Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классический бихевиоризм






Введение

Бихевиоризм, который определил вид американской психологии в XX веке, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Кредо бихевиоризма выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвар Торндайк (1874-1949), теоретическим же лидером направления стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958), который стремился превратить психологию в науку, способную контролировать и предсказывать поведение.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время наблюдается почти полное отсутствие социального момента в воспитании. Современное общество потеряло те качества, которые были ему свойственны ранее. Как мне кажется, с опорой на бихевиоризм, общество могло бы существенно измениться в благоприятную сторону.

Цель данной работы заключается в том, чтобы познакомиться с основой бихевиоризма и понять ее, а так же рассмотреть точки зрения ученых, изучавших бихевиоризм.

Задачами данной работы являются:

-определить понятие бихевиоризма;

-рассмотреть схему принципа работы бихевиоризма;

- сделать выводы о проделанной работе.

Данная работа основана на принципах и законах психологии. Также в работе используется непосредственно информация из работ ученых - бихевиористов.

 

Классический бихевиоризм

 

Первым ученым, безусловно считавший себя бихевиористом, был Джон Уотсон, в 1913 опубликовавший своего рода манифест под названием «Психология глазами бихевиориста» («Psychology as the Behaviorist Views it»).

Уже само название произведения говорит о том, что Уотсон отнюдь не собирался создавать новую науку, а лишь придерживался мнения, что психология, начиная с того момента, должна была заниматься изучением поведения.

Это было ошибкой, поскольку большинство психологов того времени придерживались точки зрения, что они должны исследовать душевные процессы в мире сознания. По этой причине они, естественно, не были готовы согласиться с Уотсоном[1].

Ученые, которые стояли у истоков бихевиоризма, тратили много времени на борьбу с интроспективной методикой исследования духовной жизни, из-за чего центральное значение основного предмета их исследования было отодвинуто на второй план.

Сам Уотсон сделал несколько важных наблюдений относительно инстинктивного поведения. Фактически, он был одним из первых современных этологов. Однако изучение способности организма к обучению произвели на него такое впечатление, что он несколько преувеличил способности новорожденных младенцев к обучению.

Впоследствии он сам признал это преувеличением, но с тех пор этот факт всегда приводят в пример, чтобы показать якобы необъективность Уотсона. Новая форма науки, разработанная им, появилась в некотором смысле преждевременно, потому что у него в распоряжении очень немного научно достоверных фактов из области поведения, прежде всего человеческого

Для каждой новой формы науки всегда возникает проблема, которая заключается в том, что сначала она располагает очень малым количеством фактов. Для научной развивается и претензионной программы Уотсона, которая касалась такой широкой области, как человеческое поведение, это обстоятельство было весьма существенным недостатком. Ему потребовалось более фактический материала, чем он мог найти. Поэтому неудивительно, что многое из того, что он говорил и писал, кажется наивным или слишком упрощенным.

Поведенческую модель человека некоторые ученые считают механистической, которая уподобляет людей машинам, приводимых в действие входным сигналом (стимулом) и в ответ на него производят выходной сигнал (реакцию). Поведенческую модель человека называют также детерминистской, так как согласно этой модели, все, что есть в поведении человека (ценности, установки, эмоциональные реакции) определяется влиянием внешней среды в прошлом или в настоящем. Поэтому такие понятия, как вина, уважение и достоинство, по мнению бихевиористов, не нужны в описании поведения человека1.

Бихевиористов особенно интересовало определение и описания процессов научения. Базисную форму научения принято называть обуславливание. Существует несколько классических экспериментов, демонстрирующих различные типы обуславливания. Наиболее известными примерами классического обуславливания являются эксперименты И.П. Павлова. Классическое обуславливание (выработка условных рефлексов) это тип научения, в котором нейтральный раздражитель, например, звонок, начинает вызывать реакцию (выделение слюны) после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем (например, на продукты).2

Эксперименты появления условных рефлексов у людей, которые были проведены на 20 3-хдневных детях (получение реакции сосание на звуковой сигнал), показали, что научение происходит с самых первых дней жизни человека. Это исследование показало также, что с помощью метода выработки условных рефлексов исследователи могут изучать способность малышей обрабатывать сенсорную информацию задолго до того, как они овладеют языком. Это исследование подтвердило, что бихевиористский подход может помочь в понимании научения как механизма социализации личности.

Были проведены также эксперименты, которые показали, что эмоциональные реакции, такие как страх, тоже могут возникать условнорефлекторным путем, особенно в детстве. Американские психологи Джон Уотсон и Розале Рейнор провели классический эксперимент с предопределения страха у 11-месячного ребенка, который затем получил название " маленький Альберт". В этом эксперименте они обнаружили такое явление как генерализация раздражителя, что означает распространение реакции с одного специфического раздражителя на другие подобные. Легко увидеть, как генерализация раздражителя происходит в повседневной жизни детей. У детей могут вызвать страх белые халаты, запах лекарств, потому что они ассоциируются с болезненными уколами1.

Положительные эмоциональные реакции могут возникать так же, как и отрицательные, то есть условнорефлекторные. Если человек начинает связывать ранее нейтральный раздражитель с неприятным эмоциональным состоянием, то изменить эту условную реакцию можно контробуславливанной. Контробуславливанная это методика устранения ранее негативной условной реакции путем замещения ее новой условной реакцией в той же ситуации.

Новая позитивная ассоциация вскоре приведет к изменению негативной условной реакции на противоположную ей позитивную. На основе действия принципа классического предопределения в психотерапии было создано методики лечения различных фобий. Одной из них является систематическая десенсибиция, которая была использована в виде обучения релаксации для лечения таких фобий, как боязнь летать на самолете, страх перед начальством, неприятие больниц, когда в качестве условных раздражителей выступают такие факторы как высота, форменная одежда, больничные запахи и начальник. Эти примеры являются иллюстрацией классическими. Однако эту методику выработки условных рефлексов нельзя применять для усвоения более сложных форм поведения, таких, как управление автомобилем, игра в футбол или декламация стихов1.

Помощь более сложным формам поведения было дано выдающимся американским психологом Скиннером его теории оперантного научения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.