Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По организации самостоятельной работы студентов






При изучении дисциплины студентам необходимо учитывать следующее. Свободная конкуренция является основным элементом рыночных отношений, построение и развитие которых относится к важнейшим задачам российского общества. Именно развитие конкуренции способствует прогрессу экономики: повышается эффективность производства, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее привлекательных сферах экономики, внедряются инновации, совершенствуются технологии, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители, потребители обеспечиваются широким ассортиментом товаров и услуг с оптимальным соотношением цены и качества.

Долгое время в России строилась административно-командная экономика, в основу которой было положено жесткое планирование, централизованное управление субъектами хозяйствования и преимущественное формирование производственных объединений. В результате такой экономической политики в стране образовался мощнейший государственный монополизм, который обладал уникальными чертами, отличающими его от классической монополии. С переходом России к рыночной экономике вопросы демонополизации и развития конкуренции приобрели первостепенное значение. Проблемы создания благоприятных условий для развития конкурентной среды и нормального функционирования рыночных отношений выявили потребность в формирования нового законодательства - законодательства, регулирующего конкурентные отношения.

Принятие в 1991 году Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» послужило началом становления российского конкурентного законодательства. В последующие периоды этот документ подвергался неоднократным изменениям. Вызвано это в первую очередь особенностями российской экономики и постоянными изменениями, происходящими в ней. В 1995 году были приняты Федеральные законы «О естественных монополиях» и «О рекламе». В 2000 году с вступлением в силу Федерального Закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» завершился процесс формирования основ российского конкурентного законодательства.

В связи с вступлением России в ВТО назрела необходимость совершенствования российского конкурентного законодательства (антимонопольного права), сближения российских норм с международными, что привело к разработке и принятию нового ФЗ «О защите конкуренции», который вступил в действие 26 октября 2006 года. В июле 2009 года приняты значительные поправки и в ФЗ «О защите конкуренции», Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях, Уголовный кодекс РФ и другие нормативные акты. Принят третий антимонопольный пакет, который вступил в силу 9 января 2012 года. Развитие рыночной экономики, принятие четырех «национальных проектов» повлекло за собой необходимость внедрения конкурсных процедур для закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, при выделении земельных участков под комплексную застройку, при распределении водных, лесных и иных ресурсов, завершается реформа электроэнергетики, сферы ЖКЖ, и т.д.

Продолжается формирование единого экономического пространства в России, заработал новый сайт torgi.gov.ru, расширяется его функционал, что позволит в ближайшем будущем объединить информацию о продаже и передаче в пользование государственного и муниципального имущества, земли, участков леса, недр и других ресурсов. Продолжается дебюрократизация экономики и сокращение государственного участия в ней. Реальностью стало создание единого экономического пространства, объединяющего Россию, Беларусь и Казахстан. Это способствует развитию конкуренции на товарных рынках и требует внесения изменений в законодательство, а также создания наднационального антимонопольного органа.

Активно в последнее время обсуждается необходимость реформирования системы размещения госзаказа, включающей в себя процесс планирования и определения начальной цены, порядок размещения заказа и порядок исполнения контракта, путем принятия нового ФЗ «О федеральной контрактной системе.

Для конкурентного законодательства основополагающими являются нормы Конституции РФ, гарантирующие поддержку конкуренции, обеспечение реализации прав и свобод граждан в области свободного предпринимательства, создание единого экономического пространства и обеспечение свободного перемещения товаров, работ и услуг и финансовых средств.

Для изучения дисциплины, необходимо постоянно изучать практику применения антимонопольного, рекламного законодательства и законодательства о размещении заказов, разъяснения ФАС России по применению указанного законодательства, для чего рекомендовано пользоваться сайтом ФАС России, который имеет статус средства массовой информации. Адрес сайта – fas. gov. ru, там же размещается информация о деятельности всех территориальных антимонопольных органов, в том числе и Челябинского УФАС России.Кроме того, рекомендуется использовать журналы «ГОСЗАКАЗ», «Конкуренция и рынок», «Конкуренция и право», «Реклама и право», научно-практический электронный журнал ФАС «Российское конкурентное право и экономика». Большое значение для понимания сущности антимонопольного регулирования имеет изучение экономики, поскольку процессы, происходящие в экономике нашей страны неразрывно связаны с антимонопольным регулированием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.