Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объективная психология Бехтерева.






Петербургский этап творчества Бехтерева характеризуется определенной стадиональностью, общая их направление составляет переход от объективного экспериментального изучения психики к рефлексологии, которая отказывается от исследования психических явлений и акцентирует внимание лишь на их внешних проявлениях. Содержание рефлексологического идей Бехтерева отражена в «Объективной психологии»; «Общие основания рефлексологии»; «Объективное изучение личности»; «Общие основы рефлексологии» и другие.

В работе «Объективная психология» обоснуется перспективность объективного метода изучения психологии, рефлекторный процесс рассматривается как конкретное выражение и способ его реализации. В более поздних из перечисленных работ происходит уже полный отказ от психологии, психических явлений, системы ее категорий и понятий. Отбросив субъективную психологию, Бехтерев ставит задачу создания новой психологии, базирующейся на строго объективном методе изучения психики.

Он приходит к выводу о существовании единого нервно-психического процесса, в котором в нерасчлененном виде представлены и физиологические и психические компоненты. Основной единицей анализа нервно-психической деятельности у него становится рефлекс, рассматриваемый как универсальный динамический механизм, лежащий в основе всех реакций человека. Деятельность человека представляет собой сумму рефлексов, различающихся по сложности и характеру, особенностям организации. Центром изучения Бехтерева становится НЕ психика, сознание, а их внешние проявления1.

Таким образом, от утверждения идеи объективного изучения психики Бехтерев приходит к ее снятию и замене психического процесса физиологическим. Психология заменяется рефлексологией. Принимая интроспективное определения сознания как единственно возможное, как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить, он выбирает единственно в этих обстоятельствах возможное решение - отказ от изучения психики, сознания вообще и обращение к исследованию поведения.

В целом, в творчестве В.М. Бехтерева отразилось кризисное состояние психологической науки на рубеже 19-20 веков. Отсутствовала разработанная научная методология психологии. Создавая новую объективную парадигму, Бехтерев мог реально опереться лишь на стихийно-материалистические предвытекающие со всей логики развития естественнонаучных взглядов ученого. Они не обеспечивали понимания психики в ее собственном бытии, предметно-смысловом содержании как отраженной реальности, образа объективного мира. Человек оставался в понимании Бехтерева лишь природным существом, характер его отношений с миром, с социальной действительностью сводился к пассивному реагированию на внешние воздействия.

Но эти ошибочные подходы к исследованию психики не означают огульного отрицания всего, что было получено в области рефлексологии и, прежде всего, глубоко обоснованной идеи объективного исследования психики, а также получили дальнейшее развитие положений, касающихся комплексного системного изучения человека.

Бехтерев считал, что психология - это наука о психической жизни вообще в широком смысле этого слова и поэтому она должна включать в свой состав такие области, как общая психология, индивидуальная психология, зоопсихология, общественная психология, патопсихология, военная психология, генетическая психология, история психологии.

Рефлексология, в его понимании, выступала именно как система научных дисциплин, тесно связана с другими отраслями науки - естествознанием и обществознание1.

Принципиальное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, он стал одним из основателей нового направления психологического исследования - социальной (или общественной) психологии, рассматривается им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления - коллективная рефлексология. Впервые им было дано определение общественной психологии, перечень круг ее задач, разработаны оригинальные методы изучения социально - психологических процессов. Представляют интерес предложенные ученым подходы к анализу коллектива, механизмов группового влияния, специфики неорганизованных групп и массовых явлений и ряд других его положений, не только не потеряли своей актуальности, но и остаются поныне едва ли не единственными попытками решения практически значимых проблем.

С именем Бехтерева связано становление отечественной психологии труда; под его непосредственным руководством развивается генетическая психология, центром которой становится Педагогический институт, созданный в 1922 году.

В организационном плане рефлексологический период характеризуется попыткой Бехтерева реально организационно воплотить идею комплексности в форме создания Психоневрологического института, а затем Института мозга и психической деятельности. Будучи мозговым центром, институт был связан с другими учреждениями, входящими в психоневрологическую академию и возглавляемыми В.М. Бехтерева. Можно с полным основанием считать, что Институт человека у нас реально существовал, и что накопленный в его стенах опыт организации комплексных исследований личности требует самого серьезного осмысления.

Научная многогранность и разносторонность сочетались в Бехтерева с высокой научно - организационной и общественной активностью. Бехтерев был организатором многих крупных учреждений и обществ, ответственным редактором многих журналов: «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» и другие.

Отвергая понятие души в своей концепции, Бехтерев всегда апеллировал к ней на практике, сам был образцом высокой духовности. В.М. Бехтерев писал как-то, что лица, которые «борются за общее благо человечества, которые руководствуются идеями права и гуманности, должны быть признаны настоящими творцами духовной общечеловеческой культуры и имеют права на вечное признание человечества...». Эти слова ученого имеют самое непосредственное к нему самому, его вклада в развитие нашей науки и духовной культуры

.

 

 

Заключение

Таким образом, мы видим - эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах, приходят к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятие образа, внутреннего, «ментального» плана поведения и т.д., а также обращаться к физиологическим механизмам поведения. Сейчас только некоторые из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо - американский психолог Скиннер и его школа) продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. Бихевиоризм прошел путь от чисто механистических концепций к теориям, выдвинутых современными необихевиористами. Хотя некоторые аспекты этого направления выглядят упрощенными и неспособными объяснить поведение во всей его полноте, главная заслуга его - в том, что оно внесло в изучение человеческой деятельности научную строгость и показало, как ею можно управлять.

