.420-430.

2. Введение в философию: Учебник для ВУЗов: В 2 ч. –М., 1989. –Ч.2. –Гл.V.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П.Кохановский. –Ростов н/Д, 1995. –Гл.III.

4. Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина. –М., 2001. –Ч.II, гл.1.

Первоисточники

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. –М., 1989. –Гл.V.

2. Библия. Первая книга Моисеева. Бытие. –Минск, 1995.

3. Гегель. Философия права // Сочинения. –М-Л., 1934. –Т.7. –С.182.

4. Гегель. Энциклопедия философских наук. –М., 1974. –Т.1. –С.351.

5. Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. –М., 1978. –Т.1. –С.503 (см. слово «дух».).

6. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: В 6 т. –М., 1964. –Т.3. –С.101, 521.

7. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. –Т.18.

8. Лосев А.Ф. Дерзание духа. –М., 1988.

9. Лосев А.Ф. Дух творчества. –М., 1988.

10. Лосев А.Ф. Классицизм // Литературная учеба. –! 990. –№4.

11. Соловьев В.С. Смысл любви // Сочинения: В 2 т. Т.2. –М., 1988. –С.540-541.

12. Флоренский П.А. Итоги // Сочинения: В 2 т. –Т.2. –М., 1990. –С.341-350.

13. Фрагменты ранних греческих философов. –М., 1989. –С.279-290.

14. Франк С.Л. Духовные основы общества. –М., 1992. –С.481.

15. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. –Париж, 1956. –С.14.

16. Фромм Э. Иметь или быть. –М., 1990.

17. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. –М., 1993.

18. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. –М., 1992. –С.481.

19. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –2-е изд. –Т.20.

20. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –2-е изд. –Т.21. –С.282-283.

Монографии и статьи

1. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. –1997. –№7.

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. –М., 1986.

3. Мамилев Ю.В. Судьбы бытия // Вопросы философии. –1993. –№10.

4. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. –1990. –№10.

Вопросы для самопроверки

1. Почему основатель элейской школы Парменид ввел понятие бытия? В чем суть его понимания бытия?

2. Кто из античных философов не принял парменидовское понимание бытия и почему?

3. Покажите, как Платон развивает парменидовское понимание бытия.

4. М.Хайдеггер говорил, что понимание бытия, сложившееся в античной философии, предрешило мировоззрение и систему ценностей западного мира. Что он имел в виду?

5. Какие изменения в понимании проблемы бытия произошли в Новое время? Прокомментируйте выражение «В Новое время бытие стало субъективным».

6. Почему русские философы критикуют понимание бытия, сложившееся в европейской философии Нового времени?

7. Как решает проблему бытия М.Хайдеггер?

8. Назовите основные формы бытия.

9. Какой смысл вкладывают в понятие «дух» русские философы: Н.Я.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Л.Франк, А.Ф.Лосев и др.?

10. Обозначьте круг проблем, связанных с бытием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.