Как видим, в основе схемы работы бихевиоризма лежит схема «Стимул-Реакция», которая была разработана Скиннером и продолжена Бандурой. Весомый вклад в развитие бихевиоризма сделал и известный невропатолог и психиатр Владимир Михайлович Бехтерев.

В отечественной психологической науке с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основанной на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения.

Вслед за И.М. Сеченова Бехтерев выступает против интроспекционистского понимания психики, рассматривает всю совокупность психических явлений и форм человеческого поведения на основе понятия рефлекс. Анализ сочетательно-двигательных рефлексов, доступных для объективного внешнего наблюдения и регистрации, определяется им как основной метод исследования в созданных им науках, получивших названия объективная психология и рефлексология. Резкое противопоставление принципов объективной психологии царила в период времени интроспекционистского понимания психики и путей ее изучения, а также конкретный теоретико-методологический уровень разработки психологических проблем обусловили отказ Бехтерева от рассмотрения психики и сознания и сведение задач психологической науки исключительно к анализу внешних проявлений рефлекторной деятельности без учета опосредствующих ее психических процессов.

При жизни Бехтерева В.М. много проблем, им рассматриваемые, не стояли еще так остро, хотя и обсуждались в ряде работ. К тому же те подходы, которые он новаторски стал применять, начали интенсивно и систематически разрабатываться в психологической науке лишь с 30-х годов, уже после его преждевременной кончины.

 

 

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н, Петровская О.А. Совре­менная социальная психология на Западе. М, 1978.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений). М., 2000.

3. Бехтерев В.М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции.11-15 сентября 1995г.-Казань, 1995-150с.

4. Бехтерева / / Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии

5. Бехтерев В.М. Сознание и его границы - Казань, 1888.-- с. 26

6. Брушлинский А.В., Кольцова В.А. Социально-психологическая концепция В.М.

7. Гращенков Н.И. Роль В.М. Бехтерева в развитии отечественной неврологии М.: Медгиз, 1959.-45с.

8. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Издательство «Гардарики», 2004. – 475 с.

9. Гуткина Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991. – 74 с.

10. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Издательство «Питер», 2003. – 752 с.

11. Журевич Л.А. Социально-психологический тренинг для учащейся молодежи. – М., 2002. – 152 с.

12. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – М., 2004.

13. История психологии: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина. -Екатеринбург, 1999.

14. Кашапов Р.Р. Практическая психология. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2003. – 448с.

15. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. – М.: «ОМЕГА», 2005. – 365 с.

16. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003. – 448 с.

17. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий голов­ного мозга. М-Л.: Биомедгиз, 1927.

18. Розенова М.И. Психология обучения и воспитания. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2004. – 176 с.

19. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. – М., 2003. – 155 с.

20. Холл К.С., Липдсей Г. Теории личности. М., 1997.

21. Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. – М.: Издательство «Академический проект», 2005 – 735 с.

22. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.

23. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.

24. Шихирев Н.П. Современная социальная психология: Учебн. пособие для ВУЗов. М.: ИП РАМ Екатеринбург: Дело­вая книга, 2000. 448 с.

25. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – СПб.: Издательский Дом «Равновесие», Издательство «Питер», 2004.

 


[1] Андреева Г.М., Богомолова Н.Н, Петровская О.А. Современная социальная психология на Западе. М, 1978.

1 История психологии: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина. -Екатеринбург, 1999.

2 Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений). М., 2000.

1 Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М-Л.: Биомедгиз, 1927.

1 Холл К.С., Липдсей Г. Теории личности. М., 1997.

1 Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.

1 Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.

2 Холл К.С., Липдсей Г. Теории личности. М., 1997.

1 Шихирев Н.П. Современная социальная психология: Учебн. пособие для ВУЗов. М.: ИП РАМ Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 448 с.

2 Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Издательство «Гардарики», 2004. – 475 с.

1 Гуткина Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991. – 74 с.

1 Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Издательство «Питер», 2003. – 752 с.

2 Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Издательство «Гардарики», 2004. – 475 с.

1 Журевич Л.А. Социально-психологический тренинг для учащейся молодежи. – М., 2002. – 152 с.

1 Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – М., 2004.

1 Бехтерев В.М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции.11-15 сентября 1995г.-Казань, 1995-150с.

1 Брушлинский А.В., Кольцова В.А. Социально-психологическая концепция В.М. Бехтерева / / Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии

1 Бехтерев В.М. Сознание и его границы - Казань, 1888.-- с. 26

1 Брушлинский А.В., Кольцова В.А. Социально-психологическая концепция В.М. Бехтерева / / Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии

1 Бехтерев В.М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции.11-15 сентября 1995г.-Казань, 1995-150с.

1 Гращенков Н.И. Роль В.М. Бехтерева в развитии отечественной неврологии М.: Медгиз, 1959.-45с.

1 Брушлинский А.В., Кольцова В.А. Социально-психологическая концепция В.М. Бехтерева / / Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии

1 Гращенков Н.И. Роль В.М. Бехтерева в развитии отечественной неврологии М.: Медгиз, 1959.-45с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.